Рыночное хозяйство и его инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. С разделением производства на две крупные основные отрасли — земледелие и ремесло — возникает производство непосредственно для обмена — товарное производство. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме.

Содержание работы

Введение 3
1. Миссии организации 4
2. Цели организации и их классификация 10
3. Методы постановки целей 15
4. Процесс управления по целям 17
5. Анализ организационной структуры управления на примере ООО «Инфомаркет» 22
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1.docx

— 234.15 Кб (Скачать файл)

Понятие "размерная  структура производства" до недавнего  времени крайне редко использовалось в отечественной экономической  литературе, ибо охватываемые этим понятием вопросы не относили к важнейшим  структурным проблемам народного  хозяйства. Господствовало мнение, что  определяющей тенденцией является укрупнение производства и рост масштабов предприятий.

Классификация бизнеса  по размерам (масштабам) деятельности субъектов рыночной экономики имеет  исключительно важное значение, потому что позволяет выявить и проанализировать сильные и слабые стороны малого, среднего и крупного бизнеса, определить оптимальные варианты их соотношения  и взаимодействия. Мировой опыт рыночного  хозяйствования свидетельствует, что  малый, средний и крупный бизнес не взаимоисключают, а дополняют  один одного. Важнейшей составляющей рыночной экономики должно быть существование  и взаимодействие крупных, средних  и малых предприятий, их оптимальное  соотношение.

Для отнесения того или иного предприятия к разряду  крупных, средних или малых необходимы определенные критерии. Сложность их определения состоит прежде всего  в том, что они не могут быть равнозначными для всех сфер и  отраслей народного хозяйства. Например, то, что можно считать крупным  предприятием в сфере обслуживания или торговли, окажется средним или  даже малым в обрабатывающей промышленности, а, скажем, среднее предприятие пищевой  промышленности по своим размерным  характеристикам будет казаться малым в угледобыче и т. д. К  тому же количественные характеристики масштабности предприятий изменяются от страны к стране, с развитием  экономики в целом, производительных сил общества, их ресурсной основы.

Следовательно, первым требованием к выработке указанных  критериев должен быть учет условий  и особенностей производства в каждой конкретной отрасли или в группе близких по основным производственным характеристикам отраслей на конкретном этапе социально-экономического развития страны. С этой целью используют различные так или иначе взаимосвязанные  показатели масштабов предприятий: среднесписочная численность занятых  на предприятии, объем хозяйственного оборота, объем валовой продукции, стоимость производственных доходов  и т. д.

Соотношение предприятий  малого, среднего и крупного бизнеса  зависит от роли и значения каждого  сектора экономики на определенном этапе становления и развития рыночной экономики. Однако на любом  из этих этапов ведущим остается крупный  бизнес, меняется только его структура.

Подлинный производственный бизнес -- это крупный и крупнейший. Во всех развитых странах мелкий и  средний бизнес присущ преимущественно  сфере мелкооптовой и розничной  торговли и сфере обслуживания. Современный  мелкий и средний бизнес в этих странах является порождением развитой рыночной экономики, а не исторически  прошлого мелкого простого товарного  производства, содействуя созданию конкурентной среды, занятости, ослаблению последствий  безработицы и т. п. Поддержка  в странах развитой рыночной экономики  малого и среднего предпринимательства  определяется и тем, что инициативные, предприимчивые люди, желающие открыть  свое дело, далеко не всегда имеют для  этого необходимый первоначальный капитал. Они входят в бизнес прежде всего со своим интеллектуальным капиталом, который в различных  формах (субподряд, франчайзинг, особенно венчурные предприятия, о которых  речь идет ниже), используется крупными корпорациями.

В развитых странах  именно относительно немногочисленные крупные предприятия служат надежной основой массового производства стратегических товаров. В них подробно отрабатываются как конструкторские, технологические и другие технико-экономические  вопросы, так и ценообразование, маркетинг и т. п. организационно-экономические  основы. Отсюда развитие в Украине  мелкого и среднего бизнеса должно создавать широкую основу для  функционирования рыночной экономики. Одновременно необходимо всячески содействовать  с учетом структурной трансформации  разворачиванию на полную мощность крупнейших заводов, не допуская их дробления ради самого дробления под видом преодоления  гигантомании. Об этом ярко свидетельствует, например, положительный опыт Николаевского  глиноземного завода, в том числе  привлечение им иностранных инвестиций.

