Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Эк теория ответы.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Переход к производству товаров  и обмену товарами сопровождался прежде всего тем, что вместо изготовления продукции для удовлетворения собственных потребностей хозяйствующего субъекта развивалось производство продукции для обмена на другие товары или для реализации. Такой переход основывался на специализации производителей на изготовлении определенных видов продукции, что увеличивало ее производство на основе повышения производительности труда.

Имущественное обособление товаропроизводителей, являющихся собственниками производимых товаров, позволяло обменивать принадлежащие им товары на другие или реализовать, товары за деньги.

Непосредственный обмен товара на товар может быть лишь при наличии  потребности продавца именно в том  товаре, который предлагается к обмену другой стороной. Это предполагает также, что другие товаропроизводители располагают возможностью предъявить к обмену продукцию, нужную данному производителю, а соответственно данный производитель располагает продукцией, нужной другому товаропроизводителю.

Следовательно, обмен товарами может  происходить при наличии нужных товаров у сторон, вступающих в обменную сделку. Однако это существенно ограничивает возможности обмена товаров. К тому же при обмене должны учитываться интересы товаропроизводителей и соблюдаться требование эквивалентности стоимости обмениваемых товаров, что в свою очередь также ограничивает обмен, в том числе в связи с неделимостью обмениваемых товаров (например, крупного рогатого скота).

Соблюдение требований эквивалентности обмена предполагает измерение стоимости товаров, исходя из затрат труда на их изготовление.

Стремление к развитию обмена побуждало  к увеличению производства товаров, выделению из многообразия обмениваемых товаров всеобщего эквивалента, используемого для измерения стоимости и при обмене товаров. Увеличение производства товаров усиливало стремление к развитию обмена и заинтересованность в выделении из многообразия обмениваемых товаров всеобщего эквивалента, используемого при обмене товаров.

Развитие обмена, постепенное возрастание  его интенсивности вызывало использование  сначала отдельных видов товаров (скота, меха), а затем драгоценных  металлов (главным образом золота) в качестве всеобщего эквивалента. Выделению золота как всеобщего эквивалента и, в конечном счете, в качестве денег способствовала его однородность, делимость и сохранность от порчи.

Переход от натурального хозяйства к товарному, а также  требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Необходимость возникновения и  применения денег подтверждается многочисленными безрезультатными попытками обойтись без них. Об этом свидетельствует банкротство осуществленной Р. Оуэном в 1832 г. попытки обмена товаров без денег, с помощью оценки товаров, исходя из затрат рабочего времени с применением “трудовых бон”. Неудачны были и попытки осуществления в России продуктообмена на базе натуральных коэффициентов, проводившегося в 1918 и 1921 гг.

 

Природа фирмы, ее внутренние изменения привлекали внимание многих экономистов. Поэтому  вполне закономерно, что в сложившийся  в первой трети 20 века в социально-экономических  условиях перед экономической наукой встала задача и появилась необходимость  определить и ввести в обиход новое  понятие, которое бы констатировало тот факт, что имеют место положительные  потери и затраты, обусловленные  взаимодействием экономических  агентов между собой, и что  именно такое взаимодействие происходит не бесплатно и эту «небесплатность» необходимо учитывать при определении  эффективности деятельности как  отдельных фирм, так и экономики  в целом. В качестве такого понятия  было признано, введенное Р. Коузом1 в его работе «Природа фирмы»2 понятие трансакционных издержек.

К таким издержкам  относят, главным образом, издержки обращения. Всемирную известность  и признание Коузу принесла статья «Проблема социальных издержек» (1960), посвященная экстернальным (внешним) эффектам - так называемым побочным результатам любой деятельности.

В статье «Природа фирмы» обращается внимание на то, что  появляются новые издержки, которые  он назвал «трансакционными» (от слова  сделка - трансакция). К ним относятся  затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов; на ведение переговоров, заключения и юридического обеспече6ния  сделок. По признанию Коуза, его идеи относятся к числу самоочевидных: любая форма социальной организации (рынок, фирма, организация) требует  немало издержек для своего создания и поддержания.

