Рынок ценных бумаг и его роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы, является изучение роли рынка ценных бумаг и поэтапное исследование развития фондового рынка в России. В своей работе, я попытаюсь раскрыть понятие рынка ценных бумаг, его цели, задачи и тенденции развития. Поскольку управлять экономикой может только тот, кто владеет собственностью, то и рынок ценных бумаг приобретает особую экономическую и историческую значимость.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………….4
1.1Понятие и сущность рынка ценных бумаг…………………….....4
1.2Виды ценных бумаг……………………………………………......6
1.3Классификация ценных бумаг…………………………………….8
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ………………………..11
2.1 Виды и классификация государственных ценных бумаг…………….11
2.2 Виды российских государственных ценных бумаг……………………………………………………...12
2.2.1 Государственные краткосрочные облигации (ГКО) …………………………………...........12
Государственные долгосрочные облигации (ГДО) ………………………………………...13
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) …………….....14
Облигации федерального займа (ОФЗ) ……………........14
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) ………………......15
Бескупонные облигации Банка России (БОБР) …………………………………......15
Золотые сертификаты (ЗС) ……………………………….16
1.3. Российский рынок муниципальных займов……………………..16
Глава 2. 1.ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ………………………….……………………..19
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ ФОНДОВОГО РЫНКА…………………………………………………..22
2.1. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг………………………………………….............22
2.2. Управляющие компании и деятельность по управлению ценными бумагами………………………………..24
2.3. Клиринговая деятельность…………………………………........... .25
2.4. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг……………………………………..........25
Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1 Понятие, цели задачи и функции рынка ценных бумаг
3.2 Структура рынка ценных бумаг
3.3 Этапы становления
Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………39
4.1. Понятие, виды и цели регулирования………………………………39
4.2. Цели, объекты и субъекты государственного регулирования……………………………........ 41
Глава 5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………………………….. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Компьютеризированный рынок – это самые различные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи.

 

3.3. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Становление российского  фондового рынка – достаточно сложный процесс. В отличие от многих развитых стран, где механизм функционирования рынка ценных бумаг  хорошо отработан и органично  включен в общий механизм функционирования рыночной системы, в России он стал развиваться только в начале 90-х годов. Толчком к его становлению стал процесс интенсивного акционирования государственных и кооперативных предприятий в ходе их разгосударствления и приватизации. За годы реформ фондовый рынок промел несколько четко выраженных этапов.

Первый этап (1900-1993) проходил под знаком ваучерной приватизации, в результате которой приватизационные чеки превратились в объект спекулятивной торговли вначале на стихийном внебиржевом, а затем и на биржевых рынках. В этот период активно возникали многочисленные фондовые и торговые биржи. Так, к концу 1993 г. в России были 63 фондовые, товарно-фондовые биржи.

Второй этап (1993 - август 1998). Этот период условно можно определить как период укрепления правовых, организационных и управленческих принципов функционирования рынка ценных бумаг. Были приняты федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и другие, что способствовали более строгой регламентации поведения на рынке, процедуре лицензирования, усилению контроля за качеством ценных бумаг и т.д.

В 1996 г. была создана Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг, деятельность которой должна обеспечивать проведение государственной политики в области рынка ценных бумаг. Эта комиссия получила право создавать региональные комиссии, действующие как подразделения местных администраций. Именно с этого момента начался более или менее регулируемые процесс становления реального первичного рынка, на котором главным объектом купли-продажи все больше становились корпоративные ценные бумаги. Среди них выделялись акции и облигации ведущих российских эмитентов, которые в основном были представлены предприятиями топливно-энергетического комплекса.

Важную роль в становлении  фондового рынка играли коммерческие банки, которые были главными эмитентами самых надежных, доходных и ликвидных  акций, облигаций и векселей. Банки  не только сами выступали в качестве брокеров, но и способствовали развитию специализированных институтов фондового рынка, что помогло появлению других профессиональных участников рынка ценных бумаг: брокерских фирм, различных инвестиционных фондов и других организаций (депозитариев, расчетно-клиринговых центров, торговых систем и т.д.).