В целом роль крупного бизнеса определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, -- его  ведущей ролью в рыночной экономике. Это объясняется тем, что центром  экономического роста, начиная с  конца XIX в. и по сегодняшний день, во всех ведущих странах мира были и остаются капитало- и наукоемкие отрасли, такие как нефтяная, химическая промышленность, металлургия, автомобилестроение, электроэнергетика, электроника и  т. д. В этих отраслях экономическое  развитие определяет относительно небольшое  количество крупных компаний. К тому же изменилась организация самих  крупных компаний предпринимателей вместе с коренными изменениями  в производительных силах общества. Крупным стало дело, производство не обязательно сконцентрировано на одной территории, под одной крышей и т. п. Масштабность, размерность  предприятия и дела, которое оно  представляет, все больше опирается  на органи-зационно-экономические структуры, при которых мелкие и средние  предприятия становятся довольно часто  составляющими крупнейших корпораций, поставляя им узлы, детали и др., продавая их продукцию и т. п. Это современное  проявление концентрации и централизации  производства, с одной стороны, на основе базирования на общую финансовую группу и, с другой, развития единичного технологичного внутрифирменного и  межфирменного, в том числе и  международного разделения труда. Особое место в этом процессе занимают транснациональные  корпорации.

Во-вторых, крупный  бизнес владеет большим потенциалом  поддержки малых и средних  фирм, который реализуется через  широкий спектр форм хозяйственной  интеграции. И дело здесь не в "желании" крупных корпораций помогать субъектам  малого и среднего бизнеса, а в  объективных закономерностях крупного современного производства, которые  требуют стабильной и эффективной  системы интеграционных связей. Об этом свидетельствует опыт стран, экономика  которых зиждется на двух основах -- на крупных организационно-хозяйственных  структурах, с одной стороны, и  на малом и среднем бизнесе, -- с другой. Первая придает стабильность экономике и ее управляемости, открывает  путь к крупномасштабной реализации научно-технических нововведений, вторая создает конкурентную среду, обеспечивает производству мобильность и индивидуализацию.

Объективная необходимость  развития малого и среднего бизнеса  обусловлена изменениями, происходящими  в крупном производстве на современном  этапе. Во внешней среде крупного производства происходит: во-первых, обострение конкуренции в глобальном масштабе вследствие развития транспорта, информатики  и средств коммуникации; во-вторых, повышение степени неопределенности внешней среды вследствие существенного  снижения темпов роста во всех индустриально  развитых странах; в-третьих, усиление тенденций к фрагментации рынков по причине дифференциации и индиви-дуализации потребительского спроса. Внешние изменения, которые происходят, не смогли не вызвать  соответствующей реакции корпораций, которые приспосабливаются к  новым условиям, а глобализация конкуренции  ведет к усилению их специализации  тогда, когда неопределенность и  фрагментация рынков заставляет компании усиливать гибкость хозяйствования и интенсифицировать поиск новых  путей дифференциации производимой продукции и услуг.

Таким образом, возникает  противоречие между тенденцией к  специализации, что предусматривает  концентрацию однообразного производства, и усилением дифференциации, т. е. расширением спектра производства товаров. Формой разрешения этого противоречия становится гибкое (дифференцированное) массовое производство.

При анализе экономической  сущности малого и среднего бизнеса  необходимо иметь ввиду, что именно формы организации производства являются объективной основой создания предприятий различных масштабов (размеров). Генетический корень происхождения  субъектов рыночной экономики заключен в общественном разделении труда  и в обособлении производителей. Рынок опосредованно соединяет  их через обмен и ценообразование. Основными предпосылками деления  субъектов рыночной экономики на малые, средние и крупные являются общественное разделение труда, углубление специализации и расширение кооперации производства.

Совокупность небольших  по масштабу производственных единиц характеризует понятие малый  и средний бизнес. Общественной формой малой и средней производственной единицы в условиях рыночной экономики  являются малое и среднее предприятия. Их главными экономическими черты следующие:

обособленность (т. е. хозяйствование на свой страх и  риск);

специализация на каком-либо виде деятельности;

реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу  на рынке. По оценкам экспертов Мирового банка, существует более 50 определений  малого и среднего бизнеса. В разных странах используются различные  классификационные критерии отнесения  предприятий к той или иной группе. Так, в Японии такими критериями являются размер капитала, численность  работающих и отраслевая принадлежность. Количество занятых и объем основного  капитала -- таковы критерии отнесения  предприятий к разряду малых  и средних в Италии, численность  занятых и объем инвестиций -- в Индии, а во многих странах -- еще  и объем используемой электроэнергии.

