Рыночная конкуренция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

курсовая экономич теория.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

─ сокращение чрезмерно  глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;

─ развитие межрегиональных  инфраструктурных систем;

─ совершенствование  экономического районирования страны и т.д.

В качестве составляющих механизма реализации политики Указ предусматривает дальнейшее развитие таких методов и форм государственного регулирования, как прогнозирование  и программирование. Большинство  исследователей отмечают широкий спектр вопросов, отнесенных к региональной политике. Помимо экономической в нее включены также следующие виды политики: развития федеративных отношений, социальная, экологическая и национальная. Очевидно, что большинство из них имеют самостоятельный статус. В силу этого рассматриваемый документ регулирует скорее не региональную политику, а региональные аспекты других политик. На это указывают также методы ее реализации, такие как, например, учет регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ, а также - при разработке и проведении структурной политики.

Важное место в Указе  занимают вопросы бюджетной политики. В частности, в нем сформулированы такие задачи, как обеспечение  бездефицитности бюджетов большинства  субъектов Федерации путем изменения налоговой системы и законодательного разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти. В последующие годы задачи бюджетной политики получили определенное развитие. Можно констатировать, что основным видом федеральной региональной политики является бюджетная политика, и, в частности, политика межбюджетных отношений. В то же время другим политикам, таким как структурная и инвестиционная, уделяется существенно меньшее внимание.

Не умаляя значимости федеральной региональной экономической политики, необходимо осознавать, что она является дополнением к собственной социально-экономической политике регионов. Региональная власть является выборной, более подотчетной населению, и потенциально способной наиболее адекватно реагировать на проблемы региональной экономики и социальной сферы. В то же время анализ динамики социально-экономических процессов в регионах России показывает, что часто на региональном уровне не удается сформулировать эффективную социально-экономическую политику. Одной из причин этого является отсутствие в федеральном законодательстве четких требований к форме и содержанию этого вида региональной политики.

Отдельные аспекты методологии  ее проведения представлены в федеральном  законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Он, в частности, предусматривает разработку и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, разработку и реализацию программ социально-экономического развития.

В настоящее время  в большинстве регионов РФ работы по формированию социально-экономической  политики обычно ведутся структурными подразделениями Администрации  региона, чаще всего Комитетами по экономике. На наш взгляд, такая практика имеет ряд минусов, связанных с большим объемом текущей оперативной работы, забюрократизированностью процесса принятия решений, недостаточно высоким уровнем оплаты труда, нередко недостаточной квалификацией специалистов.

Как правило, работа этих подразделений имеет мало общего с разработкой региональной концепции  социально-экономического развития в  ее современном понимании. Подготовка сегодняшних программ и планов социально-экономического развития обычно заключается в механическом сведении различных программ, подготовленных отраслевыми комитетами администрации.

В России нерациональная и громоздкая структура управления, значительные финансовые ресурсы, перераспределяемые через органы государственной власти, а также номенклатурные традиции являются объективными предпосылками для развития бюрократии.

Современная система  государственной власти в России, пожалуй, наиболее полно соответствует  положению К. Маркса о государстве  как частной собственности бюрократии.

Исторически для России было характерно засилье колоссального  бюрократического аппарата. «Естественной» для государства была роль насилия и детальнейшей канцелярской регламентации всей жизни.

На любом историческом этапе бюрократия стремилась сохранить полученную в распоряжение собственность как свою, наследственную, и присвоить ее.

Характерно, что в России ценностная доминанта - упование на государство - сочетается с отчуждением от него. Государство, власть - это всегда «они», а не «мы». Такая установка предполагает восприятие государства в качестве внешней силы, не зависящей от индивидуума, что естественно в условиях отсутствия демократических традиций.

Подобная двойственность отношения гражданина к господствующему  над ним государству глубоко въелась в ядро российского самосознания и проявляется в ценностных ориентациях, в социально-психологических характеристиках, в мотивационном комплексе.

