Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Эк теория ответы.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Однако  картельные объединения недолговечны. Почему? Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, выпуская даже однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, как мы заметили выше, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. И, наконец, четвертая причина. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей "средние издержки фирм-олигопо-листов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.

Лидерство в ценах. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей про мышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере. бебъ успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Например, в США лидер сигаретной промышленности «Рейнольде» в течение двадцати лет только шесть раз изменяла цены на продукцию отрасли. Весомой причиной для установления новой цены является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т. д.).

 

 

Вопрос 30. Монополистическая конкуренция  с дифференциацией продукта. Графический  анализ.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой  монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции – нисходящая, эластичная.

Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень  дифференциации продукта.

Дифференцировать  товар – это значит отличить его  от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.

Дополнительные  расходы, связанные с дифференциацией  товара, могут стать барьером для  входа новых фирм в отрасль.

В краткосрочном  периоде каждая фирма на рынке  монополистической конкуренции  во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR , а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P*).

Будет ли при  этом фирма получать прибыль или  нести убыток, зависит от соотношения  цены и ATC . Однако в условиях монополистической  конкуренции экономическая прибыль  и убытки не могут существовать долго.  

 

В долгосрочном периоде прибыль притягивает  конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет  нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

Графически  долгосрочное равновесие выглядит так:

Точка А – точка долгосрочного равновесия, где p = 0 (p - прибыль).

Кривая «D» - касательная к LAC . Фирмы получают только нормальную прибыль.

 

 

Вопрос 31. Излишек производителя, излишек  потребителя в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции.

Поведение на рынке фирмы-монополиста  будет также определяться динамикой  предельного дохода и предельных издержек. Потому что каждая дополнительная единица продукции добавляет  некую величину к валовому доходу и одновременно – к валовым  издержкам. Эти некие величины –  предельный доход и предельные издержки. Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и MC положительна, фирма расширяет  свое производство.

Прибыль – разница между валовым  доходом и издержками.

Если MR=MC, то объем прибыли будет  максимальным.

(MC=MR)<AC<P. Макс. прибыли можно  опр, сравнивая TR и TC при различных  объемах выпуска продукции; тот  же результат получится, если  сравнивать MR и MC. Макс. различия  между TR и TC (максимум прибыли)  будет наблюдаться при равенстве  MR и MC. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.

Монополист, стремящийся максимизировать  прибыль всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку  только при коэффициенте эластичности, большем единицы (Е>1), предельный доход  положителен.

Индекс Лернера: L = (P – MC)/P.

Чистые потери от несовершенной  конкуренции.(мертвый убыток)

Если бы цена Р1, это было бы как  в соверш конк, потребит избыток  Р1-Е1-Р0. В несов К цена – Р2, Q2<Q1. Потребительская рента –  Р2-Е2-Р0, Е2-Е1-С, Е-С-Е1 исчезает, чистый убыток для об-ва Е-Е1-Е2,  Р1-СЕ2-Р2 – моноп. прибыль.

 

Вопрос 32.Ценообразование в условиях монопсонии.

Предыдущий  анализ был связан с монополией как  феноменом определенной власти над рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает «один продавец», то монопсония - это «один покупатель».

Исследование  проблемы монопсонии является одной  из важнейших научных заслуг Джоан  Робинсон.1

Прежде  чем анализировать установление цен в условиях монопсонии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «глазами покупателя». В условиях совершенной конкуренции действует множество продавцов и точно так же действует множество покупателей. Как отдельный продавец в этих условиях не может повлиять на рыночную цену, так и отдельный покупатель на конкурентном рынке не может воздействовать на рыночную цену покупаемых им товаров. Линия спроса на продукцию совершенного конкурента-продавца характеризуется абсолютной эластичностью. И так же линия предложения для совершенного конкурента-покупателя является абсолютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит за товар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего. А, предложив денег больше, он купит товаров сколь угодно много.

Сравним кривые спроса и предложения  в условиях совершенной конкуренции  со стороны покупателя и со стороны  продавца (производителя).

На  графике (рис. 7.15а), уже известном  из анализа совершенной конкуренции, кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения - это  восходящая ветвь кривой предельных издержек МС.

