Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Основные черты массивного бюрократического аппарата одинаковы для всех систем и стран мира, однако не везде отрицательно относятся к властным структурам и органам управления.
Например, в Японии многие экономисты считают, что при всех достоинствах рыночной экономики в чистом виде Япония вряд ли добилась бы феноменального успеха без опоры на отменную бюрократию и объединенное общенациональной идеей государственное чиновничество. Заслуга управленцев в экономических достижениях Японии столь же велика, сколь и заслуга предпринимателей.
Мудрость чиновника не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы определять приоритетные направления экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, способствовать поддержанию конкурентной среды и др.
В Японии сложилось самое
уважительное отношение к структурам
государственной власти. В настоящее
время в правительственном аппа
Однако в последние годы правительство Японии столкнулось с рядом трудностей, связанных с эффективностью функционирования государственного аппарата, и разрабатывает планы по реорганизации системы государственного управления.
Отлаженная бюрократическая машина координирует и направляет хозяйственное развитие через функциональные экономические системы, которые являются механизмами саморегуляции и обеспечивают динамизм и устойчивость социально-экономического развития страны. Рейтинг стран по степени бюрократизации государственной власти приведен в таблице 5.
Даже в самых развитых
демократических странах
Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в различных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма печальные результаты.
В частности, в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100 % опрошенных, во Франции – 75 %, в Нидерландах – 70 %, в Германии – 68 %, США - 56 %, Японии – 43 %, Норвегии – 30 %.
Таблица 5
Рейтинг стран по степени бюрократизации государственной власти29
№ п/п |
Страна |
Балл |
№ п/п |
Страна |
Балл |
№ п/п |
Страна |
Балл |
1. |
Гонконг |
7.36 |
16. |
Германия |
4.04 |
30. |
Индонезия |
2.91 |
2. |
Сингапур |
7.13 |
17. |
Тайвань |
3.95 |
31. |
Чехия |
2.89 |
3. |
Новая Зеландия |
7.06 |
18. |
Бельгия / Люксембург |
3.78 |
32. |
Испания |
2.86 |
4. |
Дания |
6.33 |
33. |
Венгрия |
2.70 | |||
5. |
Швеция |
6.26 |
19. |
Канада |
3.74 |
34. |
Венесуэла |
2.50 |
6. |
Швейцария |
5.98 |
20. |
Чили |
3.62 |
35. |
Португалия |
2.44 |
7. |
Норвегия |
5.37 |
21. |
Франция |
3.62 |
36. |
Польша |
2.27 |
8. |
Малайзия |
5.31 |
22. |
Австрия |
3.56 |
37. |
Бразилия |
2.11 |
9. |
Финляндия |
5.16 |
23. |
Таиланд |
3.56 |
38. |
Южная Корея |
1.77 |
10. |
Великобритания |
5.02 |
24. |
Турция |
3.42 | |||
11. |
США |
4.72 |
25. |
ЮАР |
3.31 |
39. |
Филиппины |
1.71 |
12. |
Ирландия |
4.63 |
26. |
Индия |
3.28 |
40. |
Италия |
1.39 |
13. |
Австралия |
4.51 |
27. |
Аргентина |
3.26 |
41. |
Россия |
1.36 |
14. |
Колумбия |
4.48 |
28. |
Мексика |
3.21 |
42. |
Греция |
1.30 |
15. |
Нидерланды |
4.30 |
29. |
Япония |
3.19 |
43. |
Китай |
1.04 |
Единственное исключение - Сингапур, где почти 100 % опрошенных работников государственных учреждений верят в то, что их начальник никогда не преступал закона и не брал взяток. Во многом это связано с уровнем оплаты труда сингапурского чиновника. В частности, премьер-министр Сингапура Го Чок Тун является самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире, его годовая зарплата в начале третьего тысячелетия составляла 810 тыс. дол. Министр в Сингапуре получал в 3 раза меньше премьера, однако эта сумма превышала годовой заработок президента США.
В конце 90-х годов гонконгская
фирма провела специальное
По заявлению заместителя государственного секретаря США С. Айзенстата, за период с 1997 по 1998 гг. американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд. дол. по причинам, связанным с коррупцией. В этот период обвинения в использовании взяток были высказаны в отношении 294 случаев подписания международных контрактов общей стоимостью 145 млрд. дол.
Так, например, в Германии, согласно официальной полицейской статистике, в 1997 г. в получении взяток были уличены около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд. немецких марок. Громкий скандал разгорелся в конце 90-х годов вокруг многих германских политиков, в том числе в отношении финансовых злоупотреблений бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля.
Во Франции в 1997-1998 гг. в отставку из-за обвинений в коррупции ушли три министра. По мнению специалистов, свойственные Франции концентрация власти и перекосы во взаимоотношениях между государственным и частным секторами экономики весьма способствует процветанию коррупции. Уголовное расследование проводили судебные органы и в отношении покойного французского президента Франсуа Миттерана, нынешнего президента Франции Жака Ширака за финансовые нарушения, допущенные им в период, когда он был мэром Парижа и председателем партии «Объединение в поддержку Республики».
Конец XX века ознаменовался
глобализацией коррупции - небывалым
всплеском коррупционных
В последние годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы; развитие производственной инфраструктуры; поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики; участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию; регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.
В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетике, микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно-технических программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.
Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулирования экономики страны. Его структура включает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных и государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет невыполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Конкуренция занимает одно из лидирующих мест в рыночной экономике, она является признаком рынка как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.
Цель государства в рыночной экономике - не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Важным элементом государственн
Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию. Программы социально-экономического развития играют важнейшую роль в развитии любой страны. Их разработка и дальнейшая реализация обеспечивает функционирование социальных отраслей и позволяет решить стратегические задачи.
Важнейшие границы эффективности государс
Необходимо учитывать, что устойчивое развитие экономики и общества, формирование сильного и эффективного государства возможно только на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки целей и действий власти.