Специальные сравнительные  исследования показывают, что в России очень высокая степень бюрократизации государственной власти. По этому показателю в начале 90-х годов среди 43-х исследованных стран Россия занимала 3-е место в мире (после Китая и Греции).

Как полагают, степень  бюрократизации в России в 4-5 раз  выше, чем в таких странах, как  Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Швейцария, Норвегия, Малайзия, Финляндия, Великобритания, имеющих по мировым меркам менее бюрократизированную систему государственной власти.23

Вирус бюрократии поразил  в России все эшелоны власти - от низших до высших. И если в некоторых странах бюрократические структуры выполняют созидательные функции, то в России бюрократические традиции сдерживают эффективное проведение экономических преобразований, являются тормозом на пути рыночных реформ.

В настоящее время  интересам российской бюрократии отвечает сохранение неопределенности в вопросах собственности. Это позволяет номенклатуре не нести ответственности за «ничью» собственность и в то же время распоряжаться ею, как своей, что, естественно, препятствует появлению настоящего эффективного собственника.

С другой стороны, через  бюрократические структуры осуществляется передел собственности в России, в том числе и в пользу самой  бюрократической элиты, имеющей  неограниченный доступ к национальным богатствам страны. В России сформировался целый сегмент на рынке финансовых ресурсов, где функционируют кредиты, которыми распоряжается бюрократическая элита.

Очевидно, что между  степенью бюрократизации государственной  власти и степенью ее коррумпированности существует определенная зависимость, особенно в условиях кардинального изменения структуры собственности и возможности распоряжаться значительными.

Основные направления  развития Российской Федерации определены в стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Реализация этих программ направлена: на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, на укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.

Для достижения поставленных целей, Правительству Российской Федерации потребуется решить ряд важных социальных, институциональный, макроэкономических и структурно-инвестиционных задач.

Важным вопросом является сочетание экономических, административных и других рычагов управления. Выбор преобладающего метода управления во многом определяет существующий в стране предпринимательский и инвестиционный климат. В частности, активное использование административного метода управления приводит к бюрократизации и ухудшению делового климата в стране. Для обеспечения развития страны необходимо оптимальное сочетание различных методов управления, что особенно важно для России, где рыночные институты только развиваются.

При этом в системе  документов, определяющих перспективы  развития, ключевое место принадлежит концепции комплексного социально-экономического развития. Разрабатывается она на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов и включает следующие разделы:

1. Оценку уровня социально-экономического развития России в целом и отдельно по регионам, характеристику выполнения ранее установленных целей и задач политики.

2. Анализ важнейших  проблем.

3. Основные направления,  цели, задачи и приоритеты политики  на долгосрочный период, методы  их реализации.

4. Основные направления,  цели, задачи и приоритеты политики  на среднесрочную перспективу,  методы их реализации.24

Главной концепцией среднесрочной  программы социально-экономического развития РФ должно явиться резкое повышение конкурентоспособности  России, что предполагает реализацию антиинфляционных мер, мер по стимулированию экономического роста, предложения по развитию топливно-энергетического комплекса и отраслей, специализирующихся на создании альтернативных видов и источников энергии для бытовых и промышленных целей, а также реализацию национальных проектов.

При этом, в качестве основополагающих принципов в реализации направлений  по повышению конкурентоспособности  страны должны быть использованы следующие  принципы:

- принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы. Поэтому экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» отличаются наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса». В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть «опорных регионов»;

- принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам - она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив;

- принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Он требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти;

- принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей;

- принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.

Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой - провести комплекс мер по снижению уровня бедности.

Достижение обеспечения конкурентоспособности России и ее регионов позволит реализовать добиться следующие преимуществ:

- создать условия для эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

- стимулировать развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

- сформировать конкурентоспособные в глобальном аспекте территориальные производственные кластеры, в том числе в инновационно-емких секторах экономики;

- обеспечить переход к поляризованному развитию и созданию нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов».

Второе ключевое направление: консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:

Информация о работе Рыночная конкуренция РФ