Рыночное хозяйство и его инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. С разделением производства на две крупные основные отрасли — земледелие и ремесло — возникает производство непосредственно для обмена — товарное производство. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме.

Содержание работы

Введение 3
1. Миссии организации 4
2. Цели организации и их классификация 10
3. Методы постановки целей 15
4. Процесс управления по целям 17
5. Анализ организационной структуры управления на примере ООО «Инфомаркет» 22
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1.docx

— 234.15 Кб (Скачать файл)

Содержание субподряда заключается в увеличении объема работ, которые передаются большими компаниями по контрактам малым и  средним фирмам, а также в сокращении общего количества прямых поставщиков  комплектующих.

Субъектам малого и среднего бизнеса такая форма  кооперации выгодна, поскольку шансов остаться на самостоятельных рынках у них почти нет. Особенно это  касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыта  которой требует больших управленческих, финансовых и технических возможностей, которыми малые фирмы не владеют. Используя производственный потенциал  малых и средних фирм, крупные  компании предоставляют им определенные льготы: гарантируют закупку значительной доли изготовленной продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения сырья и материалов и т. п. Крупным  фирмам субподрядная система позволяет, во-первых, переложить негативные последствия  конкуренции (в том числе возможное  банкротство) на мелкий и средний  бизнес, и, во-вторых, создать за счет предприятий этого бизнеса выгодную для себя конкурентную среду, выбирая  субподрядчиков из параллельных поставщиков. На-пример, в Великобритании разоряются в течение первых трех лет 8 из 10 созданных  малых предприятий.

Субподрядная система  особенно развита в областях массового  сборочного производства, электротехнической, электронной промышленности, в некоторых  сферах машиностроения. Так, электротехнический концерн "Дженерал электрик" только в середине 80-х годов использовал  для своего производства и сбыта  услуги более 30 тыс. малых предприятий. У автомобильного концерна "Дженерал моторе" было 40 тыс. поставщиков, 82 процента из них -- фирмы с количеством занятых  меньше 100 чел.

В последние десятилетия  в странах с развитой рыночной экономикой значительное распространение  получила система договорных отношений  относительно кооперации хозяйственной  деятельности больших и малых  фирм в области распределения  продукции и услуг, получившая широкую  известность в мире под названием  франчайзинг. Франчайзинг (от фр. franchise -- привилегия, вольность) -- это способ доставки продукции и услуг потребителю, форма организации и осуществления предпринимательской деятельности на основе кооперации материальных и финансовых ресурсов и усилий разных предприятий. Франчайзинг может также рассматриваться как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукции или услуг, защищенных товарным знаком, дает эксклюзивные права на их распространение на определенной территории независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них гарантированных платежей. Это позволяет начинающему предпринимателю правильно выбрать место, проект, скажем, магазина, оборудование для него, получить ссуду и т. п. и торговать под маркой крупной фирмы. За эти услуги мелкий предприниматель уплачивает вступительный взнос и отчисляет определенный процент (от 3 до 12 процентов) с оборота в пользу "родственной" фирмы, у которой он обязуется закупать необходимое оборудование и товары.

В развитой рыночной экономике наибольшее количество фирм, работающих по такой системе, сосредоточено  в сфере обслуживания: ресторанах и кафе, продуктовых магазинах, строительной и реконструкционной деятельности, автосервисе, розничной и оптовой  торговле, при предоставлении разного  рода услуг -- бухгалтерские, аудиторские, юридические, туризм, гостиничное хозяйство  и др.

Ярким примером использования  франчайзинговой системы является индустрия бутылочных безалкогольных напитков. Так, компании "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен-Ап" благодаря  франчайзингу получили возможность  централизованно изготовлять концентрированный  сироп и поставлять его местным  заводам, специализирующимся по разливу, владельцы которых в конечном итоге становились руководителями местных розничных продаж. Компания "Coca-Cola Amatil Ukraine Ltd." уже вложила  в экономику Украины более 100 млн  долл. США и в ближайшее время  намеревается вложить еще 250 млн. В  Украине в настоящее время  работают два завода по производству кока-колы -- во Львове и Броварах (Киевская область). Компания предполагает строительство  еще одного завода в Днепропетровске. В упомянутой компании работают 2050 чел. В ближайшее время количество работников в ней превысит 4 тыс. чел.