Другим важным сегментом  фондового рынка является рынок  государственных ценных бумаг. Эти  ценные бумаги в отличие от акций  представляют собой классические долговые бумаги. Они служат, с одной стороны, способом покрытия государственного долга, с другой – важным средством регулирования денежной и кредитной эмиссии путем операции на открытом рынке в виде купли-продажи гос. ценных бумаг. Этот сегмент фондового рынка стал преобладающим.

Анализ конкретной действительности показывает, что за годы реформ в  России сложился чисто спекулятивный рынок ценных бумаг. В отличие от большинства стран с развитой рыночной экономикой, в которых основным сегментом фондового рынка служит рынок корпоративных акций и облигаций, в России – это рынок государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги во всем мире являются, как правило, самыми надежными и низкодоходными. В России же вместо надежных и высоколиквидных  долговых ценных бумаг была создана  обычная финансовая пирамида. «Пирамидальный » принцип обслуживания государственного долга неизбежно вел к высокой доходности бумаг, которая за весь период существования ГКО-ОФЗ колебалась от 30 до 200%.

Постоянно увеличивающаяся  эмиссия ГКО-ОФЗ привела к катастрофическому  росту государственного долга. Если в 1993 г. он равнялся 0,2 трлн. руб., то в 1997 г. – уже 384,9 трлн. руб., на 1 июля 1998 г. он составлял  436 трлн. руб.

Нарастание признаков  финансового кризиса и опасения девальвации рубля вызвали снижение цен на акции российских компаний, сокращение золотовалютных резервов, активный сброс государственных ценных бумаг и интенсивную скупку валюты. В результате курс доллара резко пошел вверх. Все это привело к тому, что в августе 1998 г. рынок государственных ценных бумаг потерял ликвидность и рухнул.

Правительство РФ объявило о своей неплатежеспособности (дефолте). Последствия такого решения оказались катастрофическими: девальвация, взрывной рост цен, обесценивание всех видов доходов. Все финансовые рынки рухнули. Фондовый рынок упал в несколько раз по сравнению со своими максимальными значениями. Многие специалисты считают, что по большинству позиций он оказался отброшенным на 3-5 лет назад. Только через год рынок ценных бумаг стал подавать первые признаки жизни. Начался третий этап – современный этап развития фондового рынка. Постепенно стал оживать рынок корпоративных бумаг. Россия

вновь выбилась в лидеры по доходности вложений в корпоративные  бумаги среди развивающихся рынков.

Несмотря на некоторое  оживление, российский фондовый рынок  полностью еще не восстановился. Доверие инвесторов по-прежнему невелико, поэтому обороты и ликвидность на этом рынке слишком малы. Полное оздоровление рынка может произойти только тогда, когда социально-экономическая и политическая ситуация в стране стабилизируется и начнется устойчивый экономический рост.

К основным задачам современного этапа развития фондового рынка 

      России  относятся: создание условий для  роста портфельных инвестиций.        

    Сегодня в  России есть предприятия, действительно  заинтересованные в 

    функционировании рынка ценных бумаг, и многие инвестиционные

     компании  активно сотрудничают с ними.

 

.

 

 

 

 

Глава 4

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

 ЦЕННЫХ БУМАГ

 

4.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Одним из условий успешного  функционирования фондового рынка  является  эффективная система его регулирования, которая охватывает всех участников фондового рынка и обеспечивает осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами.

Регулирование охватывает все виды деятельности и все виды операций на фондовом рынке: инвестиционные, эмиссионные, посреднические, залоговые, трастовые и спекулятивные.

Регулирование рынка  ценных бумаг можно разделить  на внутреннее и внешнее.

Внутреннее регулирование означает подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам, таким, как устав организации, внутренние правила и другие нормативные документы, которые определяют правила деятельности данной организации и ее сотрудников.

