Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Эк теория ответы.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

           правительство предоставляет фирмам  статус единственного продавца

           (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но  взамен  на  эти

           привелегии правительство сохраняет  за собой  право  регулировать

           действия  таких  монополий,  чтобы   исключить   злоупотребление

           монопольной  властью,   защитить   интересы   монополизированных

           отраслей и населения.

        3. Патенты и лицензии. Правительство  гарантирует  патентную  защиту

           новым продуктам и производственным  технологиям, что обеспечивает

           производителям монопольные позиции  на рынке  и  на  определенный

           промежуток времени гарантирует  их исключительные права.

        4.  Собственность  на  важнейшие   виды  сырья.  Некоторые  компании

           являются   монополистами   благодаря   безраздельному   владению

           источниками   производственного   ресурса,   необходимого    для

           производства  монополизированного   продукта.   Так,   «Aluminum

           company of America» является владельцем  всех основных источников

           бокситов. Довольно длительное время   канадская  компания  “ИНКО”

           контролировала  около  90%  известных   мировых  запасов  никеля.

           Большинство  алмазных  рудников  контролируется  южноафриканской

           компанией «Де Бирс».

 

Вопрос 23. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.

Монополия предполагает,  что в  отрасли  имеется  только один  производитель,  который  полностью  контролирует объем предложения  товара.  Это позволяет ему  устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования  монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких  заменителей товара.  Если товар  уникален, то покупатель вынужден платить  назначенную цену или отказаться от покупки.  Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.  К чистой монополии можно отнести  предоставление  коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Монополия абсолютная (чистая) — крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Признаки абсолютной монополии:

1) единственный продавец, а это  означает, что чистый монополист  представляет как бы отрасль,  состоящую только из одной  фирмы;

2) производство продукта, уникального  тем, что отсутствуют близкие  заменители;

3) экономические и юридические  барьеры, блокирующие вступление  в отрасль;

4) фирма осуществляет значительный  контроль над ценой, «диктует  цену».

В отличие от совершенного конкурента, определяющего только собственный  объем производства, монополист, максимизирующий  прибыль, обладает более широким  набором инструментов — он может  маневрировать и ценой, и количеством  выпускаемой продукции. При тех  же самых издержках фирма, действующая  в условиях чистой монополии, сочтет выгодным производить и продавать  меньший объем продукции и  назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель». Это ограничение  объема вызывает нерациональное использование  ресурсов. Об этом свидетельствует  тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Поскольку в условиях монополии  не реализуются излишки потребителя  и продавца, образуются чистые потери.

Монополия объективно способствует ограничению  конкуренции, поэтому государство  осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики.

 

Вопрос 24.Степень концентрации рынка  и ее измерение. Индексы Лернера, Герфиндаля, Герфиндаля-Хиршмана.

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА [market concentration] — доля крупных продавцов, доминирующих на данном рынке. Показатель К. р. часто используют для анализа региональных рынков, поскольку вполне возможно, что товар, находящийся вне конкуренции в одном районе (высокая степень К. р. данного товара), встречается с активной конкуренцией в других.

Все зависит от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоде – тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в нее других фирм.

ИНДЕКС ЛЕРНЕРА — предложен  для измерения степени монопольной  власти в экономической теории.L = (P — MC)/P,L — индекс, показывающий степень  монопольной власти;P — цена;MC —  предельные издержки.Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной  власти. Величина L находится в интервале  между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда P = MC, индекс Лернера будет  равен 0.

Олигополия – тип рынка несовершенной  конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей – их больше, чем в монополии, но меньше чем в условиях совершенной  конкуренции. Бывает дуополия.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля – показывает степень  концентрации рынка и вычисляется  посредством суммирования квадратов  рыночных долей каждой фирмы в  отрасли: H=S1 в степ 2+…Sn в степ 2, где Н – индекс Герфиндаля; S1, Sn – доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания. В случае чистой монополии индекс равен 10000 тк доля равно 100.

Если необходимо посчитать индекс концентрации для 50 и более крупных  фирм в отрасли, то мы бы воспользовались  индексом Герфиндаля – Хиршмана. По аналогичной схеме.

Сдесь наблюдается неценовая конкуренция  – привлечение потребителей не с  помощью снижения цены, а улучшения  качества, рекламы.

 

Вопрос 25. Открытая, закрытая, естественная монополия. Ценообразование в условиях естественной монополии.

