Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Эк теория ответы.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет  единства относительно количества и  названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие - три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

  1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А >- Б, или Б >- А, или А ~ Б, где знак ">-" выражает отношение предпочтения, а знак " ~ " - отношение равноценности или безразличия.
  2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А >- Б, а Б >- В, то всегда А >- В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б - большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.
  3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой  набор на кривой обеспечит один и  тот же уровень удовлетворения. Иными  словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые  доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Кривая безразличия

На рис. 8.1 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой - число  единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую Ul, каждая точка которой показывает возможные  комбинации единиц одежды и продуктов  питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель  безразличен к этим трем наборам  продуктов, т. е. потребитель не чувствует  себя ни лучше, ни хуже, отказавшись  от 10 единиц продуктов питания и  получив 20 единиц одежды при перемещении  от набора А к набору В. Точно так  же потребитель одинаково ранжирует  А и С, т. е. может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.

На рис. 8.1 кривая безразличия идет вниз слева направо. Чтобы понять, почему это так, допустим вместо этого, что кривая безразличия идет вверх, от точки А по направлению к D. Это противоречит допущению, что  чем больше потребительских товаров, тем лучше. Поскольку набор D содержит больше и продуктов питания, и  одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и, следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой  набор товаров, лежащий выше и  справа от кривой безразличия U1 на рис. 8.1, предпочтительнее любого набора на U1.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

  1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.
  2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
  3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.
  4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.
  5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания  и одежды, можно изобразить семейство  кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

 

Вопрос 18. Эффект дохода и эффект замещения в теории потребительского поведения.

Эффект дохода показывает изменение реального дохода потребителя и его спроса при изменении цен на товары.

Например, при снижении цены на мясо в 2 раза (с 10 до 5 руб. за 1 кг) на свой постоянный доход в 500 руб. хозяйствующий субъект сможет купить уже не 5 кг мяса, а 10 кг.

Если же он хочет сохранить свое потребление мяса на прежнем уровне, т. е. 5 кг мяса, то на высвобожденные деньги можно приобрести дополнительное количество товаров (например, хлеба, конфет, фруктов).

Смысл эффекта дохода заключается  в том, что понижение цены товара сделало хозяйствующего субъекта реально  богаче и позволило расширить  объем спроса.

Даже после того как рост спроса данного потребителя приостановился, при дальнейшем понижении цены количество покупок на рынке будет увеличиваться  в связи с тем, что люди с  низким уровнем дохода начнут удовлетворять  свои потребности.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на мясо при неизменном уровне цен на другие товары, означает его относительное удешевление по сравнению, например, с колбасой, сосисками и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие сосиски покупкой более дешевого мяса и купит его не 5, а 7 или 10 кг.

Эффект дохода и эффект замещения  действуют параллельно, и в различных  ситуациях может преобладать  более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары.

Но существуют так называемые низшие (низкокачественные) товары, потребительские  качества которых невысоки (например, низкокачественные сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в обратных направлениях.

С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные сигареты, будет  вести к росту спроса на них (эффект замещения).

С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. И богатый  человек сокращает или исключает  из своего потребления низкокачественные  товары.

Если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских  расходов, то эффект замещения перевесит  эффект дохода, и потребитель будет  покупать большее количество таких  сигарет.

В экономической теории описываются  такие ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а  увеличение цены – к повышению  спроса на товар.

 

Вопрос 19. Бухгалтерские, экономические издержки и экономическая прибыль. Альтернативные издержки и понятие нормальной прибыли.

 

В бухгалтерском учете под издержками понимается совокупность затрат на приобретение предприятием ресурсов на рынке факторов производства.

Согласно наиболее распространенной в современной экономической  теории позиции издержки производства – это вмененные издержки, т. е. издержки наилучшей из утраченных альтернатив.

Полные вмененные издержки включают:

1) явные издержки;

2) неявные (скрытые) издержки;

3) нормальную прибыль.

Явные издержки определяются рыночной ценой факторов производства, т. е. ценой, которую поставщик ресурсов выбирает в качестве наилучшей из альтернатив.

Скрытые издержки не предусматривают передачу денежных средств в качестве цены за ресурсы. Например, собственник оборудования вместо сдачи этого оборудования в аренду использует его в своей производственной деятельности. Вмененные издержки здесь – арендная плата.

Нормальная прибыль – это прибыль, которая позволяет капиталу удерживаться в данной сфере применения (т. е. цена присутствия в бизнесе).

Все издержки производства можно разделить  на следующие виды.

Фиксированные издержки – издержки, величина которых не зависит от объема производства. Они включают в себя все обязательные платежи, как то содержание зданий, налоги, проценты по займам, арендная плата, платежи по долгосрочному лизингу оборудования, оплата труда ценных специалистов и др.