Внешнее регулирование представляет собой подчиненность деятельности данной организации  нормативным актам государства, различных организаций, имеющих на это право, международным нормам и соглашениям. Как правило, выделяют три уровня внешнего регулирования рынка ценных бумаг:

  • государственное регулирование фондового рынка;
  • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, т.е. саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование, т.е. воздействие  общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:

  1. защита общественных интересов, т.е. воздействие на рынок с целью

достижения определенных общественных целей. Например, приток инвестиций в производственный сектор не только обеспечивает расширение производственных мощностей, но и способствует активизации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере, т.е. содействует ускорению экономического развития страны в целом;

  1. формирование свободного и открытого рынка. Это означает

обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спрос и предложения. Система регулирования должна исключить появление монопольных цен на фондовом рынке, цен, которые не отражают реального состояния дел эмитента, или цен, сложившихся в силу получения конфиденциальной  информации;

  1. создание справедливого и упорядоченного рынка. Справедливый   и

упорядоченный рынок  предполагает защиту всех участников рынка от недобросовестности и мошенничества  отдельных лиц или организаций.

  Концепция справедливого и упорядоченного рынка предполагает

высокую степень ликвидности  акций и других видов ценных бумаг, непрерывность совершения сделок и  продажу акций с минимальными разницами в ценах.

Ликвидность означает, что рынок позволяет покупателям и продавцам быстро заключать сделки по взаимоприемлемой цене.

Непрерывность совершения сделок показывает, что операции купли-продажи акций происходят достаточно часто, вследствие чего брокеру нетрудно выполнить поручения клиента по цене предыдущей сделки или цены, близкой к цене этой сделки.

Минимальные разницы означают, сто разница между котировками покупки и продажи должна быть небольшая. Как правило, биржа для упорядочения изменения цен вводит определенные ступени отклонения цен;

  1. регулирование глубины и ширины фондового рынка. Одной из задач

регулирования является обеспечение достаточной степени  глубины и ширины фондового рынка.

Под глубиной фондового рынка понимается число компаний, акций, которых обращаются на фондовом рынке, а также объемы операций по покупке и продаже акций. При этом глубина рынка означает, что на фондовом рынке можно купить или продать различные по объему пакеты акций. Так, в сделках с акциями существует два основных метода их группировки:

  • в полные группы по 100 акций (round lots);
  • в неполные группы от 1 акции до 99 (odd lots).

Понятие ширины рынка относится к количеству акций, которые находятся

 в обращении, т.е.  активно оборачиваются на вторичном  рынке. В то же время нормально  функционирующий фондовый рынок  предполагает наличие достаточно  широкого круга акционеров, которые могут в любой момент предложить акции в открытую продажу. За счет обращения этих акций формируется рыночная цена акций;

  1. создание эффективного рынка, т.е. рынка на котором всегда имеются

 стимулы для предпринимательской  деятельности и риск, на котором  в определенной степени вознаграждается.

Основные элементы регулирования. Чтобы реализовать указанные цели, необходимо создание стройной системы регулирования фондового рынка, которая, как правило, включает в себя следующие основные элементы:

  • создание нормативно-правовой базы функционирования рынка, т.е.

           разработку законов, постановлений,  инструкций, правил,

          методических положений и других  нормативных актов;

  • отбор профессиональных участников рынка посредством аттестации 

 специалистов фондового  рынка и лицензирования деятельности  профессиональных участников фондового  рынка;

  • контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил

функционирования рынка;

  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на

рынке.

Нормативная база регулирования  фондового рынка строится на трех уровнях.

  1. Высшим нормативным актом является Федеральный закон «О рынке

ценных бумаг». Данным законом регулируются отношения, возникающие  при выпуске эмитентом эмиссионных  бумаг и их обращение на вторичном рынке, а также устанавливаются правила деятельности профессиональных участников фондового рынка.

  1. Конкретизацию положения закона находят в принимаемых в

соответствие с ним  подзаконных актах федеральных  органов исполнительной власти (ФСФР, Министерство финансов, Центробанк и др.).

  1. Третий уровень составляют инструкции, методики, положения,

разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, каждая фондовая биржа имеет свои правила членства, процедуру листинга и делистинга, правила осуществления торговых операций в зале, проведения  расчетов по совершенным сделкам и т.д.

Только наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет  обеспечить эффективное функционирование системы регулирования рынка. Важнейшие  требования к нормативно-правовой базе – это доходчивость, непротиворечивость, недопустимость двойного толкования одного и того же положения.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и его роль в экономике