Рыночная конкуренция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
- рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
-отразить особенности государственного регулирования в различных странах;
- выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе России и за рубежом;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования конкуренции 4
1.1 История развития и сущность конкуренции 4
1.2 Виды и функции конкуренции 4
1.3 Механизм регулирования конкуренции в рыночной экономике 4
2. Специфика регулирования рыночной экономики 4
2.1. Специфика регулирования рыночной экономики в РФ 4
2.2 Специфика регулирования рыночной экономики за рубежом 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

курсовая экономич теория.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и после торговое обслуживание покупателей.

Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают  своих целей и что именно конкуренция  показывает, как можно эффективнее  производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Отсутствие возможности  влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

1.2 Виды и функции конкуренции

 

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция –  базируется на том, что одну  и ту же потребность потребителя  можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция –  это конкуренция между аналогичными  товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая ценовая конкуренция  бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).8

   В зависимости от соотношения  между количеством производителей  и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных  структур:

а) большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где  единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.9

   Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную  и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»),  реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:  экономический промышленный шпионаж); подделка продукции конкурентов;  подкуп и шантаж;  обман потребителей; махинации с деловой отчетностью;  валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д.

   Подводя итог, можно заметить, что понятия конкуренции многообразны, мы будем рассматривать конкуренцию в экономике, она означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой - к объединению усилий в конкурентной борьбе.

   Виды конкуренции  чрезвычайно многообразны: функциональная, видовая, межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и недобросовестная, совершенная и несовершенная (монополии, монопсонии, дуополии, олигополии, монополистическая конкуренция).

   Как отмечалось  ранее, сущность конкуренции заключается  в ее функциях. Разберем подробно эти функции.

Основные функции конкуренции: обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;  стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей; дифференциация товаропроизводителей; давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; ликвидация неконкурентоспособных предприятий; стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы: внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию; роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен; зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен; старения - заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

   Конкуренция по  своему содержанию весьма противоречива.  С одной стороны, она выражает  стремление к свободе, экономической  независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.10

1.3 Механизм регулирования конкуренции  в рыночной экономике

 

В современных условиях под государственным регулированием экономики в рыночном хозяйстве понимается система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование  экономики является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически, или разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Объекты государственного регулирования экономики различаются  в зависимости от уровня решаемых задач: фирмы, регионы, отрасли, сектора экономики, хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены), глобальный (социальные отношения, экология), наднациональный (отношения с другими странами).

Генеральной целью государственного регулирования экономики является обеспечение благосостояния общества, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего строя внутри страны, адаптация его к изменяющимся условиям. При смешанной экономике государственное регулирование экономики должно обеспечить эффективное функционирование национального хозяйства в тех направлениях, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма.

От этой генеральной  цели распространяется дерево опосредующих конкретных целей или направлений государственной экономической политики, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, на которые они направлены, а также друг с другом, хотя они и неодинаковы по значению и масштабам. Одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Так, цель - обеспечение занятости – направлена на объект - занятость, но она связана с созданием условий для накопления капитала, секторальной, отраслевой и территориальной структурами хозяйства, подготовкой и переподготовкой кадров.

Конкретные цели могут  служить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Они частично перекрывают друг друга, какая-нибудь из них может оказаться более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной конъюнктуры, от выбранных правительством приоритетов. Любая из целей может содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Положение отдельных  целей или направлений государственного экономического регулирования в дереве целей нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, т.е. оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выходит первичная цель - оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели - привлечение капитала в страну, повышение конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынках.11

Цели государственного регулирования экономики зависят  от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, ее структуры (современной и желаемой в будущем), меры включенности в международное разделение труда. Классический набор целей буржуазного государства - экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Государственное регулирование экономики должно быть увязано с регулированием других сторон жизни (политика, культура). Кроме того, государство обязано обеспечить права и свободы граждан, защиту от мафии и коррупции, соблюдение законности.

Главная граница государственного регулирования экономики - возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

Экономической основой  государственного регулирования экономики  является часть валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эта основа определяет формы вмешательства государства в экономику - прямое и косвенное вмешательство. Прямое государственное вмешательство в экономику - расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество, управление производственными предприятиями. Косвенное государственное вмешательство в экономику - управление экономикой с помощью различных мер экономической политики.

Обе эти формы тесно  связаны друг с другом, однако эта  связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться два - три столетия назад, постоянно ищут оптимальное  сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях государства этот животворящий интерес.

Типы государственного регулирования - централизованно управляемая плановая экономика, крайний экономический либерализм (ничем не ограниченное частное предпринимательство), кейнсианская модель государственного регулирования, смешанное управление (великий неоклассический синтез), промежуточные формы (японская, шведская модели).

Государство выполняет свои функции, применяя различные инструменты, к которым рыночная система предъявляет определенные требования.

Во-первых, исключаются  любые действия государства, разрывающие  рыночные связи.

Во-вторых, влиять на рынок  как самонастраивающуюся систему  можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические  регуляторы не должны ослаблять или  заменять рыночные стимулы, их следует  применять по принципу «не мешай  рынку».

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

Информация о работе Рыночная конкуренция РФ