Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

Необходимо заметить, что торгово-экономическое сотрудничество Китая и Германии небеспроблемно: по окончании в 2004 году 30-летнего  многостороннего соглашения по торговле текстилем и получения Китаем свободы экспорта своей продукции в различные страны (и регионы) мира начались торговые переговоры между Китаем и Евросоюзом (членом которого является Германия) относительно европейских квот на ввоз китайской текстильной продукции.

 

Приложение 6. Особенности торговли между Китаем и Южной Америкой

 

Крайне интересно, осветить вопросы взаимоотношений Китая  с странами Южной Америки (речь прежде всего идет об Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Перу и Чили), так как  последние по своим экономическим  характеристикам во-многом аналогичны североевразийским России и Казахстану (данный материал излагается прежде всего на основе публикации Pohl, Th.: Die Wirtschaftsbeziehungen zwischen China und Lateinamerika: mehr als große Hoffnungen? // China aktuell, 4/2005, 15-22).

 

До середины 90-х гг. экономические отношения Китая  и Южной Америки были незначительны, но с середины 90-х гг. Китай и  страны Южной Америки пришли к  мнению о том, что они хорошо дополняют  друг друга. Страны Южной Америки  обладают природными ресурсами, необходимыми Китаю для дальнейшего экономического роста, а Китай готов инвестировать в страны Южной Америки для того, чтобы обеспечить себе доступ к природным ресурсам (в частности, Китай в 2006 году вложил в совместный инвестиционный фонд с Венесуэлой 5 млрд. долл. США, в ответ Венесуэла в 2006 году начала поставки в Китай 200 тыс. баррелей нефти в день, что составит 10 млн. тонн нефти в год, см. http://finance.rol.ru/news/article10E78/default.asp, (доступ 20.10.2006)). В целом ежегодный товарооборот Китая и Южной Америки за период с 1999 по 2004 годы вырос более чем в 5 раз и составил в 2004 году более 40 млрд. долл. США.

 

Необходимо обозначить основые  факторы влияния растущей китайской экономики на мировую экономику для того, чтобы более ясно видеть влияние китайской экономики на экономики стран Южной Америки:

1. Во-первых, Китай является одним  из важнейших мировых импортеров  природных ресурсов: например, в  2003 году потребление Китаем  меди составило 40% мирового потребления, а потребление Китаем первичной стали составило 30% мирового потребления (аналогичное происходит и на многих других рынках первичного сырья). Во-многом, именно этим объясняются высокие мировые цены на первичное сырье;

2. Во-вторых, Китай является одним  из наиболее конкурентоспособных  мировых производителей продукции  обрабатывающей промышленности (в  особенности, это касается трудоинтенсивных  видов продукции), при этом производителем, наращивающим экспорт своей продукции (например, только в 2004 году экспорт китайской продукции в Южную Америку вырос на 45%). Во-многом, именно поэтому мировые цены на экспортируемые Китаем товары уже снизились и продолжают снижаться;

3. В-третьих, Китай серьезно и  успешно конкурирует на глобальном рынке прямых инвестиций (примерно 1/3 прямых иностранных инвестиций в так называемые emerging markets направлялась в Китай). Фактически Китай демонстрирует модель успешного инновационного развития с помощью следующей модели: а) притяжение прямых иностранных инвестиций в районы с низкой з/п, б) превращение этих районов в индустриальные ядра, в) привязывание создаваемых индустриальных ядер к национальным научно-исследовательским организациям, г) комплексное завершение создания фундамента для устойчивого роста и дальнейшего расширения производства в созданных научно-индустриальных комплексах;

4. В-четвертых, бурный рост китайского  ВВП должен был бы привести  к росту курса юаня и росту  внутрикитайской ставки процента, однако удерживание китайским  центральным банком фиксированного курса юаня по отношению к доллару США, возможное только за счет скупки иностранных активов (прежде всего, государственных облигаций США) ведет к расширению китайской денежной массы (и изъятию из мирового обращения доллара США), одновременно при фиксированном курсе юаня в силу пониманию мировыми финансовыми рынками неизбежности в долгосрочном периоде удорожания этой валюты происходит наплыв прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику, что ведет к исторически рекордно низкой ставке процента на мировых рынках капитала (см., например, Krugman,P.; Obstfeld,M.: International economics, 6th ed., 2003, p. 447, 493, 503).

 

Таким образом, можно сделать предварительный  вовод о том, что от интенсификации торгово-экономического взаимодействия с Китаем должны прежде всего выиграть южноамериканские экспортеры природных ресурсов и первичного сырья:

А) Действительно, рост товарообмена Китая с Аргентиной за 1996-2004 гг. составил более 500%. При этом 75% экспорта Аргентины  в Китай в 2004 году составляли соя и соевые продукты, кожа, шерсть; важной частью экспорта была также сталь. Одновременно аргентинские предприятия химической промышленности, а также аргентинские производители различного домашнего оборудования пытались и пытаются защититься от китайского импорта (около 8% китайского импорта стало предметом антидемпингового рассмотрения в Аргентине).