График (рис. 7.156) является зеркальным отражением графика на рис. 7.15а. Покупателей  в условиях совершенной конкуренции  много, и каждый из них не в состоянии  воздействовать объемом своих закупок  на кривую предложения S, т. е. они также являются «ценополучателями». Именно поэтому горизонтальность графика предложения является признаком совершенной конкуренции среди покупателей. Что же скрывается за кривой предложения продукции (со стороны покупателя)?

Неизменность цены в условиях совершенной конкуренции для покупателя означает, что он никак не влияет на нее, и соблюдаются все условия равновесия:

Р = АС = МС. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена Р совпадает с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции. Поясним это подробнее.

Предельные  издержки приобретения - это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Цена Р - его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каждой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные издержки приобретения товара будут оставаться неизменными. Это и отражается на горизонтальности линии предложения.

Следовательно, если Р = АС, то линия S есть не что иное как линия средних издержек (АС). И эта же линия совпадает с линией предельных издержек приобретения (МС) покупателя. В условиях совершенной конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения S - это одновременно и линия средних издержек АС и линия предельных издержек приобретения продукции МС.

Условием  равновесия продавца (производителя) является, как известно, равенство МС и MR. Той же логики рыночного поведения должен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.

Что такое предельные издержки покупателя, уже выяснено: это его дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она совпадает с предельными издержками покупателя. Но что такое предельный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, очевидно, руководствуется закономерностями, присущими динамике предельной полезности MU. Прирост дохода, т. е. MR, со стороны покупателя - это прирост полезности. Следовательно, кривая спроса D покупателя - это кривая предельной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.

В условиях монопсонии на рынке действует не множество, а один покупатель. Что же будет  представлять собой кривая предложения  в условиях монопсонии? Очевидно, она  должна утратить горизонтальный характер и приобрести иной вид.

Прежде чем  обрисовать конфигурацию кривой предложения  в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.

На данной стадии анализа ясно, что если покупатель - один, а продавцов - много, конкуренция развернется, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции.

Как известно, монополист, имея власть над ценой, может установить ее на уровне, превышающем уровень  цены равновесия в условиях совершенной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции. А каков объем закупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения. Но прежде чем изучить условия предложения, зададимся вопросом: а зависит ли власть монопсониста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно, да. Сопротивляться власти монопсониста могут, скорее, производители не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя. А что делать производителям скоропортящейся продукции сельского хозяйства? По всей видимости, у них больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсо-нистом. Конечно, это не единственный пример. А производители алмазов? Это продукт не скоропортящийся. Однако монопсонист «Де Бирс» диктует свои условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Монопсония нередко,, устанавливается и на рынке труда (см. гл. 11).

Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли (рис. 7.16).

 

Кривая  предложения для монопсониста - это  кривая средних издержек отрасли (АС).1 Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q.

Для монопсониста, как видно из графика (рис. 7.16), цена предложения может быть:

1. Понижающейся - нисходящая ветвь АС (это - довольно редкийслучай);

2. Повышающейся - восходящая ветвь АС.

Итак, цена предложения в отрасли, «захваченной»  монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и  предельные (дополнительные) издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными (как при совершенной конкуренции); они могут быть (поскольку МС отражает динамику кривой АС) также и понижающимися, и повышающимися.

Рассмотрим  наиболее типичную ситуацию, когда  кривая спроса D монопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повышающейся цене предложения (рис. 7.17).

Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС. На рис. 7.17 известные нам кривые трактуются следующим образом:

АС - это кривая средних издержек в отрасли (с точки зрения монопсониста - это кривая предложения продукции);

МС - это кривая предельных издержек отрасли.

D - кривая спроса (с точки зрения монопсониста - кривая предельной полезности, или предельного дохода MU, или MR). Найдем точку равновесия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его МС и MR.

Точка Е - место пересечения кривой МС и кривой D (кривой предельного дохода покупателя-монопсониста). Таким образом, на кривой АС находим точку Ev которая и определит уровень цены приобретения монопсониста Ру Она оказывается ниже цены Р0, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Qr что меньше количества Q0 в условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя точку их пересечения.

Анализ несовершенной  конкуренции со стороны покупателя - монопсониста приводит к аналогичным выводам относительно отклонения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции. Разница заключается только в том, что монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист - ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"