Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
Во-первых, стратегически важным в решении инфраструктурных проблем является согласование интересов двух стран на межгосударственном, межрегиональном и корпоративном уровнях, объединение финансовых, инвестиционных и трудовых ресурсов в развитии транспортной инфраструктуры двусторонних торгово-экономических отношений.
Как показывают опросы
Развитие транспортной инфраструктуры. Даже при подвижках в структуре российского экспорта в Китай роль энергоносителей будет оставаться всегда значительной (ведь это одна из конкурентных позиций России на мировых рынках и пример Норвегии показывает, что даже поставки продукции высокоразвитой обрабатывающей промышленности могут сочетаться с сырьевым экспортом). Более того, в Сибири (особенно Восточной) существует потенциал наращивания добычи нефти и газа, которые из-за экономии на транспортных издержках и диверсификации рынков сбыта целесообразно экспортировать не в Европу, а на Восток. В этой связи необходимо ускорить строительство ниток трубопроводов в Китай.
Для дальнейшего развития экспорта продукции российской обрабатывающей промышленности необходимо ускоренное развитие сети не только железных, но и автомобильных дорог. Так, предполагалось, что на трассе Чита – Хабаровск уже в 2006 г. появится покрытие из щебеночной смеси, а к 2008 г. – полноценная асфальтобетонная магистраль, где можно двигаться со скоростью 100 км/ч. Хроническое недофинансирование строительства и претензии к генеральным заказчикам привело к переносу сроков – твердое покрытие на всей трассе должно появиться только в 2007 г., а асфальт – к 2010 г. Более того, Федеральное дорожное агентство продолжает закладывать недостаточные суммы, так что не исключен срыв и новых сроков.
При этом в случае ориентации на развитие трансграничных производственных комплексов необходимо развивать не только ограниченное число трансграничных магистралей, но и транспортную инфраструктуру в масштабах всей южной части Дальнего Востока и Восточной Сибири. Действительно, когда в поставках через российско-китайскую границу вырастет удельный вес не сырья или, напротив, готовой продукции, а полуфабрикатов и комплектующих для дальнейшей переработки в рамках единых производственно-сбытовых цепочек, критически важным будет наличие хороших транспортных связей у всех задействованных в этих схемах российских предприятий. Причем при планировании инвестиций в российские инфраструктурные объекты необходимо добиваться согласованности действия разных российских игроков (особенно подконтрольных государству – например, чтобы строительство или модернизация железных и автомобильных дорог не приводила к неоправданной конкуренции двух видов транспорта за перевозки одних и тех же товаров).
И все-таки первоочередной крупной задачей является ускорение строительства полноценной автодороги на трассе Чита – Хабаровск, которая, наконец, свяжет основную часть страны с Дальним Востоком. Помимо значения для развития всей экономики Дальнего Востока эта дорога важна и потому, что в ее районе китайцы предполагают значительные инвестиции.
Развитие приграничной инфраструктуры. Поскольку на границе в любом случае будет сохраняться контроль за экспортируемыми и импортируемыми товарами (таможенный, санитарный и т.п.), необходима дальнейшая модернизация пограничных пунктов, расширение их пропускной способности, а также строительство новых складских, логистических комплексов в приграничных районах. Следует также учитывать шаги, предпринимаемые китайской стороной (например, получение Китаем в 2005 г. займа от Всемирного банка в объеме 100 млн. долларов для финансирования проекта «Транспортно-торговый коридор во Внутренней Монголии» для развития в приграничных с Читинской областью районах автодорог и грузового терминала по перевалке грузов с железной дороги).
В качестве первого шага необходим сбор информации по всем пограничным пунктам о степени их текущей загрузки и наблюдаемой динамики с целью выбора приоритетов для инвестирования по «расшивке» узких мест.
Во-вторых, стратегической задачей для российской стороны, требующей стимулирующего и регулирующего взаимодействия обеих заинтересованных в развитии торгово-экономических отношений стран, является облагораживание структуры взаимного экспорта.
По-прежнему сохраняется, а по некоторым позициям даже усиливается, сырьевая специализация России, которая сопровождается сокращением положительного сальдо торговли нашей страны с Китаем. Поэтому при формировании стратегии развития двусторонних торгово-экономических отношений необходимо предусматривать решение пяти принципиальных для российской стороны задач.
