Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью курсовой работы, является изучение роли рынка ценных бумаг и поэтапное исследование развития фондового рынка в России. В своей работе, я попытаюсь раскрыть понятие рынка ценных бумаг, его цели, задачи и тенденции развития. Поскольку управлять экономикой может только тот, кто владеет собственностью, то и рынок ценных бумаг приобретает особую экономическую и историческую значимость.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………….4
1.1Понятие и сущность рынка ценных бумаг…………………….....4
1.2Виды ценных бумаг……………………………………………......6
1.3Классификация ценных бумаг…………………………………….8
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ………………………..11
2.1 Виды и классификация государственных ценных бумаг…………….11
2.2 Виды российских государственных ценных бумаг……………………………………………………...12
2.2.1 Государственные краткосрочные облигации (ГКО) …………………………………...........12
Государственные долгосрочные облигации (ГДО) ………………………………………...13
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) …………….....14
Облигации федерального займа (ОФЗ) ……………........14
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) ………………......15
Бескупонные облигации Банка России (БОБР) …………………………………......15
Золотые сертификаты (ЗС) ……………………………….16
1.3. Российский рынок муниципальных займов……………………..16
Глава 2. 1.ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ………………………….……………………..19
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ ФОНДОВОГО РЫНКА…………………………………………………..22
2.1. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг………………………………………….............22
2.2. Управляющие компании и деятельность по управлению ценными бумагами………………………………..24
2.3. Клиринговая деятельность…………………………………........... .25
2.4. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг……………………………………..........25
Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1 Понятие, цели задачи и функции рынка ценных бумаг
3.2 Структура рынка ценных бумаг
3.3 Этапы становления
Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………39
4.1. Понятие, виды и цели регулирования………………………………39
4.2. Цели, объекты и субъекты государственного регулирования……………………………........ 41
Глава 5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………………………….. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Задолженность по ГКО, которая сложилась на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реструктурирована в новые, более долгосрочные ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г.
2.2.2. Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
Заем осуществляется в виде ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковском виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.
Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тыс. руб. В настоящее время их номинал равен 100 тыс. руб. (в ценных 1991 г.).
Обслуживание возложено
на учреждения ЦБ России. По облигациям
один раз в год выплачивается
доход путем погашения соответс
Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются до 31 декабря 2021 г. При погашении ГДО ЦБ России выплачивает их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.
Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие банки могут получить также ссуду в ЦБ России на срок до 3 месяцев в размере до 90% номинальной стоимости заложенных облигаций.
Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций не получил развития. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденные размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.
2.2.3 Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
В результате банкротства
Банка внешнеэкономической
Выпуск и обращение
этих облигаций регулируются постановлением
Правительства РФ от 15 марта 1993 г. №222
«Об утверждении условий
Общий объем займа составил 7885 млн. долл. Они были выпушены пятью траншами со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа – 14 мая 1993 г. Купонная ставка – 3% годовых – выплачивается – 14 мая каждого года. Дата погашения последнего транша – 14 мая 2011 г.
В результате краха фондового рынка в августе 1998 г. 14 мая 1999 г. не были погашены ОВВЗ третьего транша. Их владельцам был перечислен лишь купонный доход.
29 ноября 1999 г. Правительство
РФ приняло постановление «О
новации облигаций внутреннего
Срок обращения
новых валютных облигаций
2.2.4. Облигации федерального займа (ОФЗ)
ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в РФ. Они выпущены сроком на один год и две недели. ПО этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу устанавливают сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает министерство эта цена или нет.
До августа 1998 г. ОФЗ выпускались с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливается на каждые последующие 3 месяца, исходя из средней доходности по ГКО. Новый выпуск ОФз состоялся 14 ноября 1999 г. Срок обращения – 4 года, выплата купонного дохода осуществляется 2 раза в год в размере 15% в первые два купонных периода и 10% годовых – в оставшиеся купонные периоды.
Фрагмент статистки торгов ОФЗ 45001 на Московской межбанковской валютной бирже
Дата |
Событие № |
Время события |
Тип события* |
Инициатор сделки** |
Цена |
Число |
05.01.2003 |
1 |
11:00:54 |
S |
N |
97,61 |
1000 |
05.01.2003 |
2 |
11:01:15 |
B |
N |
96,60 |
500 |
05.01.2003 |
3 |
11:01:16 |
S |
N |
97,77 |
1000 |
05.01.2003 |
4 |
11:06:34 |
B |
N |
97,00 |
5000 |
05.01.2003 |
5 |
11:08:15 |
S |
N |
97,60 |
5000 |
05.01.2003 |
6 |
11:09:21 |
A |
N |
96,60 |
500 |
05.01.2003 |
7 |
11:09:25 |
B |
N |
96,90 |
500 |
05.01.2003 |
8 |
11:09:34 |
B |
N |
97,10 |
4000 |
05.01.2003 |
9 |
11:12:29 |
A |
N |
97,00 |
5000 |
05.01.2003 |
10 |
11:12:36 |
B |
N |
97,12 |
10 000 |
05.01.2003 |
11 |
11:14:09 |
B |
N |
97,00 |
500 |
05.01.2003 |
12 |
11:16:40 |
T |
S |
97,12 |
10 000 |
* S (Sell) – ввод заявки на продажу; B (Buy) – ввод заявки на покупку, A (Amend) – снятие заявки на покупку; T (Trade) – сделка.
** N (No) – инициатор отсутствует, так как событие – не сделка; S – продавец; B – покупатель.
2.2.5. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
Эти облигации были выпущены в сентябре 1995 г. Владельцы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. ОГСЗ свободно продавались и покупались на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Минфином в форме закрытых торгов. При подготовке ОГСЗ Минфин руководствовалось тем, что по облигациям для населения должна существовать прибыль, близкая к реальному проценту по вкладам в банке, плюс еще какой-нибудь процент. В крайнем случае, доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.
