Рыночная конкуренция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

курсовая экономич теория.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том что, конкуренция является одним из основных элементов экономики, определяющих эффективность рыночных взаимодействий и находящихся в центре механизма саморегулирования. От степени ее развития зависят возможности экономического роста. В силу этого конкуренция представляет собой объект пристального внимания исследователей на протяжении более чем 200 лет, однако многие фундаментальные проблемы - о социально-экономической природе конкурентных отношений, содержании и сущности конкуренции, взаимосвязи монополии и конкуренции требуют уточнения и конкретизации применительно к современным особенностям конкурентного процесса. Динамика экономического развития результатом своим имеет глобализацию экономики, которая, с одной стороны, представляет собой одну из угроз конкуренции, распространяя тенденции монополизации на мировой уровень. С другой стороны, она является дополнительным условием развития рынка и конкуренции, раздвигая границы рыночного пространства, усиливая его разнообразие, порождая новые ресурсы и возможности

Проблема развития конкуренции  для России приобретает свои особенности: с теоретической стороны требуется выделить специфику конкурентного процесса в переходный период и определить направления его развития; с точки зрения практики изучение конкуренции должно быть ориентировано на выработку рекомендаций по созданию благоприятной конкурентной среды, без которой не может быть истинного соперничества. А поскольку конкурентная среда в современных условиях быстрого развития мирового рынка включает возможность взаимодействия как национальных, так и иностранных хозяйствующих субъектов, при изучении конкуренции требуется особое внимание к различным внешнеэкономическим, прежде всего внешнеторговым взаимодействиям.

С началом рыночных преобразований активизировался интерес отечественной науки к конкуренции. В то же время для подавляющего большинства исследований характерна односторонность: она изучается или в контексте общетеоретических проблем развития рыночной экономики и рыночных структур, как в работах С.Авдашевой, Н.Розановой, И.Корогодина, или с точки зрения конкурентоспособности, т.е. результата, как в исследованиях А.Дьяченко, В.Оболенского, Ю.Куренкова, В.Матюшка и др. В целом же и в зарубежной, и в российской литературе уделяется недостаточно внимания комплексному анализу конкуренции как сложной противоречивой системы.

Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих  задач:

- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;

- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;

-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;

- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;

Курсовая работа  состоит  из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении отображена актуальность темы курсовой работы, сформулированы цели и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, отражена методологическая и теоретическая база исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты  формирования конкуренции» рассматривается понятие  и история развития и сущность конкуренции, ее виды и функции, а также Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике.

Во второй главе  «Специфика регулирования рыночной экономики» исследуются особенности регулирования рыночной экономики в России и зарубежных стран.

В заключении обобщаются основные выводы по теории вопроса  и предлагаемым практическим рекомендациям.

1. Теоретические аспекты  формирования  конкуренции

1.1 История развития и сущность  конкуренции

Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.1

Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание». Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразаования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка.2

Идеи ценового регулирования рынка  вследствие конкуренции развил Д. Рикардо. Положение о совершенной конкуренции, теоретическую модель которой он разработал, помогло понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики.

В дальнейшем поведенческое понимание  конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет. «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», – считал американский экономист П. Хейне.

Наряду с поведенческой трактовкой конкуренции в XIX и особенно в XX веке получила распространение трактовка  структурная. Ее истоки восходят к работам  Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории конкуренции.

Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции  было вызвано чрезмерным вниманием, оказываемым только одному ее виду (ценовой конкуренции), и невозможностью раскрыть с ее помощью сущность конкурентной деятельности. Говоря о совершенной конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: «... Это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен на счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации». Более определенно высказывался Ф. Хайек: «... Надо принимать во внимание то, что государственное устройство уже существует ... и процесс конкуренции происходит в уже существующей системе. Если бы модель совершенной конкуренции когда-нибудь существовала бы в реальном государстве, то не было бы никаких ограничений во всех сферах деятельности. Но это фактически невозможно, так как ограничения со стороны государства жизненно необходимы».3

Критики модели совершенной  конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции конкуренции. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.Л. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.

Сущность конкуренции  полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:

1) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а итак и цены;

2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.);

3) внедрению достижений  науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы;

4) улучшению качества  продукции и обслуживание (в том  числе послепродажного) потребителей;

5) перераспределения  капитала между областями и  выравниванию нормы прибыльности  в разных сферах и областях экономики;

6) созданию условий  для банкротства предприятий,  росту на этой основе безработицы;

7) возникновению экономических  кризисов;

8) усилению процесса  дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обделённости других;

9) монополизации экономики.4

   На экономическом  рынке существуют четыре условия  возникновения конкуренции:

  1. наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса;
  2. свобода выбора хозяйственной деятельности производителей;
  3. есть соответствие между тем, что определяет спрос, и тем, что определяет предложение;
  4. наличие рынка средств производства.5

У конкуренции есть свои положительные и отрицательные  стороны.

Положительные стороны  конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует  совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует  повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет  снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует  на ассортимент товаров повышенного  спроса;

7) конкуренция повышает  качество продукции (клиент всегда  прав);

8) конкуренция вводит  новые формы управления.6

Отрицательные стороны  конкуренции: разорение, обнищание  определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» («competition») чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом – «соперничество» («rivalry»).

Конкуренция в экономике  это соперничество субъектов  рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

Конкуренция - это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкуренция - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Конкуренция (от латинского «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике  такое столкновение неизбежно, ибо  оно порождается следующими объективными условиями: наличием множества равноправных рыночных субъектов; полной экономической обособленностью каждого из них; зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка; противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты  подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам.

В конкуренции среди  покупателей побеждает тот, кто  покупает больше или по более высокой  цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.7

Информация о работе Рыночная конкуренция РФ