Б) Рост товарообмена Бразилии с Китаем составил за период 1996-2004 около 1000%. Основу бразильского экспорта в Китай (около 70%) составляли соя и соевые продукты, железо и сталь, а также лес. При этом рост цен на сою составил в 2004 году более 65%, что заставило китайские власти начать фитосанитарное расследование по отношению к бразильской сое (что стало, в свою очередь предметом разбирательства ВТО, куда входят обе страны). В 2004 году началось сокращение экспорта бразильской металлопродукции в Китай в связи с тем, что Китай создал собственные металлопрокатные заводы. Одновременно не менее 10% бразильской продукции находится в прямой конкуренции с китайскими аналогами, что должно уже в среднесрочной перспективе привести к обострению конкурентной борьбы между китайскими и бразильскими производителями.

В) Рост товарообмена Чили и Перу с  Китаем также составил за период 1996-2004 около 500%. При этом основу чилийского и перуанского экспорта в Китай составляет медь и другие природные ресурсы, а основу китайского импорта трудоинтенсивные товары обрабатывающей промышленности. Чили, возможно, сумеет быть «воротами» Китая в Южную Америку, но только после окончания строительства Агуас-Неграс-тунеля через Анды. Что касается Венесуэлы, то здесь очевидна заинтересованность Китая в получении нефти Карибского моря, с одной стороны, и заинтересованность Венесуэлы в получении китайских инвестиций в сферы инфраструктурного строительства, сельского хозяйства, транспорта, телекоммуникаций и туризма.

 

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что рост торгово-экономического взаимодействия Южной Америки с  Китаем достаточно амбивалентен для  экономик южноамериканских стран. С одной стороны, имеет смысл говорить о положительном влиянии интенсификации торгово-экономического взаимодействия с Китаем, и прежде всего в силу того, что рост китайской экономики положительно влияет на рост всей мировой экономики (а следовательно и экономики Южной Америки). С другой стороны, южноамериканский экспорт в Китай концентрируется на крайне небольшом числе товаров с невысокой долей обработки и добавленной стоимости, что делает его крайне подверженным рискам внешних ценовых шоков.

 

Избавиться южноамериканским странам от своей экономической неустойчивости можно с помощью активной внутрирегиональной (южноамериканской) интеграции. Уменьшение внутренних барьеров, гармонизация внутрирегиональных технических норм, кооперация на микро- и мезоуровне между предприятиями в рамках внутрирегиональных ассоциаций (союзов) позволила бы уменьшить недостатки Южной Америки по сравнению с Китаем (Китай аттрактивен не только дешевизной рабочей силы, но и системностью, т.е. наличием большого числа местных промежуточных продуктов и иных факторов производства). Все это позволило бы уже в среднесрочном периоде создать внутрирегиональные кластеры, являющиеся катализаторами внутрирегиональной передачи технологий, эффектов экономии на масштабе и выгод от специализации.

 

 

 

1 Интервью были проведены на основе списка барьеров и мероприятий по их устранению (6 страниц), предварительно разосланного экспертам.

2 См. прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на  2007 год, август 2006, с.3. Для сравнения необходимо сказать, что в 2005 году экспорт Китая составил 762 млрд. долл. США (рост по сравнению с 2004 годом на 28,4%), а импорт Китая составил 660 млрд. долл. США (рост по сравнению с 2004 годом на 17,6%). См. также Приложение 1.

3 К сожалению, в докладе китайской делегации не указывается, рассчитывалось данное соотношение по текущему обменному курсу или же по паритету покупательной способности.

4 В докладе секретариата ВТО приводятся следующие данные: с/х производит ~12% ВВП Китая, при этом в с/х заняты ~45% китайских трудящихся, индустриальный сектор (обрабатывающая и добывающая промышленность, а также производство электроэнергии, газа и воды) производит ~40% ВВП Китая, при этом в индустриальном секторе заняты ~30% китайских трудящихся, сфера услуг производит ~40% ВВП Китая, при этом в сфере услуг заняты ~25% китайских трудящихся. См. Report by the WTO Secretariat, xiii-xiv.

5 В частности, было бы полезным упомянуть, что Китай по-прежнему сталкивается с большим количеством различных проблем: например, во-первых, банковская система Китая находится в неустойчивом состоянии, во-вторых, институциональные рамочные условия дефицитны (отсутствует прозрачная правовая система, широко распространена коррупция, регулирование экономической активности осуществляется иногда жестко и непродуманно), в-третьих, существует серьезный риск политических и социальных конфликтов из-за растущего расслоения китайского общества, в-четвертых, существуют серьезные экологические проблемы (см. Pohl, Th.: Die Wirtschaftsbeziehungen zwischen China und Lateinamerika: mehr als große Hoffnungen? // China aktuell, 4/2005, 15-22, 15).

6 Позиции отдельных стран были достаточно четко заявлены в последовавших за представлением данных докладов прениями (отчеты об этих прениях также опубликованы на сайте ВТО). В силу того, что Россия не является членом ВТО позиция России по торгово-экономическому взаимодействию с Китаем в ВТО представлена не была, и потому не может быть проанализирована в данном разделе.

7 См. http://www.stats.gov.cn/tjgb/ndtjgb/qgndtjgb/t20060227_402307796.htm, данные китайской статистики.




Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года