Рыночная конкуренция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

курсовая экономич теория.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Основные черты массивного бюрократического аппарата одинаковы  для всех систем и стран мира, однако не везде отрицательно относятся  к властным структурам и органам  управления.

Например, в Японии многие экономисты считают, что при всех достоинствах рыночной экономики в чистом виде Япония вряд ли добилась бы феноменального успеха без опоры на отменную бюрократию и объединенное общенациональной идеей государственное чиновничество. Заслуга управленцев в экономических достижениях Японии столь же велика, сколь и заслуга предпринимателей.

Мудрость чиновника  не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные  инструкции, а в том, чтобы определять приоритетные направления экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, способствовать поддержанию конкурентной среды и др.

В Японии сложилось самое  уважительное отношение к структурам государственной власти. В настоящее  время в правительственном аппарате фактически концентрируется интеллектуальная элита нации, которая становится мозговым центром экономической системы.

Однако в последние  годы правительство Японии столкнулось  с рядом трудностей, связанных  с эффективностью функционирования государственного аппарата, и разрабатывает планы по реорганизации системы государственного управления.

Отлаженная бюрократическая  машина координирует и направляет хозяйственное  развитие через функциональные экономические  системы, которые являются механизмами  саморегуляции и обеспечивают динамизм и устойчивость социально-экономического развития страны. Рейтинг стран по степени бюрократизации государственной власти приведен в таблице 5.

Даже в самых развитых демократических странах реальным процессам политической и деловой жизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показывает практика, не удалось полностью решить эту проблему.

Результаты различных  научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где  вера в чиновника была бы абсолютной. Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в различных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма печальные результаты.

В частности, в возможность  того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100 % опрошенных, во Франции – 75 %, в Нидерландах – 70 %, в Германии – 68 %, США - 56 %, Японии – 43 %, Норвегии – 30 %.

 

Таблица 5

Рейтинг стран по степени  бюрократизации государственной власти29

№ п/п

Страна

Балл

№ п/п

Страна

Балл

№ п/п

Страна

Балл

1.

Гонконг

7.36

16.

Германия

4.04

30.

Индонезия

2.91

2.

Сингапур

7.13

17.

Тайвань

3.95

31.

Чехия

2.89

3.

Новая Зеландия

7.06

18.

Бельгия / Люксембург

3.78

32.

Испания

2.86

4.

Дания

6.33

33.

Венгрия

2.70

5.

Швеция

6.26

19.

Канада

3.74

34.

Венесуэла

2.50

6.

Швейцария

5.98

20.

Чили

3.62

35.

Португалия

2.44

7.

Норвегия

5.37

21.

Франция

3.62

36.

Польша

2.27

8.

Малайзия

5.31

22.

Австрия

3.56

37.

Бразилия

2.11

9.

Финляндия

5.16

23.

Таиланд

3.56

38.

Южная Корея

1.77

10.

Великобритания

5.02

24.

Турция

3.42

11.

США

4.72

25.

ЮАР

3.31

39.

Филиппины

1.71

12.

Ирландия

4.63

26.

Индия

3.28

40.

Италия

1.39

13.

Австралия

4.51

27.

Аргентина

3.26

41.

Россия

1.36

14.

Колумбия

4.48

28.

Мексика

3.21

42.

Греция

1.30

15.

Нидерланды

4.30

29.

Япония

3.19

43.

Китай

1.04


 

Единственное исключение - Сингапур, где почти 100 % опрошенных работников государственных учреждений верят в то, что их начальник  никогда не преступал закона и  не брал взяток. Во многом это связано с уровнем оплаты труда сингапурского чиновника. В частности, премьер-министр Сингапура Го Чок Тун является самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире, его годовая зарплата в начале третьего тысячелетия  составляла 810 тыс. дол. Министр в Сингапуре получал в 3 раза меньше премьера, однако эта сумма превышала годовой заработок президента США.

В конце 90-х годов гонконгская  фирма провела специальное исследование по распространенности коррупции в  странах Азии. На основании опроса менеджеров иностранных фирм, работающих на рынках азиатских стран, фирма пришла к выводу, что самыми коррумпированными в регионе являются Китай, Индия и Индонезия.

По заявлению заместителя  государственного секретаря США  С. Айзенстата, за период с 1997 по 1998 гг. американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд. дол. по причинам, связанным с коррупцией. В этот период обвинения в использовании взяток были высказаны в отношении 294 случаев подписания международных контрактов общей стоимостью 145 млрд. дол.

Так, например, в Германии, согласно официальной полицейской  статистике, в 1997 г. в получении взяток были уличены около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд. немецких марок. Громкий скандал разгорелся в конце 90-х годов вокруг многих германских политиков, в том числе в отношении финансовых злоупотреблений бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля.

Во Франции в 1997-1998 гг. в отставку из-за обвинений в коррупции ушли три министра. По мнению специалистов, свойственные Франции концентрация власти и перекосы во взаимоотношениях между государственным и частным секторами экономики весьма способствует процветанию коррупции. Уголовное расследование проводили судебные органы и в отношении покойного французского президента Франсуа Миттерана, нынешнего президента Франции Жака Ширака за финансовые нарушения, допущенные им в период, когда он был мэром Парижа и председателем партии «Объединение в поддержку Республики».

Конец XX века ознаменовался  глобализацией коррупции - небывалым  всплеском коррупционных скандалов  в отношении первых лиц целого ряда государств. В Италии в 1995 году после десятилетней борьбы с мафией специальная комиссия юристов в Милане начала расследование дела премьер-министра Италии Беттино Кракси. Это расследование и последовавшая затем операция «Чистые руки» привели к тому, что были вскрыты многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти Италии. Беттино Кракси был заочно приговорен к тюремному заключению за то, что содействовал пополнению партийной кассы социалистов за счет взяток от бизнесменов в обмен на государственные контракты. В 1997 году было возбуждено уголовное дело по факту взяточничества против одного из инициаторов операции «Чистые руки» премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. В 1998 году возбуждается уголовное дело о связях с мафией Джулио Андреотти, семь раз избиравшегося на пост премьер-министра Италии. В декабре 2002 г. Андреотти был оправдан судом.30

В последние годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы; развитие производственной инфраструктуры; поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики; участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию; регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В  настоящее время государство  в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетике, микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно-технических программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулирования экономики страны. Его структура включает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных и государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет невыполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.

 

Заключение

 Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Конкуренция занимает одно из лидирующих мест в рыночной экономике, она является признаком рынка как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Цель государства  в рыночной экономике - не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Важным элементом государственного регулирования экономики является дерево целей, постоянно изменяющихся в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию. Программы социально-экономического развития играют важнейшую роль в развитии любой страны. Их разработка и дальнейшая реализация обеспечивает функционирование социальных отраслей и позволяет решить стратегические задачи.

Важнейшие границы эффективности государственного регулирования экономики: мотивация предпринимательской деятельности; социальное налогообложение; прирост ВВП.

Необходимо учитывать, что устойчивое развитие экономики  и общества, формирование сильного и эффективного государства возможно только на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки целей и действий власти.

Информация о работе Рыночная конкуренция РФ