Рыночная конкуренция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

курсовая экономич теория.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

- обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;

- устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

- устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.

Третье направление  социально-экономического развития России заключается в совершенствовании  человеческого капитала, повышении  пространственной и квалификационной мобильности населения, что предполагает:

- обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста

- создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;

- содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;

- реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;

- повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.

Четвертое направление - коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления,

Необходимо отметить, что реализация данных направлений, с нашей точки зрения, невозможна без стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.

2.2 Специфика регулирования рыночной  экономики за рубежом

 

В разных странах имеются  свои варианты макрорегулирования хозяйственного механизма. Они различаются по сферам действия рынка и государства, по функциям регуляторов, по формам и методам государственного управления хозяйством.

Один из вариантов - вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. Здесь преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение, например, в США, где в 80-х годах примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивалось рыночной системой, а остальная часть производилась под контролем государства. В данном варианте смешанной экономики государство выполняет минимально необходимые функции: обеспечение рынка деньгами, регулирование внешних эффектов (государство измеряет «внешние эффекты» и проводит перераспределение доходов граждан с помощью специального налога, проводит экологическую экспертизу новых проектов, административно запрещает производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывает предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды), управление нерыночным сектором хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги коллективного пользования.25

Минимальное участие  государства в экономическом  макрорегулировании предполагает выполнение и ряда других задач: обеспечение  правовой базы эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределение доходов и  богатства, влияние на распределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Решение этих задач обеспечивается в основном экономическими методами.

Другой вариант смешанного управления - максимально допустимое государственное регулирование. При нем на государственный сектор приходится до 40 % валового национального продукта. Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.

Максимально допустимые функции государства в этом случае подразумевают: создание условий для эффективного хозяйствования, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений.

Так, для обеспечения  эффективности рыночного механизма  государство разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство (правовая основа предпринимательства, деятельности бирж, банковской системы, налогообложения и др.); обеспечивает сохранность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и уменьшению бюджетного дефицита); укрепляет положение дел на отдельных видах рынков (повышение конкурентоспособности национального капитала через содействие научно-техническому прогрессу, стимулирование экспорта). Стабилизация экономического развития подразумевает сглаживание взлетов и падений деловой активности, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание устойчивого экономического роста. В период спада государство увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. В период подъема эти меры носят противоположную направленность. Регулирование социальных отношений подразумевает в первую очередь регулирование отношений между работодателями и трудящимися. Государство определяет минимальный размер оплаты труда, следит за заключением коллективных договоров, страхованием рабочих, регулирует условия труда на предприятиях. Оно перераспределяет доходы через налоговую систему, финансирует программы экологической безопасности для населения.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х годах составила 70% от ВВП. В этой модели на государство возложены функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР), а производством занимаются частные предприятия.26

Модель социального  рыночного хозяйства ФРГ формировалась  на основе ликвидации концернов времен фашизма и предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы, поддерживает средние и мелкие предприятия, т.е. конкурентную среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Для японской модели государственного регулирования характерно стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке путем активного поддержания динамичного развития перспективных отраслей, отставание уровня жизни населения от роста производительности труда, нейтральная позиция государства в отношении имущественного расслоения граждан.

В южнокорейской модели, имеющей много общего с японской, государство, кроме прочего, оказывает  активную поддержку мелкому и  среднему предпринимательству, являющемуся  базой среднего класса. Также для нее характерно четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями.

Как показывает мировой  опыт, успешное социально-экономическое  развитие общества во многом зависит  от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, характера взаимодействия органов центральной власти с местными органами управления и др.

Как правило, в промышленно  развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило, министерства или аналогичные им организации.

Опыт многих стран  мира показывает, что оптимальное  количество министерств - 12-15, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны и национальных традиций (таблица 4).

 

Таблица 4

Общее количество министерств, ведомств и государственных служащих в центральных аппаратах федеральных органов управления России27

Годы

Количество

Годы

Количество

министерств и ведомств

служащих (тыс. чел.)

министерств и ведомств

служащих (тыс. чел.)

1989

143

93.1

1999

68

31.8

1994

43

14.3

2000

66

30.4

1995

62

38.2

1998

64

28.9

1996

85

38.6

2002

59

30.9

1997

73

35.8

2003 - 2004

58

30.3

1998

78

33.8


 

 

Так, например, на Тайване  в структуре исполнительной власти насчитывается лишь 6 министерств, в  Швейцарии - 7, в Аргентине -10, в Малайзии и Сингапуре - 11, Таиланде - 12, Австралии - 16, Новой Зеландии - 18, Великобритании - 20.

Примером разумной и  оптимальной организации системы  государственного управления может  служить Швейцария. Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи федеральных советников, избираемых парламентом страны на четыре года. Каждый из советников является начальником одного Федерального департамента (министерства).

Таким образом, в Швейцарии фактически семь министерств - департамент иностранных дел, департамент внутренних дел, департамент полиции и юстиции, департамент экономики, департамент финансов, военный департамент, департамент транспорта, связи и энергетики.

Согласно Конституции  все федеральные советники равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе. Президент Конфедерации избирается парламентом из членов Федерального совета на один год по системе ротации. Президент председательствует на заседаниях совета и выполняет в основном представительские функции.

Рациональная структура  государственного управления - один из основных факторов, который позволяет  Швейцарии занимать одно из первых мест в мире по индексу качества развития институтов.

Как показывает мировой  опыт, министерства создаются по функциональному назначению. В России же даже по названиям министерств видно их искусственное разделение. Например, наряду с Министерством транспорта существует Министерство путей сообщения, кроме Министерства топлива и энергетики имеется Министерство атомной энергетики, наряду с Министерством обороны с 2002 г. функционирует Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям и т.п.

Для структуры федеральных  органов исполнительной власти характерно дублирование отдельных функций. Так, например, некоторые подразделения администрации президента идентичны подразделениям в аппарате правительства, а также министерствах и ведомствах. Все это в конечном итоге ведет к раздуванию аппарата управления.

По данным Госкомстата России, численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на начало 2004 г. составляла 1163,3 тыс. человек, в т.ч. численность работников федеральных министерств и ведомств составляла 404,7 тыс. человек.

По данным официальной статистики, общее число работников центральных аппаратов федеральных органов управления России в 2003 -2004 гг. составляло примерно 30 тыс. человек и еще около 300 тыс. сотрудников были заняты в территориальных организациях федеральных органов.

Количество чиновников возрастает согласно известному первому закону Паркинсона, который гласит: «Количество чиновников и объемы их работы никак между собой не связаны». Одно из следствий из этого закона - сколько ни сокращай аппарат, он все равно будет только увеличиваться.

Однако распространенное мнение, что именно в России живет  рекордное число бюрократов, довольно далеко от реальности. Так, в Канаде в середине 90-х годов один чиновник приходился на 79 жителей, в США - на 95 жителей, в России же один чиновник обслуживал около 200 человек, что в 2 раза меньше, чем в США.28

Теоретики так называемой школы позитивного управления считают, что успехи в области социально-экономического развития небольших европейских  государств, в первую очередь связаны  с тем, что у них больше чиновников, чем в великих державах.

Вместе с тем, значительные размеры аппарата управления, дублирование отдельных функций, отсутствие научной  организации управления ведут к  снижению эффективности деятельности органов исполнительной власти, являются благодатной почвой для процветания бюрократии.

Информация о работе Рыночная конкуренция РФ