Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и после торговое обслуживание покупателей.
Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Существует шесть видов
1) функциональная конкуренция –
базируется на том, что одну
и ту же потребность
2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3) предметная конкуренция –
это конкуренция между
4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
а) продажа личного товара по цене конкурента;
б) снижение цены потребления товара;
6) незаконные методы:
а) антиреклама товаров
б) производство товаров имитаторов (подделка).8
В зависимости от соотношения
между количеством
а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.
б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;
в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
г) структура взаимосвязей, где
единому потребителю
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основные методы недобросовестной конкуренции: экономический промышленный шпионаж); подделка продукции конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с деловой отчетностью; валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д.
Подводя итог, можно заметить,
что понятия конкуренции
Виды конкуренции чрезвычайно многообразны: функциональная, видовая, межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и недобросовестная, совершенная и несовершенная (монополии, монопсонии, дуополии, олигополии, монополистическая конкуренция).
Как отмечалось
ранее, сущность конкуренции
Основные функции конкуренции:
Конкуренция по
своему содержанию весьма
В современных условиях
под государственным
Государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически, или разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Объекты государственного
регулирования экономики
Генеральной целью государственного
регулирования экономики
От этой генеральной цели распространяется дерево опосредующих конкретных целей или направлений государственной экономической политики, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, на которые они направлены, а также друг с другом, хотя они и неодинаковы по значению и масштабам. Одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Так, цель - обеспечение занятости – направлена на объект - занятость, но она связана с созданием условий для накопления капитала, секторальной, отраслевой и территориальной структурами хозяйства, подготовкой и переподготовкой кадров.
Конкретные цели могут служить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Они частично перекрывают друг друга, какая-нибудь из них может оказаться более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной конъюнктуры, от выбранных правительством приоритетов. Любая из целей может содействовать или препятствовать достижению другой цели.
Положение отдельных
целей или направлений
Цели государственного
регулирования экономики
Государственное регулирование экономики должно быть увязано с регулированием других сторон жизни (политика, культура). Кроме того, государство обязано обеспечить права и свободы граждан, защиту от мафии и коррупции, соблюдение законности.
Главная граница государственного регулирования экономики - возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.
Экономической основой государственного регулирования экономики является часть валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эта основа определяет формы вмешательства государства в экономику - прямое и косвенное вмешательство. Прямое государственное вмешательство в экономику - расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество, управление производственными предприятиями. Косвенное государственное вмешательство в экономику - управление экономикой с помощью различных мер экономической политики.
Обе эти формы тесно
связаны друг с другом, однако эта
связь в рыночной и централизованной
экономике существенно
Типы государственного регулирования - централизованно управляемая плановая экономика, крайний экономический либерализм (ничем не ограниченное частное предпринимательство), кейнсианская модель государственного регулирования, смешанное управление (великий неоклассический синтез), промежуточные формы (японская, шведская модели).
Государство выполняет свои функции, применяя различные инструменты, к которым рыночная система предъявляет определенные требования.
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи.
Во-вторых, влиять на рынок
как самонастраивающуюся
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу «не мешай рынку».
В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.