Переменные издержки прямо зависят  от объема производства и меняются вместе с ним. К ним относятся  оплата труда наемных рабочих  и служащих, затраты на материалы  и сырье, на электроэнергию и др.

Совокупные (общие) издержки производства – это сумма фиксированных и переменных издержек. Отдельную группу видов издержек составляют средние издержки. Они представляют собой частное фиксированных, переменных и общих издержек на объем выпуска продукции. Средние издержки свидетельствуют о типичных затратах на производство единицы продукции.

Различают:

1) средние фиксированные издержки;

2) средние переменные издержки;

3) средние общие издержки, или просто средние издержки.

Средние общие издержки равны сумме  средних фиксированных и средних  переменных издержек.

Чем выше производительность на единицу  ресурса, тем ниже будут издержки в расчете на единицу продукции. В классификации издержек важное место принадлежит категории  предельных издержек. Предельные издержки характеризуют возрастание общих  издержек в связи с выпуском дополнительной единицы продукции.

Общие переменные издержки равны сумме  всех предельных издержек. Предельные издержки равны разнице переменных издержек при производстве дополнительной единицы продукции с предыдущим значением совокупных переменных издержек.

ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ

Выручка – это денежные средства, полученные предприятием за реализацию своей продукции по установленной цене.

Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности и представляет собой превышение выручки предприятия от произведенных и реализованных товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию в денежном выражении.

Прибыль выполняет следующие функции:

1) характеризует эффективность деятельности предприятия;

2) является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) является источником формирования бюджетов разных уровней.

Различают бухгалтерскую (фактическую) и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это прибыль от всех видов деятельности предприятия, отражаемая в бухгалтерских отчетах и балансах и представляющая собой разность между выручкой от продажи товаров и услуг и издержками, включая амортизацию. При рассмотрении экономической прибыли основной упор делается на понятие альтернативной стоимости использования экономических издержек.

Экономическая прибыль – это соотношение дохода и издержек.

Доход (выручка) определяется количеством произведенной и реализованной продукции и ценой единицы продукции. Различают валовой, средний и предельный доход.

Под валовым доходом понимают общий объем выручки предприятия за реализованные товары и услуги. Он равен произведению количества реализованных товаров на их цену.

Средний доход – это доход на одну единицу реализованного товара или услуги.

Под предельным доходом понимается прирост совокупного дохода предприятия в результате увеличения выпуска продукции на одну единицу. Для фирм, действующих на конкурентном рынке, предельный доход равен рыночной цене реализуемого товара.

Под издержками понимают денежное выражение экономических ресурсов, использованных при производстве товаров и услуг.

При определении бухгалтерской  прибыли издержки рассматривают  как фактические затраты на израсходованные  ресурсы (сырье, материалы и т. д.) и амортизационные отчисления.

При определении экономической  прибыли издержки понимаются как  совокупная стоимость других благ, которые возможно было приобрести при  максимально выгодном использовании  имеющихся ресурсов. При этом существенное внимание уделяется вмененным издержкам, т. е. издержкам, связанным с неиспользованными возможностями применения ресурсов.

Различают отрицательную, нулевую  и положительную экономическую  прибыль.

В случае отрицательной прибыли экономические издержки превышают доход.

Нулевая прибыль означает, что при других вариантах использования денежных средств прибыль будет такая же. Это нормальная прибыль.

 

Вопрос 20. Условие равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Конкурентная фирма - фирма, принимающая  цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.

Цель фирмы - максимизация прибыли, которая представляет собой разницу  между валовым доходом (TR) и совокупными  издержками (ТС) за период продаж:

прибыль = TR - ТС.

Валовой доход - это цена реализованного блага (Р), умноженная на объем продаж (Q):

TR = Р х Q.

На свой доход фирма может  влиять только посредством изменения  объема продаж. Следовательно, главная  проблема фирмы - поиск объема выпуска  продукции, максимизирующего прибыль  в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.

Доход от единицы продукции является средним доходом, а дополнительный доход от продаж еще одной единицы  продукции - предельным доходом. В связи  с тем, что совершенно конкурентная фирма не влияет на цену, каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно  свою цену и предельный доход будет  равен его цене, т. е. он будет постоянным.

Равновесие конкурентной фирмы  в коротком периоде

В теории рынков выделяются следующие  периоды:

  • Мгновенный период - это столь короткий период, что выпуск каждой фирмы и количество фирм в данной отрасли фиксировано.
  • Короткий период - это период, в течение которого производственные мощности фирмы фиксированы, однако объем выпуска может быть изменен (увеличен, уменьшен) посредством изменения объема использования переменных факторов. Общее количество фирм в отрасли сохраняется постоянным.
  • Длительный (долгий) период - это период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Количество предприятий в отрасли в долгом периоде может изменяться.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"