В сфере общественного  питания значительного роста  бизнеса на принципах франчайзинга добилась компания "Мак-Дональде" с новой стратегией быстрого обслуживания клиентов. В Украине первый ресторан "Мак-Дональде" открылся в г. Киеве  в мае 1997 г., а в ближайшие годы в Украине планируется открыть  почти 100 ресторанов, что позволит дополнительно  создать 5,5 тыс. рабочих мест. Объем  инвестиций в экономику Украины  достигает почти 100 млн долл. США. Для эффективного функционирования проекта строятся современные местные  заводы по переработке мяса и картофеля.

Благодаря рыночной мобильности франчайзинг доказал  свою эффективность и жизнеспособность. Так, по данным Администрации малого бизнеса США, к концу пятого года существования разорялись только 14 процентов франчайзинговых предприятий, тогда как для независимых  малых форм хозяйствования этот показатель составлял более 65 процентов.

Таким образом, сущность франчайзинга состоит в том, что  большая компания (франчайзер) предоставляет  небольшому предприятию (оператору) исключительное право на реализацию своей продукции  или услуг. Заключая договор франчайзинга, небольшое предприятие принимает  на себя определенные обязательства, нарушение  хотя бы одного из которых приводит к разрыву договора со стороны  фирмы-франчайзера. Фирмы-операторы, которые  арендуют торговую точку, получают доход  в виде процента от оборота.

Такая форма функционирования торгового предприятия выгодна  как обществу, так и фирмам. Что  касается общества, то знание особенностей первичного рынка сбыта помогает населению полнее удовлетворять  свои потребности: фирме-франчайзеру  это дает возможность без увеличения капитала увеличивать оборот и получать дополнитель-ную прибыль; для фирмы-оператора  это гарантированная поставка и  финансовая под-держка со стороны франчайзера, а в итоге -- большая стойкость  в конкурентной борьбе.

Одним из методов  обновления материальной базы и основных фондов малых и средних предприятий  разных форм собственности является лизинг как эффективный способ привлечения  дополнительных инвестиций, в том  числе иностранных, в развитие экономики.

Лизинг -- это предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и состоящая в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.

Главная задача субъектов  лизинговой деятельности -- создать  потребность в своих услугах. Мировой опыт свидетельствует о  растущей среди деловых кругов популярности и жизнеспособности лизинга.

Сегодня в Украине, как и в других странах СНГ, большинство субъектов малого предпринимательства  не могут ни выделить средства для  инвестиций, ни взять кредит, потому что, во-первых, не в состоянии обеспечить его залогом, а во-вторых, коммерческие банки такие кредиты не предоставляют. И здесь-то и может сослужить  свою службу лизинг, который для  субъекта малого предпринимательства  обеспечивает большие преимущества.

Объектом лизинга  может быть любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к  основным фондам, не запрещено к  свободному обращению на рынке и  по отношению к которому нет ограничений  по передаче его в аренду.

Субъектами лизинга  могут быть лизингодатель, лизингополучатель, продавец лизингового имущества -- субъект  предпринимательской деятельности, изготовляющий имущество (машины, оборудование и т. д.) и/или продающий собственное  имущество, являющееся объектом лизинга.

Для тех, кто начинает свое дело, пробиться на рынок очень  сложно. Поэтому нужно искать такие  способы ведения дела, которые  дали бы возможность клиентам на практике ознакомится с образцами изготовляемой  продукции. Предлагая ее в лизинг на определенное время, производитель  нередко берет на себя обязательства  по установке и обслуживанию оборудования, обучению персонала своего клиента. К лизингу начали охотно обращаться при подписании соглашений на осуществление  капиталоемких проектов, в том  числе при строительстве промышленных предприятий, поставке самолетов, судов  и пр. С целью получения дохода значительное количество государственных  предприятий и организаций готовы пустить в оборот лишнюю технику  и оборудование. Передача его малым  и средним предприятиям на условиях лизинга может поднять уровень  отдачи фондов. Все большие темпы  набирает процесс формирования фермерских хозяйств, но они чаще всего не могут  получить инвестиции в виде прямых долгосрочных банковских ссуд. Альтернативой  в этом случае также является развитие и использование лизинговых операций.

Лизинг выгоден  и государству, поскольку задолженность  предприятий иностранным лизингодателям не засчитывается в общую финансовую задолженность стран-импортеров, на территории которых находятся арендаторы.

Кроме ряда преимуществ  для отдельных субъектов предпринимательства, лизинговый бизнес положительно влияет на экономику страны, особенно во время  переходного периода, характеризующегося спадом производства, нестабильностью  финансового сектора, кризисом банковской системы.

