Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Эк теория ответы.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Модель рынка  совершенной конкуренции предполагает  наиболее рациональное использование  всех ресурсов общества, минимизацию  затрат на производство продукции. Рынок  несовершенной конкуренции по сути, предполагает отклонение от состояния  равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией (степень  ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни.

В конечном счете проблема монополизации сводиться  к вопросу о степени власти над ценой, этим рыночным феноменом, независящим от воли и сознания отдельного экономического агента в условиях совершенной  конкуренции (вспомним горизонтальность линии спроса на продукцию совершенного конкурента).

Власть  над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной)  - очень тонкий инструмент в руках  монополии, или совершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического процесса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции  по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная  конкуренция несет обществу определенный выигрыш.

Можно сравнить власть над ценой со стремлением  человека установить свою власть над  природой. Например, если мы удовлетворены  бедной почвой, засушливым климатом, то, проводя мелиоративные мероприятия, сопровождаемые внесением искусственных  удобрений, мы обратим себе во благо  нашу власть над природой. Но если перейти  известную грань мелиорации, то, скорее всего, наша власть над природой обернется разрушением окружающей среды.

Так и  монополизация: если переступить некую  грань контроля над ценой, это  оборачивается разрушением и  уничтожением богатства общества, ведет  к стагнации, застою и т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных  дефицитов – все это опасные  проявления монополизации. Помня, что  всякие аналогии условны, можно сравнить известное изречение лорда Эктона: «Всякая власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно» - и следующий  тезис: «Абсолютная власть над ценой  развращает абсолютно». Таким образом  антимонопольное (антитрестовое)  законодательство и регулирование, широко применяемое  в странах рыночной экономики, и  пытается нащупать эту границу власти над ценой, преступать которую законодательным  образом запрещается.

Потери  от несовершенной конкуренции можно  проиллюстрировать и графически (рис. 4.1)

Если  бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой D), т.е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС=Р, то потребительский излишек был бы равен площади Р1Р0Е1.

                                    

Рисунок 4.1 Потери от несовершенной конкуренции

 

В условии  несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки  Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е – пересечения МС и MR). При такой же цене – на уровне Р2 – объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2<Q1. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0, монопольная прибыль соответствует площади затененного треугольника Р1СЕ2Р2. Но самое важное – отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ1Е2. таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенной богатство общества. По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», возникающий в силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5 – 2% валового национального продукта США.

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и  законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для  рыночной конкуренции и не допустить  чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного  механизма. Антимонопольное регулирование  включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии  и тактики предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование

 

Вопрос 27. Ценовая дискриминация на рынке  несовершенной конкуренции. Типы ценовой  дискриминации.

Ценовая дискриминация - монополистическая  практика продажи блага данного  качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают  и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация  не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством  ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные  цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым  экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия  для проведения ценовой дискриминации  имеются в сфере услуг, поскольку  они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

Чтобы фирма-монополист могла проводить  ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

  • продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;
  • блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;
  • покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Ценовая дискриминация может возникать  на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством  производства является покупаемое благо.

Понятие ценовой дискриминации  ввел в экономическую науку в  первой трети XX в. А. Пигу, но само явление  было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой  дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается  в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается  цена, равная его цене спроса, поэтому  цены продажи блага для всех покупателей  различны. Данный вид ценовой дискриминации  допускает персональное и межличностное  различение цен спроса. Исходя из этого  ее нередко называют совершенной  ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация первой степени  представлена на рис. 29.1.

Рис. 29.1. Совершенная ценовая дискриминация

Оптимальный выпуск монополии находится  в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при  цене Р2. Излишек потребителей равен  площади Р2* AL, излишек продавца равен  площади CP2*LE2. Монополист присваивает  себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

Поскольку монополист не может иметь  полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации  в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой  дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

Ценовая дискриминация второй степени  имеет место, когда цены блага  одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости  от объема покупок. Следовательно, связь  между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают  нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации  блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются  различные цены. На практике этот вид  ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовую дискриминацию второй степени  проиллюстрируем на рис. 29.2.

Рис. 29.2. Ценовая дискриминация  второй степени

На рис. 29.2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут  продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста  от реализации Q1 единиц блага равна  площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 29.2 видно, что выручка  от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский  излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Ценовая дискриминация второй степени  нередко выступает в форме  ценового дисконта, или скидок (на объем  поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация  во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании  с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

Ценовая дискриминация третьей  степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая  конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации  первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

На рис. 29.3 показана ценовая дискриминация  третьей степени на двух рынках.

Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает  более высокую цену (P1), по которой  спрос на ее блага менее эластичен.

Рис. 29.3. Ценовая дискриминация  третьей степени

Ценовая дискриминация часто применяется  западными фирмами. Во многих случаях  она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты  систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

Чаще всего к ценовой дискриминации  фирмы-монополисты обращаются в  ходе конкурентной борьбы для привлечения  дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации  неоднозначна, поскольку она имеет  как положительные, так и отрицательные  последствия. Положительный аспект заключается в том, что она  дает возможность расширить границы  объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли  бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой  дискриминации можно отнести, в  частности, неоптимальное межотраслевое  и межтерриториальное перераспределение  ресурсов.

ПИГУ Артур Сесил (1877-1959), английский экономист, ученик и последователь  А. Маршалла, неоклассик Кембриджской школы политической экономии. Получил  образование в Кембриджском университете. Автор многочисленных научных трудов. Пигу выдвинул идею использования концепции  убывающей предельной полезности при  анализе совокупного дохода, сторонник  свободной конкуренции, противник  государственного вмешательства в  ценообразование и перераспределение  ресурсов.

 

Вопрос 28.Ценовое поведение  в условиях олигополии. «Дилемма заключенного». Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Продукт у разных продавцов может  быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и  более общих продаж продукта.

Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем  всемирно известном романе "Утопия" (1516).

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

  • а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
  • б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  • в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
  • г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"