Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Только в настоящем году из-за резкого падения цен на мировых рынках энергоносителей и мирового финансового кризиса, ставшего катализатором сокращения иностранных инвестиций в национальную экономику России, пришлось секвестрировать бюджет из-за возникшего бюджетного дефицита (но это временное состояние).Правительству в основном удалось преодолеть искушение потратить дополнительные доходы и направить значительную их часть на погашение внешнего долга и создание резервов, в частности, Стабилизационного фонда.
Таблица 3
Формирование ВВП по источникам доходов, в текущих ценах - млрд.рублей18
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Валовой внутренний продукт |
10830,5 |
13243,2 |
17048,1 |
21624.6 |
26882.9 |
32988.6 |
41668.0 |
в том числе: |
|||||||
оплата труда наемных работников (включая скрытую) |
5065,1 |
6231,4 |
7845,0 |
9476.0 |
11843.8 |
14776.7 |
19009,6 |
чистые налоги |
|||||||
на производство и импорт |
1845,8 |
2110,2 |
2872,7 |
4244.5 |
5379.2 |
6205.0 |
8427,0 |
валовая прибыль экономики и валовые мешанные доходы |
3919,6 |
4901,6 |
6330,4 |
7904.1 |
9659.9 |
12009.9 |
14231,4 |
Оно также сумело воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной реформы налоговой системы, а также ряда институциональных реформ, призванных улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными расходами.
Жесткая налогово-бюджетная политика тоже способствовала стерилизации части притока иностранной валюты, обусловленного значительным положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном случае он привел бы к более существенному повышению курса рубля или к более быстрому росту денежной массы. Фискальная стерилизация в основном обеспечивалась за счет профицита бюджета, но в последнее время все в большей степени - путем изменения структуры суверенного долга за счет уменьшения в нем доли обязательств, деноминированных в твердой валюте, и соответствующего увеличения доли долговых обязательств, деноминированных в рублях.
Налоговая реформа сыграла важную
роль в восстановлении экономики. Упрощение
механизма налогообложения
В области бюджетных расходов произошли значительные структурные сокращения. Доля общих государственных расходов (включая расходы на всех уровнях государственного управления и социальные фонды) в объеме ВВП ныне приблизительно на 10 процентных пунктов ниже, чем до кризиса 1998 г., а отношение доходов к ВВП остается приблизительно на докризисном уровне. При этом значительно сократилась задолженность по выплате заработной платы и пенсий. Таким образом, создание федерального казначейства, реформа бюджетных отношений на федеральном уровне и ограничения общих государственных расходов способствовали повышению эффективности управления бюджетными средствами. Погашение долга за счет профицита бюджета и повышение курса рубля привели к резкому сокращению доли средств, расходуемых на обслуживание долга, в ВВП.19
На федеральном уровне расходы на выплату процентов уменьшились с 3,4% ВВП в 2002 г. до 1,7% в 2006 г. Более низкий уровень государственных расходов позволил ослабить налоговую нагрузку на экономику, что явилось дополнительным стимулом для частных инвестиций и потребления и, следовательно, для экономического роста.20
Разумная налогово-бюджетная
Снижение уровня суверенного внешнего долга наряду с улучшением оценок состояния российской экономики способствовало тому, что крупные российские компании стали во все больших масштабах привлекать кредиты иностранных банков и осуществлять заимствования на международных рынках. Общий объем внешних долговых обязательств российских предприятий в 2003-2006 гг. увеличился более чем на 20 млрд. долл. Хотя подобная тенденция сопряжена с определенными системными рисками, положительной ее стороной является то, что российские банки вынуждены кредитовать более широкий круг корпоративных клиентов, а также физических лиц.
В последние годы денежно-кредитная политика определялась стремлением к достижению двух противоречивых целей. Центральный банк РФ (ЦР) проводил политику, направленную на постепенное снижение темпов инфляции, ограничивая при этом повышение реального курса рубля, чтобы не ухудшить конкурентоспособность российской промышленности. С учетом значительного положительного сальдо счета текущих операций и уменьшения чистого оттока капитала желание предотвратить слишком быстрое повышение курса рубля вынуждало ЦБ активизировать интервенции на валютном рынке. В период до 2005 г. его задача облегчалась в силу значительного чистого оттока частного капитала. Фискальная стерилизация также позволяла заметно ослабить внешнее давление на счет текущих операций, что уменьшало потребность в интервенциях со стороны ЦБ. Однако в 2006 г. масштабы фискальной стерилизации сократились, к тому же, вероятно, ее воздействия в любом случае оказалось бы недостаточно, поскольку чистый отток частного капитала резко упал. Политика ограничения роста номинального и реального курсов рубля стала во все большей степени проводиться посредством широкомасштабной скупки ЦБ поступавшей в страну иностранной валюты.21
В результате резервы ЦБ достигли очень высокого уровня по международным стандартам. Однако в отсутствие эффективных инструментов крупномасштабной стерилизации накопление резервов привело к значительному увеличению денежной массы.
Проведение крупномасштабной долгосрочной денежной стерилизации остается невозможным, поскольку ЦБ по-прежнему не может выпускать собственные долговые ценные бумаги. Хотя соответствующий закон был принят в 1993-е годы, он все еще не действует, поскольку недавно расформированная Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг так и не приняла требуемых законодательных актов. Вместо этого ЦБ в настоящее время использует государственные облигации из своего портфеля в рамках операций «обратное репо» в основном для целей кратко - срочной стерилизаций.
В результате сочетания довольно жесткой
налогово-бюджетной и
С учетом этих обстоятельств акцент на поддержании краткосрочного роста мог быть целесообразным и ЦБ все еще был в состоянии сдерживать инфляцию (чему способствовал быстрый рост спроса на деньги) и обеспечивать снижение ее темпов. В 2004-2011 гг. повышение реального курса рубля ограничивалось приблизительно 6% в год при том, что инфляцию удалось снизить с 20% в 2003 г. до 12% в 2011 г. В 2006 г. впервые после кризиса 1998 г. инфляция оставалась в пределах установленного правительством целевого диапазона, однако после медленного уменьшения на протяжении приблизительно двух лет вновь начал расти показатель базовой инфляции.22
Тяжеловесная односторонняя
Основными документами,
определяющими полномочия правительства
РФ в сфере социально-
Методологические основы государственной экономической политики определяет федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Он предусматривает разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции развития РФ на долгосрочную перспективу. Прогнозы и концепция используются при разработке программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, в которых отражаются следующие политики: макроэкономическая, институциональная, инвестиционная, структурная, аграрная, экологическая, социальная, региональная и внешнеэкономическая.
Территориальный аспект
федеральной экономической
Следующим видом региональной политики является федеральная региональная политика. Регулируется она Указом Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». В нем дается определение категории региональная политика как системы целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В качестве целей региональной экономической политики в нем определены стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире. Для их достижения в Указе предусмотрена реализация следующих задач:
─ укрепление экономических
основ территориальной
─ содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;