2.2.6. Бескупонные облигации Банка России (БОБР)
В сентябре 1998 г. были выпущены бескупонные облигации ЦБ России. Выпуск облигаций был вызван необходимостью заполнить вакуум, который
образовался на рынке государственных ценных бумаг после дефолта
Центральный банк попытался использовать БОБР для обмена замороженных ГКО-ОФЗ. Банкам было предложено поменять более 10% портфелей, которые состояли из ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 1 января 2000 г., на три серии БОБР со сроками погашения 1, 2 и 3 месяца и на ОФЗ-ПД со сроком погашения после 1 января 2000 г. Некоторые банки воспользовались этим предложением, что оживило рынок.
Первый аукцион БОБР состоялся 2 сентября 1998 г. Эмитентом БОБР выступал не Минфин, а ЦБ РФ, форма выпуска БОБР – документарная, номинал облигации – 1000 руб., срок обращения до одного года. Данная ценная бумага предназначена только для кредитных организаций.
2.2.7. Золотые сертификаты (ЗС)
Золотые сертификаты обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к числу погашенных ценных бумаг. Процентный доход по ЗС выплачивался ежеквартально в размере трехмесячной долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках; играет роль международного ориентира) плюс 3% годовых.
Цена на ЗС в виде цены первичного размещения устанавливалась Минфином России, исходя из золотого эквивалента сертификата, на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке. Пересчет этой цены в рубли осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ.
Обращение ЗС не было ограничено, но сделки подлежали обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие ограничений на перепродажу, вторичный рынок ЗС не сформировался. Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная цена первичного размещения. В 1998 г. были утверждены новые условия выпуска ЗС.
3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ
Муниципальными облигациями принято называть ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления, а также различными бюджетными организациями. Самый большой в мире рынок муниципальных займов – в США. Хотя Россия тоже имеет достаточно большое число муниципальных образований, тем не менее, в России рынок облигаций субъектов РФ (которые принято называть субфедеральными облигациями) и собственно муниципальных бумаг пока невелик, и находится в стадии становления.
Первые выпуски ценных бумаг, эмитированных региональными и местными органами власти, были зарегистрированы Минфином РФ в 1992 г. на общую сумму 5,6 млрд. руб. Первопроходцами в области долгового финансирования стали Московская, Нижегородская и Пермская области, а также Хабаровский край.
Для субъектов РФ налаживание системы заимствования имело большое значение. Как в России, так и в зарубежных странах, бюджет любого уровня не может обойтись без этого. Основная причина, по которой исполнение бюджета неосуществимо без привлечения сторонних ресурсов, - наличие кассовых разрывов. Займы практически устраняют проблемы кассовых разрывов. Регион создает механизм, который обеспечивает аккумуляцию средств из всех источников в необходимое время.
Регулирование рынка осуществляют Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство финансов РФ, субъекты РФ и органы муниципального самоуправления.
Особенность российской практики заключается в том, что в начале 90-х гг. крупнейший и наиболее ликвидный в стране рынок субфедеральных ценных бумаг сложился в Санкт-Петербурге, а не в Москве. Рынок существует с марта 1995 г., когда состоялось размещение первого выпуска облигаций г. Санкт-Петербурга (известны как МКО и ГГКО). С апреля 1997 г. на рынке обращаются также облигации Оренбургской области, а с февраля 1998 г. – облигации Ленинградской области, Республики Саха и Омской области.
Практика показала, что важнейшими макроэкономическими факторами, влияющими на конъюнктуру рынка субфедерального долга, являются уровень инфляции, величина ставки рефинансирования ЦБ, валютный курс, доходность ГКО и уровень межбанковских кредитных ставок.
Для Санкт-Петербурга организация
эффективной системы
Высокий уровень процентных ставок затруднял использование займа на инвестиционные цели. В этой связи подавляющее большинство субфедеральных займов имеют фискальный характер. Выручка от размещения направляется на бюджетные цели.
Выпуск займа позволяет государственным органам власти нижестоящего уровня привлекать средства в нужное время и повышает экономическую активность их работы. Эмиссия муниципальных бумаг связана, как правило, с реализацией инвестиционных проектов.
В России проблема привлечения инвестиций является ключевой для развития региональной промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры. Для привлечения долгосрочных и крупномасштабных инвестиций, в частности иностранных необходимо сначала наработать безупречную кредитную историю. На первоначальном этапе, как показывает практика, в силу различных причин власти субъектов Федерации и местных органов организуют, как правило, выпуск краткосрочных казначейских займов.
Структура владельцев Государственных Ценных Бумаг по состоянию на 1 сентября 2003 г. (% к итогу)
Всего
|
Банковский сектор
|
Институцииона- льные инвесторы
|
Физические лица – резиденты
|
Юридические лица - резиденты
|
Физические лица – нерезиденты
|
Юридические лица - нерезиденты |
100 |
89,6 |
- |
6,4 |
4,0 |
- |
- |
Глава 2
Участники фондового рынка необходимо следить за конъюнктурой
рынка ценных бумаг, а также, по возможности, прогнозировать его тенденции. Инвестор должен знать, как измеряется динамика рынка.
Путем сравнения индексов на определенный момент определяют
относительную силу или слабость рынка.
Когда средние индексы
Для оценки фондового рынка обратимся к изучению наиболее
известных рыночных индексов.
Индексы Доу-Джонса
Информация о работе Рынок ценных бумаг и его роль в экономике