А) Организация в России более глубокой переработки сырья с китайским участием. Динамичный рост китайского рынка позволяет России наращивать экспорт переработанной продукции, не снижая поставок в Китай и исходного сырья. При этом, как показывают опросы российских предпринимателей и что признают сами китайцы, в КНР не будет создаваться препятствий для российской продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости, особенно если в ее производстве будет задействована китайская сторона. В частности, Китай заинтересован в закупке таких товаров в России, при производстве которых осуществляется энергоемкая переработка сырья. Наглядный пример – целлюлоза. Кстати, китайцы ведут активные переговоры по созданию в разных восточных регионах России целлюлозно-бумажных комбинатов (например, уже стартовало строительство ЦБК в пос. Амазар: инвестиции составят рекордные 497,5 млн. долл., в том числе 270,4 млн. долл. в первую очередь, которую планируется ввести в строй в 2008 г.). При этом увеличение доли продукции со значительной добавленной стоимостью не только способствует росту товарооборота России и КНР в денежном выражении, но и, как правило, снижает удельную нагрузку на транспортную инфраструктуру (каждая тонна груза становится дороже).
Традиционно в России принято надеяться только на приход китайских инвесторов, однако продуктивным может оказаться и организованное привлечение в Россию китайской рабочей силы. Во-первых, решается проблема нехватки российских рабочих с необходимой трудовой этикой в тех районах, где такой дефицит наблюдается (а по опросам предпринимателей, в Сибири и на Дальнем Востоке многие квалифицированные и непьющие работники уже «при деле»). Во-вторых, китайская сторона получает возможность смягчить собственную проблему безработицы. Например, на ЦБК в Амазаре китайцы займут 80% рабочих мест. Охотно привлекают китайцев российские строительные компании.
При этом для предотвращения усиления нелегальной миграции необходимо заключение специального межгосударственного соглашения о создании временных «чайнатаунов» с указанием конкретных районов Дальнего Востока (с учетом нужд предприятий).
В) Стимулирование кооперации в рамках производственно-сбытовых цепочек. В современных условиях, особенно в развитых странах, все больший удельный вес во внешней торговле занимают трансграничные поставки сырья и полуфабрикатов в рамках цельных производственно-сбытовых цепочек. При этом пока конечный продукт будет произведен, может быть проведено несколько внешнеторговых операций в разном направлении. Таким образом, хорошо известные теории внешней торговли, оперирующие с факторными преимуществами территорий, не могут служить источником рекомендаций для повышения доходов страны от участия в международной торговле – для этого надо привлекать новые концепции (модель встречной торговли, производственно-сбытовых цепочек и т.д.).
Действительно, Россия может проигрывать Китаю в конкурентоспособности на рынках третьих стран почти по всем параметрам, поэтому прямое соперничество (особенно если оно идет в одинаковых ценовых категориях) бессмысленно. В то же время продуктивным должно стать включение России в производственно-сбытовые цепочки китайских производителей на тех стадиях создания добавленной стоимости, где отечественные компании действительно сильны, поскольку может улучшить сбыт китайской продукции за рубежом (прежде всего в странах ЕС и США), принеся при этом доход и российской стороне.
При этом от государства требуется не придумывать сферы, где российский частный бизнес мог бы дополнить усилия китайских производителей по захвату зарубежных рынков (как показывает мировой опыт, в такого рода промышленной политике государство редко действует удачно). Необходимо лишь поддержать инициативы компаний, которым уже удалось «нащупать» соответствующие ниши. Особое внимание, если разбить всю производственно-сбытовую цепочку на три макростадии – разработка продукта, его производство и, наконец, маркетинг – необходимо обратить на поиск ниш на первой и последней стадиях. Дело в том, что наибольшее конкурентное давление в международных экономических отношениях в эпоху глобализации наблюдается именно на второй стадии (причем в немалой степени благодаря Китаю, где производственные издержки очень низкие). Известно, что китайские компании – хорошие «имитаторы» западной продукции, однако с разработкой собственных новинок у них часто возникают проблемы. Напротив, в России при меньшей дисциплинированности и больших запросах рядовых рабочих сохраняются хорошие инженерные кадры. При этом на стадиях НИОКР, разработки дизайна и т.п. создается весомая доля добавленной стоимости продукции.
