Рыночное хозяйство и его инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. С разделением производства на две крупные основные отрасли — земледелие и ремесло — возникает производство непосредственно для обмена — товарное производство. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме.

Содержание работы

Введение 3
1. Миссии организации 4
2. Цели организации и их классификация 10
3. Методы постановки целей 15
4. Процесс управления по целям 17
5. Анализ организационной структуры управления на примере ООО «Инфомаркет» 22
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1.docx

— 234.15 Кб (Скачать файл)

2. Экономическая  автономия субъектов хозяйствования. Товаропроизводители в большинстве своем являются юридическими лицами, самостоятельно ведущими всю хозяйственную и коммерческую деятельность и несущими неограниченную ответственность по всем обязательствам. Это подразумевает строгое соответствие ведения торговой деятельности исключительно по рыночным законам. Все произведенные блага должны непременно иметь спрос и четкое предназначение, иными словами, отвечать всем потребностям общества. Для этого на предприятии должна существовать развитая информационная система, которая позволит контролировать все изменения и нововведения на рынке.

3. Свободный обмен  ресурсами подразумевает свободное формирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом колебаний спроса и предложения и выглядят как отклонение равновесной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять специализацию и направление развития своей организации или предприятия.

Модель экономики  рыночного типа базируется не только на системе общественного разделения труда и специализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночных отношений. Первая предпосылка предполагает так называемую техническую обособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.

Но сам по себе обмен не равносилен существованию  рынка, так же как и общественное разделение труда -- достаточному условию  его развития. Общественное разделение труда -- необходимое, но недостаточное  условие существования рынка.

Таким условием является так называемая экономическая обособленность субъектов хозяйственной координации, которая может существовать лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т. е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений [8, С.43].

Основу рыночной экономики составляет частная собственность, но для функционирования рыночной экономики  требуется наличие и реализация многообразных форм собственности. Различные формы собственности  позволяют создавать самые разнообразные  товары и услуги, удовлетворяющие  потребности людей; стимулируют  развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек; элиминируют  возможность появления дефицита; обеспечивают возможность выбора и  адекватность применения физических и  духовных потребностей человека.

Еще одним условием функционирования рыночной экономики  является создание рыночной инфраструктуры.

1.2 Функции рынка

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей -- удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок так или  иначе производит распределение  факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской  деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной  жизни и выполняет для этого  ряд функций.

Основная и самая  важная функция рыночной системы -- регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу "невидимой руки", но и посредством государственного регулирования.

Вторая функция  рынка -- стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение  в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить  издержки на изготовление товаров и  услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.

Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую  информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно  изменяющиеся цены на продукты и ресурсы  дают объективную информацию о потребном  количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему  хозяйственному пространству, которое  он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику  хозяйственной деятельности сверять  собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая (или  эквивалентная) функция -- это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров  с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения  не только количества затраченного труда, но и пользы.

Интегрирующая функция  состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс  активного обмена продуктами труда  и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а  потребители не смогут удовлетворять  свои потребности.

В экономике с  развитым типом совершенной конкуренции  товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь  имеют право выбрать товар  определенной марки. В этом заключается  посредническая функция рынка.

Кроме вышеперечисленных  функций, рынок оценивает произведенный  продукт, его исходные ресурсы и  количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное  и рациональное использование всех производственных факторов.

Выделяют также  оздоравливающую (санирующую) функцию. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И  напротив, дает зеленый свет более  предприимчивым и активным.

Как свидетельствует  опыт, средний цикл малого бизнеса  не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные  фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация  деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде  не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее  количество малых предприятий в  последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование  и вновь создаваемых предприятий  сравнялось.

Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляется в производстве товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения многообразных  потребностей, в расширении спектра  товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических  решений.

1.3 Структура рынка

Рынок в целом  характеризуется богатой и сложной  структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров  и услуг, рынок товаров промышленного  назначения, рынок промежуточных  товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья  и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный  и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг  и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров  и услуг).

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок  услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических  разработок.

"Рынок товаров  можно представить состоящим  из товаров, идущих в производственное  потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для  личного потребления (рынок предметов  потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно  представить в виде рынков: 1) топлива  и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного  сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного  строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин  и оборудования характерна значительная монополизация производства и мировых  рынков сбыта. Необходимыми условиями  конкурентоспособности на этом рынке  являются ускоренное обновление продукции  и ее техническое обслуживание после  продажи, что сохраняет высокий  спрос на машины и оборудование при  спаде конъюнктуры.

На рынке научно-технических  знаний покупаются и продаются научно-технические  идеи, открытия, изобретения, знания и  опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством  страны, поэтому торговые сделки заключаются  на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.

Рынок предметов  потребления подразделяется на рынки  потребительских товаров длительного  и краткосрочного пользования.

Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров.

Рынок услуг -- это  купля-продажа услуг общественного  питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических и бытовых. Рынок информации возник в промышленно  развитых странах в 50-е гг.

Рынок капиталов  в зависимости от объекта купли-продажи  делится на рынок денег и рынок  ценных бумаг. Организационно рынок  денег обслуживают банки, рынок  ценных бумаг -- фондовые биржи" [25, С.209].

В рынок включены элементы, непосредственно связанные  с обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную  структуру.

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним  или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой  рынок, охватывающий все страны мира.

По типу конкуренции  различают:

- рынок свободной  (совершенной) конкуренции, где  все продавцы имеют равные  права и возможности;

- рынок несовершенной  конкуренции, который подразделяется  на рынки чистой монополии,  олигополии и монополистической  конкуренции.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь  ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения  играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

В соответствии с  действующим законодательством  той или иной страны различают  легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение  примерно совпадают); дефицитный (спрос  превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

По своей структуре  рынок представляет собой такой  способ связи или отношений между  производителями и потребителями, при котором обмен товаров  происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений  здесь выступают цены. Хотя обмен  товаров происходил во всех прежних  укладах, но господствующее положение  рынок приобрел в капиталистическом  обществе, поскольку здесь товаром  становится также рабочая сила, продаваемая  на рынке труда.

2. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

2.1 Понятие инфраструктуры

Границы рынка в  самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и  услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать  соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и  развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация  предпринимательской деятельности.

В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению  к материальному производству и  обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи  с этим принято выделять четыре укрупненных  вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную [2, С.38].

Понятие "рыночная инфраструктура" было введено в  экономическую теорию всего лишь 15-20 лет назад российскими экономистами в связи с коренными преобразованиями экономических отношений в стране. В исследованиях зарубежных экономистов  это понятие не используется. По нашему мнению, это объясняется тем, что потребности в его использовании  в теории уже сформировавшихся развитых рыночных отношений и развитой экономики  не было. Однако, несмотря на свое короткое существование, понятию рыночной инфраструктуры отводится значительное место в  современных монографических исследованиях  и учебных пособиях по экономической  теории и микроэкономики в нашей  стране [11, С.204].

Информация о работе Рыночное хозяйство и его инфраструктура