Рыночная конкуренция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

курсовая экономич теория.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

В-пятых, необходимо учитывать  национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности регионов и субъектов экономической деятельности.12

Хотя мировая хозяйственная  практика знает немало комбинаций различных методов регулирования, их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики.

Достижение целей экономической  политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) государственного регулирования экономики.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический  регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические  и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.13

Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс - производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданны, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, жесткий государственный  контроль монопольных рынков.

Во-вторых, регулирование  внешних эффектов и их последствий  для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

В - третьих, разработка экологических  стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.

В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика регулирования рыночной  экономики

2.1. Специфика регулирования рыночной  экономики в РФ

 

Экономическое развитие страны решающей степени зависит  от ряда ключевых взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, определяющих ее экономический потенциал: накопленного национального богатства, достигнутого уровня и структуры производства и потребления, наличия и качественного уровня имеющихся ресурсов и экономического устройства и политики, нацеленной на долгосрочное эффективное воспроизводство, повышение благосостояния населения, модернизацию производственного аппарата, рост конкурентоспособности и обеспечение экономической безопасности.

Важнейшими предпосылками успешной экономической политики являются обоснованная стратегия экономического развития и согласование налогово-бюджетной, внешнеэкономической, денежно-кредитной и валютной политики в целях реализации этой стратегии. Между тем, фактически проводимая политика не соответствует целям развития. Инициаторы реформ в их состоявшемся варианте провозглашали, что они принесут стране процветание. Этого не произошло. Объем производства и уровень благосостояния резко упали.

Основными видами природных ресурсов развитых стран являются земли и леса. Россия наряду с землями и лесами располагает огромными запасами полезных ископаемых. В докладе о состоянии минерально-сырьевой базы, представленном Правительством РФ в Государственную думу, стоимость разведанных полезных ископаемых была оценена в 28,6 трлн. долл., а прогнозные запасы в 140 трлн. долл.

Некоторые показатели природно-ресурсного потенциала России характеризуются  в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Основные индикаторы экономического развития России, 2003-2009г.г.14

Показатели

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

ВВП, млрд. руб.

2741,1

4766,8

7305,6

9039,4

10863,4

13201,1

16778,8

Рост ВВП в реальном выражении, %

-4,9

5,4

9,0

5.1)

4,3

7,3

7,1

Промышленное производство, млрд. руб.

1658,4

2995,0

4762,5

5881.0

6867,8

8498,0

11209,1

Рост промышленного производства, %

-5,2

11,0

12,0

4,9

3,7

73)

6,1

Внешний долг России на конец периода, мл. долл.

166,4

155,0

143,4

130,1

122,1

119,7

112,9

Внешний долг/ВВП, %

125,36

87,79

55,3

43,38

36,13

26,5

-

Инфляция, %

84,4

36,5

20,2

18,6

15,1

12,0

11,7

Платежный баланс

Экспорт, млрд. долл.

74,4

75,5

105,0

101,8

107,3

135,9

183,2

Импорт, млрд. долл.

58,01

39,54

44,86

53,76

60,97

75,44

94,83

Торговый баланс, млрд. долл.

16,43

36,01

60,17

48,12

46,33

‘60,49

88,35

Счет текущих операций, млрд. долл.

0,22

24,62

46,84

33,94

29,52

35,85

И т.д.

Прямые иностранные  инвестиции, млрд. долл.

2,76

3,31

2,71

2,75

3,46

6,73

И т.д.

Исполнение федерального бюджета

Доходы, млрд. руб.

302,4

611,7

1131,8

1594,0

2204,7

2588,3

3422,3

Расходы, млрд. руб.

388,9

664,7

1019,1

1321,9

2054,3

2371,5

2735,7

Профицит бюджета/ ВВП ,%

-3,2

-1,1

1,5

3,0

1,4

1,6

4,1

Денежные индикаторы

Индикатор М2 на конец  периода, млрд. руб.

453,7

714,6

1154,4

1612,6

2134,5

3212,7

4363,3

Золотовалютные резервы на конец периода, млрд. долл.

12,22

12,46

27,97

36,62

47,79

76,94

124,54

Социально-экономические  индикаторы

Уровень безработицы, %

11,9

12,4

9,7

9,0

8,5

8,6

8,1

Номинальная средняя зарплата, руб.