По-видимому, необходимо активизироваться и на стадии маркетинга, причем наибольшие шансы у России появляются на рынке Евросоюза, с которым наша страна пытается усилить интеграционные связи. В данном случае необходимо сломать стереотип, что сближение с ЕС (через скорейшую реализацию в жизнь концепции четырех «общих пространств») удалит Россию от других экономических партнеров, например, Китая. Напротив, уменьшение барьеров в российско-европейской торговле может быть использовано для развития кооперации российских и китайских производителей. Хотя Китаю удалось достичь положительного сальдо в торговле со всеми 25 странами ЕС, он проникает главным образом в ниши, ранее занятые другими развивающимися странами, в то время как вытеснить с рынка европейских производителей более качественной продукции предприятиям КНР удается редко.
В краткосрочной перспективе
от государства требуется
С) Внедрение эффективных инструментов поддержки экспортеров. Одним из важнейших инструментов, существующих в большинстве стран Запада (он перенят и в других государствах – например, Казахстане), является гарантирование экспортных кредитов. При этом под программу могут подпадать только фирмы определенных отраслей (прежде всего высокотехнологичных для стимулирования изменения структуры российской внешней торговли) и определенного размера (исключение крупных компаний обычно объясняется стремлением избежать лоббирования). Данный инструмент особенно важен для российских предприятий, участвующих в тендерах в Китае, поскольку, например, их требование полной предоплаты оказывается заведомо проигрышной позицией.
Следовательно, необходимо разработать нормативную документацию и подготовить изменения в законодательство, связанные с созданием государственной корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
D) Общая система информационной поддержки. Опросы российских предпринимателей, работающих с Китаем, показывают, что до сих пор представители отечественного бизнеса слабо информированы об экономической среде, существующей в КНР. При этом далеко не всегда такой информации нет у россиян в принципе, поэтому в задачу государства входит в первую очередь координация усилий разных участников российско-китайских экономических отношений.
Наиболее простым способом является создание специального агентства, осуществляющего консалтинг с привлечением как государственных специалистов (например, из торгпредства), так и частных посредников в российско-китайских связях.
E) Содействие контактам бизнесменов. Еще одной проблемой современных российско-китайских связей является преимущественная ориентация России на соседние провинции Китая, но Северо-Восток этой страны представлен отнюдь не самыми развитыми территориями. Более того, многие российские бизнесмены по-прежнему имеют дело не с высококлассными производителями (часто дочерними структурами западных ТНК), а с предприятиями, выпускающими товары низкого качества, которые китайцам удается сбыть только в России, где часть населения охотно покупает дешевую продукцию. В то же время содействие со стороны государства и властей отдельных субъектов Федерации в развитии контактов частных российских предпринимателей с предприятиями приморских провинций Южного и Восточного Китая может стимулировать импорт из КНР продукции, ориентированной на российский средний класс (это будет поддержано и китайской стороной). Одновременно ориентация на слои населения с довольно высоким уровнем покупательной способности позволяет «оторваться» от исключительно ценовой конкуренции и открывает возможности для кооперации российских и китайских производителей (например, в сфере адаптации китайских товаров к специфике спроса россиян). Кроме того, необходимо оказать государственное содействие повышению практических навыков работы в китайской экономической среде у российских бизнесменов.
Для этого на первом этапе необходимо
расширить географию стажировок
в рамках Президентской программы
подготовки управленческих кадров (пока
они проводятся только в различных
странах ЕС и Японии). На втором этапе,
поскольку это более
Обобщение. Проведенный анализ нормативно-правовой базы, статистических данных о структуре и динамике российского экспорта в Китай, а также выявленные в ходе опросов представителей российского делового сообщества мнения об имеющихся барьерах для развития экономических связей с КНР позволяют высказать обобщенные предложения по механизмам и масштабам увеличения российско-китайской торговли.
В законодательной сфере:
- проведение мониторинга всех
ключевых нормативно-правовых
- проведение дальнейшей работы
над совершенствованием