Монополия — такая экономическая организация отрасли (или экономики в целом), которая позволяет одному из участников рыночных отношений навязывать корпоративные экономические цели как своим контрагентам, так и обществу. В микроэкономике рассматривают различные типы монопольных отношений: монополия абсолютная, предпринимательская, естественная и т. д.

Монополия абсолютная (чистая) — крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Признаки абсолютной монополии:

1) единственный продавец, а это  означает, что чистый монополист  представляет как бы отрасль,  состоящую только из одной  фирмы;

2) производство продукта, уникального  тем, что отсутствуют близкие  заменители;

3) экономические и юридические  барьеры, блокирующие вступление  в отрасль;

4) фирма осуществляет значительный  контроль над ценой, «диктует  цену».

В отличие от совершенного конкурента, определяющего только собственный  объем производства, монополист, максимизирующий  прибыль, обладает более широким  набором инструментов — он может  маневрировать и ценой, и количеством  выпускаемой продукции. При тех  же самых издержках фирма, действующая  в условиях чистой монополии, сочтет выгодным производить и продавать  меньший объем продукции и  назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель». Это ограничение  объема вызывает нерациональное использование  ресурсов. Об этом свидетельствует  тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Поскольку в условиях монополии  не реализуются излишки потребителя  и продавца, образуются чистые потери.

Монополия объективно способствует ограничению  конкуренции, поэтому государство  осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики.

Монополия государственная — рыночная ситуация, при которой государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны. Государственная монополия складывается на рынках товаров неэластичного спроса, составляющих незаменимые элементы потребительского набора.

Монополия двусторонняя — рынок, на котором единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).

Монополия двусторонняя на рынке труда— модель рынка труда, на котором нанимателю, обладающему монопсони-ческой властью (властью единственного покупателя), противостоит объединенный труд (в лице профсоюза). Профсоюз является монополистическим продавцом в том случае, если он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Результат противоборства единого покупателя и объединенного продавца труда логически не детерминирован.

Тем не менее можно указать характерные  черты данной модели:

1) реальная ставка заработной  платы устанавливается в промежутке  между доравновесной (интересы  нанимателя) и сверхравновесной (интересы  профсоюза). Сторона, обладающая  более эффективной стратегией, способна  навязывать оппоненту ставку  заработной платы, близкую к  той, на которой настаивает;

2) при равенстве сил монополиста  и монопсониста возможно установление  равновесной ставки заработной  платы и рав-новесного уровня  занятости.

Монополия естественная— отрасль, в которой долго-срочные средние издержки минимальны только в том слу-чае, если одна фирма обслуживает весь рынок. В таких отраслях (газо-, водо-, электроснабжение, связь и пр.) экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особен-но резко выражена и в то же время конкуренция невозможна либо недопустима, ибо издержки банкротства настолько ве-лики, что на такой рынок нецелесообразно допускать конку-рентов. Государство предоставляет естественным монополи-ям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополистов используются государственная собственность (т.е. национализация) или государственное регулирование. Результатом государственного регулирования деятель-ности фирм, прежде всего качества и цен представляемых ими услуг, является «регулируемая монополия».

Монополия закрытая — монополия, защищенная юриди-ческими нормами, ограничивающими конкуренцию: патента-ми, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производст-ва в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.

Монополия открытая — монополия, при которой одна из фирм ( по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.

Монополия предпринимательская — рыночная ситуация, когда одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли; понятие «предпринимательская монополия» включает рыночные модели абсолютной монополии и олигополии.

Монополия простая — ситуация, возникающая в случае, когда фирма в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию всем своим покупателям по одной и той же цене. Такая ценовая политика является оптимальной в условиях, когда возможна перепродажа продукции. Однако при определенных обстоятельствах фирмы могут устанавливать для разных покупателей разные цены на один и тот же товар.

Монополия регулируемая — естественная монополия, деятельность которой находится под государственным контролем. Правительство определяет географическую среду деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контро-лирует цены, которые он может назначать. Цель регулирования — защита экономических интересов потребителей, которые должны получать выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т. е. от снижения издержек на единицу продукции. Регулирование цены может одновременно снизить ее уровень, сократить экономические прибыли и обеспечить рост объемов производства. Конкретный уровень цены определяется с учетом дилеммы регулирования, т. е. предполагает выбор между ее общественно-оптимальной ве-личиной и величиной, обеспечивающей справедливую прибыль.

 

Вопрос 26. Потери от несовершенной конкуренции («мертвый убыток»). Антимонопольное  регулирование.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"