1051

1523

2223

3240

4360

5499

6828


 

Вместе с тем, большая  часть российских запасов полезных ископаемых находится в районах с неблагоприятными климатическим условиями или труднодоступных и их вовлечение в хозяйственный оборот требует огромных инвестиций. С учетом размеров инвестиционных затрат Всемирный банк оценивает разведанные запасы полезных ископаемых на территории РФ в 10 трлн. долл. Россия обладает крупнейшими в мире запасами лесных ресурсов, морепродуктов, питьевой воды и экологически чистых территорий, пригодных для сельскохозяйственного производства.

Однако в этом плане  следует учитывать два обстоятельства. Запасы полезных ископаемых являются существенным, но не решающим элементом экономического развития.

Совокупность природно-географических условий Российской Федерации такова, что производство, как правило, требует  затрат намного более высоких, чем его аналоги в иных странах мира. Это ставит российские предприятия в менее благоприятные условия по энергоемкости производства и транспортным затратам.

Потенциал современной  России, можно охарактеризовать следующим  образом - в России есть: 1) большая территория; 2) богатые природные запасы - мы можем обеспечить свои потребности практически любыми сырьевыми материалами; 3) большое население - мы находимся на 8 месте в мире по численности населения; 4) удобное территориальное расположение - выход к морям и границы с другими странами; 5)большинство населения имеет среднее и значительная часть, высшие образование; б) значительное число научных работников и ученых 7)развитая система безопасности страны - Россия владеет ядерным оружием и почти всеми современными средствами обороны и нападения; 8)культурные исторические ценности; 9) статус ведущей мировой державы; 10) прорывные технологии в основном в космических и оборонных отраслях.

И в России нет или  недостаточно для того, что бы быть богатой, следующего: 1) большая часть территории затруднительна для проживания, требует дополнительных затрат, и как следствие малонаселенна; 2) естественного прироста населения - численность умерших людей превышает рождающихся; 3) высокого личного дохода граждан; 4) продуктов и услуг, производство которых получило широкое распространение в мире; 5) передовых технологий дающих преимущественное или монопольное экономическое развитие страны по сравнению с другими государствами; 6) качественного образования позволяющего создавать конкурентные продукты и услуги; 7) развитой структуры туризма - большинство людей в мире не стремятся выезжать в Россию для отдыха.15

Сейчас страна находится  в созидательной фазе, пытаясь  на новых частнокапиталистических  началах и на рыночной основе создать новые производительные силы, новые социально-экономические отношения, и в отдельных структурах и сферах экономической жизни это удается.

Федеральная служба государственной  статистики отмечала последние годы до начала мирового финансового кризиса рост макроэкономических показателей РФ (таблица 2 и таблица 3).

Проведение ответственной  налогово-бюджетной политики было наиболее важным вкладом органов власти в  поддержание устойчивого роста  в период после 1998 г. Начиная с 2003 г. федеральный бюджет составлялся так, чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его сбалансированность независимо от колебаний цен на нефть.16

 

 

 

 

 

Таблица 2

Динамика реального  объема элементов использованного  ВВП, в % к предыдущему году17

 

2000

1998

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внутренний продукт

101,4

94,7

106,4

110,0

105,1

104,7

107,3

107,2

106.4

107.4

108.1

105,6

в том числе:

                       

Расходы на конечное потребление

102,8

97,9

98,8

105,6

106,8

107,0

106,2

109,2

108.7

108.9

110.8

108,9

домашних хозяйств

105,0

96,6

97,1

107,3

109,5

108,5

107,5

112,1

111.8

111.3

113.1

111,3

государственного управления

97,6

101,0

103,1

102,0

99,2

102,6

102,2

102,1

101.0

102.3

104.9

102,5

Некоммерчес-ких организаций, обслуживаю-щих домашние хозяйства

99,2

100,5

98,6

101,6

101,9

100,8

101,1

88,8

81.4

99.8

99.5

98,6

Валовое накопление

95,9

54,8

93,4

175,2

116,7

97,4

113,2

112,2

109.5

118.1

122.6

111,1

валовое накопление основного капитала

92,1

87,6

106,4

118,1

110,2

102,8

112,8

112,6

110.6

117.5

120.8

110,0

изменение запасов материальных оборотных средств

107,9

-

-

-

176,5

66,3

116,7

109,4

101.4

122.8

134.7

118,4

Чистый экспорт

94,1

231,8

179,2

84,1

86,8

103,2

103,0

87,8

88.1

84.7

69.3

64,0

Экспорт

99,5

101,9

111,2

109,5

104,2

110,3

112,5

111,8

106.5

107.3

107.4

100,5

Импорт

100,4

82,6

83,0

132,4

118,7

114,6

117,7

123,3

116.6

121.6

130.4

115,0

Информация о работе Рыночная конкуренция РФ