Две статьи Коуза породили неоинституционализм, ибо они дали начало новым идеям  науки - трансакционной экономике и  экономике права. По мнению К. Эрроу, трансакционные издержки в экономике  подобны трению в физике. Неоинституционалисты считают, что функция рынка заключается  в экономии  тансакционных издержек, а главное его преимущество  - тенденция к минимизации затрат на получение информации.

Обычно выделяют 5 форм трансакционных издержек:

    • издержки поиска информации;
    • издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
    • издержки измерения;
    • издержки спецификации и защиты прав собственности;
    • издержки оппортунистического поведения

Неоинституционалисты  в условиях рынка отводят достойное  место фирме, при этом выделяют новый  вид издержек, связанных с рыночными  отношениями- трансакционные. Вместе с  тем, они считают, что существует система общественного спроса  и предложения институтов. К таким  институтам отечественной экономики  относят, например, институт регулирования  коммерческого кредита или институт арбитража. Отсутствие института, регулирующего  коммерческий кредит, ведет к  трансакционным издержкам в форме неплатежей, а арбитражного института - к трансакционным издержкам неисполнения контрактов.

Из этого  можно сделать вывод: чем выше величина трансакционных издержек, тем  большая потребность в институтах. Общественный спрос на институты  выражается величиной трансакционных издержек, а общественное предложение  институтов определено издержками коллективного  действия, т.е. издержек по созданию и  функционированию институтов. Если трансакционные издержки отсутствия институтов равны  издержкам коллективного действия, следовательно, на рынке возникнет  состояние равновесия. Понятие трансакционных издержек для нашей страны ново, но на Западе, еще в эпоху раннего  капитализма, с целью снижения издержек купцы объединялись в компании, стремясь к минимизации рисков торговых операций. В нашей стране наступает ситуация, когда предприятия вынуждены  объединять свои капиталы и усилия с целью преодоления несовершенных  рыночных отношений.

В настоящее  время появился еще один вид издержек - издержки фрирайдерства (free rider  - проблема безбилетника). Государственное вмешательство в экономические процессы, по мнению представителей теории трансакционных издержек, способствует росту издержек фрирайдерства. Например, при уплате налогов. Законопослушные налогоплательзщики  - фирмы оказываются в проигрыше, так как другие пренебрегают своими обязанностями, но участвуют наравне со всеми в бюджетном распределении. Чтобы избежать роста издержек фрирайдерства, государство должно не увеличивать, а снижать налоги. Говоря о трансакционных издержках, нужно учитывать, что в условиях рынка они являются обычным явлением. Вот почему речь идет не об исключительных трансакционных издержках, а об их минимизации. «Этот принцип лежит в основе определения границ роста размеров фирмы или изменения ее организационной формы при заданной технологии измерения и контроля».

С. Малахов утверждает, что теория  трансакционных издержек позволяет перейти к анализу несовершенных рынков в целом и развивающихся российских рынков в частности. Рассмотрев природу возникновения трансакционных издержек применительно к российской экономики с позиции неоклассичсекого подхода, он предлагает отделить денежные трансакционные издержки (T) от неденежных (S) - издержек поиска, информации и ожидания. К сожалению, на современных предприятиях не ведется анализ трансакционных издержек в таком разрезе.

В период советской  плановой экономики государственный  контроль цен препятствует установлению равновесия  и денежных, и неденежных  трансакционных издержек, при котором  минимальная совокупность трансакционных издержек (А) обеспечивается равенством:

 

T  = S(A min = S + T = 2T)

 

Сдерживание роста цен обеспечивало снижение денежных издержек, что вело к непрапорциональному  росту неденежных издержек, т.е росту  совокупности ТИ = А (т.е. трансакционные издержки равны минимальной совокупности трансакционных издержек). По мнению А. Шеститко, при исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой хозяйственной системе. При оценке эффективности следует использовать критерий минимализации издержек производства, а не трансакционных издержек, что в свою очередь предполагает исследование зависимости трансакционных издержек  не только от деятельности организаций  и институтов, но и от технологии.

Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений  о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров  и т.п.).

 Можно ввести понятие «маркетинговые издержки», которые в какой-то степени являются синонимом понятия «трансакционные издержки» В литературе существует много определений трансакционых издержек:

    • издержки по обмену права собственности;
    • издержки по осуществлению и защите контрактов;
    • издержки получения выгоды от разделения труда.

В их составе  Й. Барцель выделяет «издержки измерения», Дж. Стиглер - «информационные издержки», О. Уильямсон  - «издержки оппортунисического поведения» и т.п.

Следует отметить, что понятие трансакционных издержек вошло в язык отечественной экономической  литературы совсем недавно. Например, Шаститко и А. Олейник дают определение  трансакционных издержек в рамках неоинституционализма. С. Малахов пытается ввести понятие  трансакционных издержек в неоклассическую  теорию тоже, а Капелюшников Р.И. рассматривает  их с точки зрения экономической  теории прав собственности.

 

 

 

Вопрос 13. Цена, спрос, предложение. Равновесие на рынке товаров и услуг и  равновесная цена.

Спросом называется количество товаров и услуг, имеющихся на данном этапе, кот. Покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально, или под влиянием среды. Р-цена, Q-кол-во товара, D1 и D2 изменение характера спроса (D1>D2)

Закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по следующим причинам:

1)снижение цены, имеет эффект  увеличения дохода для потребителя  и он может за эту  же  цену приобрести больше товара (эффект дохода)

2)товар, при снижении цены  на него дешевеет относительно  других товаров и приобретать  его становиться относительно  выгоднее(эффект замещения).

Закон спроса не действует:

а) при ажиотажном спросе, вызванном  повышением цен.

б)при переключении спроса на более  качественный и дорогостоящий товар.

в) для некоторых редких дорогостоящих  товаров, явл-ся средством помещения  денег.

Помимо влияния цены на изменение  спроса влияют неценовые факторы, а  именно изменение денежных доходов  населения в структуре населения, изменение цены на другие товары, изменение  числа покупателей, экономическая  политика правительства, изменение  потребительских предпочтений под  воздействием рекламы и моды.

 

Спрос – это обобщающее понятие, описывающее поведение фактических и потенциальных покупателей. Закон спроса: при общих равных условиях объем спроса на товар увеличивается при снижении цены: а) чем ниже цена, тем больше желающих купить товар; б) чем ниже цена, тем больше возможности у потребителей купить этот товар. Детерминанты спроса: 1) цены на другие товары. Три категории благ: а) взаимодополняемые или комплиментарные товары; б) взаимозаменяемые или товары субституты; в) независимые блага. 2) доходы потребителей: увеличение дохода потребителей влечет рост спроса. Виды благ: а) низшие блага; б) нормальные блага; в) предметы роскоши. 3) вкусы потребителей; реклама, мода, национальные традиции, предпочтения группы интересов; 4) Ожидания потребителей: а) положительное (увеличивают спрос); б) отрицательные (сокращают спрос); 5) Государственное регулирование: регулирование выхода на рынок потребителя; налогообложение. Предложение – характеризует тот объем продукции, который готовы поставить фактические и потенциальные поставщики за определенный период времени. Предложение характеризуют: 1) объем предложения Qs; 2) цена предложения Ps. Закон предложения: чем выше цена, тем больше продукции готовы поставить на рынок фактические и потенциальные поставщики. Детерминанты предложения: 1) Цены на факторы производства: изменение цен влечет изменение объема поставок; 2) Имеющиеся технологии; 3) Состояние производственных мощностей; 4) Ожидания поставщиков; 5) Государственное регулирование: введение рентных платежей; 6) Модель конкуренции на рынке.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"