В Германии, например, к малым и средним относятся  предприятия с численностью не более 500 занятых и объемом годового оборота не более 50 млн евро. В  странах Европейского Союза (ЕС) на малых предприятиях количество занятых  до 50 чел., годовой оборот менее 4 млн  евро, сумма баланса менее 2 млн  евро, на средних предприятиях -- количество занятых от 50 до 250 чел., годовой оборот менее 16 млн евро, сумма баланса  менее 8 млн евро. В Украине субъектами малого предпринимательства являются зарегистрированные в установленном  порядке физические лица, которые  занимаются предпринимательской деятельностью  без создания юридического лица, а  также юридические лица -- субъекты предпринимательства любой организационной  формы и формы собственности, в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает 50 чел., а объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год  не превышает 1 млн грн.

О значении малого и среднего бизнеса свидетельствуют  показатели его роли в экономике. Так, удельный вес малых и средних  предприятий в общем количестве занятых в США и Франции  составляет 54 процента, в странах  ЕС в целом -- 72 процента. Удельный вес  этого сектора экономики в  валовом внутреннем продукте составляет в Германии -- 50 -- 54 процента, в Японии -- 52 -- 55, во Франции 55 -- 62, в Италии -- 57 -- 60, в странах ЕС в целом -- 63 -- 67 процентов. В Украине этот показатель не превышает 10 процентов.

Малый и средний  бизнес являются органичными структурными элементами рыночной экономики. Особое значение играет малый бизнес. Именно этот сектор экономики исторически  и логически выполнял роль необходимой  предпосылки создания рыночной среды. Мелкотоварное производство, из которого развивается малый бизнес, было первичной  исходной формой рыночного хозяйствования. Именно поэтому мелкотоварное производство сыграло структурообразующую роль в истории становления экономики  конкурентно-рыночного типа. Это  специфическое и своеобразное функциональное предназначение малого бизнеса имеет  особое значение для стран, которые  идут путем воссоздания рыночной системы хозяйствования. Способность  малого бизнеса к структурообразованию рынка выдвигает задачу его возрождения  в число первоочередных задач  реформирования экономики Украины, как и других стран СНГ, на их переходном этапе.

Сущность и значение малого бизнеса состоит в том, что он составляет основу современного мелкотоварного производства, осуществляет свободу рыночного выбора и быструю  окупаемость затрат при благоприятных  условиях, определяет степень демократизации общества, обеспечивает насыщение рынка  товарами и услугами широкого потребления, способствует реализации инноваций, характеризуется  высокой мобильностью и рациональными  формами управления.

Развитие малого бизнеса связано с решением целого ряда социальных вопросов, а именно: малый бизнес является не только источником средств к существованию, но и  способом раскрытия и реализации личностного потенциала; этот сектор создает дополнительные рабочие  места, обеспечивает снижение уровня безработицы  и социальной напряженности, выступает  альтернативой психологии люмпенства и иждивенчества; а самое главное -- он содействует формированию "среднего класса", который является основой  социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического разделения общества.

Особое значение малый бизнес имеет в переходный период к рыночной экономике. Именно он стимулирует экономическую конкуренцию, структурную перестройку экономики, влияет на ослабление монополизма, содействует  формированию нового социального слоя собственников-предпринимателей, которые  обеспечивают гарантии необратимости  движения к рынку.

В структуре современной  смешанной экономики малый, средний  и крупный бизнес не только сосуществуют, но и органично взаимодополняют  друг друга. Об этом свидетельствуют  интеграционные формы их кооперации. Интеграция больших, средних и малых  предприятий не является какой-то идеальной  моделью, которая приходит на смену  старым механизмам распределения ресурсов или прежним организационным  формам. Речь идет о создании нового качества рынка и организационных  структур, или качественной трансформации  этих форм, если они существовали раньше.

В условиях рыночных отношений основными формами  интеграции больших, средних и малых  хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, лизинг и венчурное финансирование. При этом субподряд является формой производственно-функциональных интеграционных связей, франчайзинг -- производственно-сбытовых, лизинг -- производственно-финансовых, а венчурное финансирование -- формой инновационно-функциональных интеграционных связей. Необходимо подчеркнуть, что все эти формы отвечают критериям поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку следствием их использования должны быть: во-первых, рост стабильности, во-вторых, взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, финансовых, кадровых ресурсов.

Дальнейшее развитие системы хозяйственной интеграции стало возможным прежде всего  из-за роста производственной специализации, благодаря которой развивается  производственно-хозяйственная кооперация, проявляются ее новые формы.

Субподрядная система  представляет собой долгосрочные отношения в сфере снабжения между крупной (главной) компанией, изготовляющей значительные объемы массовой продукции, и множеством малых предприятий, работающих на основе подетальной, технологической, модельной специализации производства продукции, которая изготовляется относительно небольшими объемами или при узкой номенклатуре.

Информация о работе Рыночное хозяйство и его инфраструктура