Большое значение для поддержки малого и среднего бизнеса имеет организация доступа  малых фирм к механизму передачи технологий и результатов научных  разработок в производство на основе их кооперации с большими компаниями.

Венчурное (рисковое) финансирование имеет широкое и узкое значение. В широком значении весь вклад делается в рисковые с точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий. В узком значении это долго- или среднесрочные инвестиции в виде кредитов либо вложений в акции с целью создания и развития малых и средних быстрорастущих компаний.

Как правило, малые  венчурные предприятия связаны  со сферой НИОКР (научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок), поэтому для их обозначения часто  используют понятие "малые инновационные  предприятия". Венчурные фонды  образуются в нескольких организационных  формах, главной из которых является специализированная независимая фирма  венчурного капитала. Иные формы -- венчурные  фонды больших корпораций, инвестиционные компании малого бизнеса, научно-исследовательские  общества с ограниченной ответственностью и др.

Именно через  свои венчурные фонды корпорации осуществляют рыночное финансирование малых фирм. Исходя из этого перспективы  развития в Украине венчурного финансирования в качестве формы интеграции больших  и малых структур могут быть связаны  прежде всего с реализацией потенциала промышленно-финансовых групп. Взаимодействие последних с малыми инновационными фирмами эффективно содействовало  бы разрешению противоречия между невостребованными  творческими возможностями украинских ученых и необходимостью управляемого обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства. Это в некотором смысле решило бы и проблему "утечки мозгов".

Таким образом, речь идет не об абсолютизации малого, среднего или крупного бизнеса, а об органическом сосуществовании этих секторов в  структуре смешанной экономики, которые не взаимоисключают, а взаимодополняют  и взаимообусловливают друг друга.

4. Этика рыночных отношений

Нельзя утверждать, что этика рыночных отношений  с момента своего становления  сознательно развивалась как  такая, которой присущи нравственность и человеколюбие. Напротив, с момента  своего становления рыночная экономика  заявила о себе как о жесткой  системе принуждения, забывающей о  человеке. Стоит вспомнить изнурительный  труд рабочих на фабриках, когда  отсутствовали элементарные условия  для нормального воспроизводства  рабочей силы, когда жизнь человека обрывалась в тридцать -- тридцать пять лет.

Возвышение в  этике отношений принципов нравственности и гуманности на уровень национальной экономической политики стало реальностью  только во второй половине XX в. Это результат  длительного эволюционного развития рыночных отношений, когда выяснилось, что без соблюдения таких принципов  невозможен дальнейший прогресс человеческого  общества и существование самой  рыночной системы.

Этика рыночных отношений  развивалась вместе с развитием, во-первых, производственных ресурсов во всех их составляющих, во-вторых, человека как общественной личности и, в-третьих, экономических производственных отношений. Результатом достигнутого уровня социально-экономического развития стало то, что на основе сформировавшейся современной многоукладной, смешанной экономики, выражающейся в разнообразии форм собственности, регуляторами рыночной экономики является не только рыночный механизм саморегулирования, но и государственное регулирование. При этом особую роль играет уровень  и состояние рыночного сознания.

Уровень рыночного  менталитета определяется социально-культурными  факторами. Последние включают в  себя экономическую, правовую, политическую и другую социокультуру. Основополагающей развития социокультуры является экономическая  культура как составная часть  культуры общества, этики отношений  в нем. Экономическая культура характеризуется  уровнем экономических знаний и  умения ведения хозяйства, глубиной познания и использования экономических  законов. Она в значительной мере определяет реалистичность основных направлений  экономической политики и, в конечном итоге, их результативность. Развитие процесса демократизации хозяйственной  жизни, становление разнообразных  форм собственности и переход  к рыночным отношениям в Украине  особенно актуализируют проблему повышения  экономической культуры, этики ее отношений.

Невыполнение в  современных переходных условиях Украины  договорных обязательств партнеров, нередкое стремление к мгновенному доходу, некомпетентность и незнание рынка, производство некачественной продукции, непрофессионализм, особенно на всех ступенях управления экономикой, наглядно свидетельствуют  о низком уровне экономической культуры и деловой этики. Этот же уровень  проливает свет и на тенденцию  к усилению группового эгоизма (коллективного, ведомственного, регионального) у многих субъектов экономической деятельности, что проявляется в удовлетворении собственных интересов в противовес интересам национально-государственным.

Информация о работе Рыночное хозяйство и его инфраструктура