Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Эк теория ответы.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки. Закон предложения: предложение изменяется прямой зависимостью от изменения цены. По мере роста цены производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере падения – меньше. Такая реакция предложения на изм-е цены объясняется тем, что фирмы, занятые в данной отрасли, при повышении цен приводят в действие резервные мощности. В случае продолжительного и устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что ещё больше увеличит предложение. Однако в краткосрочном периоде увеличение предложения не всегда наступает немедленно за ростом цены, т.к. может не оказаться резервов. Основными факторами (неценовыми), смещающими кривую предложения, явл-ся:1) цены на экономические ресурсы; 2) потребительские ожидания; 3)технология производства; 4)число товаропроизводителей; 5)цены на другие товары; 6)налоги и субсидии.

 

 

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен  спроса и предложения, что приводит к выравниванию объема спроса и предложения. Это цена представляет собой величину, которая является обязательной для  всех продавцов и покупателей.

Равновесная цена- цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил. Равновесие сил м.б. нарушено в силу действия определенных факторов. В этом случае равновесная цена будет отличаться от реальной цены. Равновесие спроса и предложения достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и установившаяся цена равновесная, одинаково удовлетворяющая и покупателей и продавцов.


 

 

 

 

S- кривая предложения; D- кривая спроса; P- цена товара; Q- количество товара.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противоположном случае имеет место неустойчивое равновесие. Существует 2 основных подхода к анализу отношения покупателей и продавцов:

Гипотеза  Вальраса-Хикса- в тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стараются увеличить закупки и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены, и избыток предложения исчезает.

Гипотеза Маршала- в том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить за данное количество товара выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется и наоборот, равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами.

Динамический анализ стабильности учитывает развитие процесса и адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие б. стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена б. приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса) или количество товаров будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза Маршала). Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, то цена равновесия не формируется. Простейшей динамической моделью, показывающей затухание колебания, в результате которого формируется равновесие является паутинообразная модель. Она отражает фиксирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущие годы цен, уже не могут изменить его объем. Равновесие в этой модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.

Равновесие устойчиво, если угол наклона  к кривой предложения круче кривой спроса, неустойчиво – угол наклона  кривой спроса круче угла кривой предложения. Если углы наклона спроса и предложения  равны, то это состояние равновесия.

 

 

 

 

Вопрос 14. Эластичность спроса по цене и по доходу. Факторы эластичности. Перекрестная эластичность спроса по цене.

 

Степень чувствительности спроса к  изменению цены называется ценовой  эластичностью спроса, она определяется как отношение м/у процентной величиной изменений запрашиваемого кол-ва товара и величиной колебания  цен: Ер- эластичность спроса по цене. =∆Q/Q: ∆P/Р;  Если коэффициент эластичности Е ниже 1, то  спрос не эластичный. Если Е>1,  то  спрос эластичный.  Если спрос не зависит от цены, то говорят о нулевой эластичности. Если Е=1,  то эластичность единичная и динамика спроса полностью повторяет динамику изменения цен.

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений объема продаж. Эффект изменения цен на не эластичность рынка проявляется в двух формах: при снижении цены теряется прибыль, при увеличении цены резко  возрастает объем продаж и прибыли.

Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж, объем прибыли может увеличиться  при уменьшении цен, и уменьшается при увеличении. Главная особенность эластичности рынка заключается в наличие высокой ценовой конкуренции, когда не значительное изменение цен вызывают существенные изменения объема продаж.

Факторы, влияющие на эластичность: наличие  заменителей, удельный вес товара в  бюджете потребителей, размер дохода, качество товара, размер запаса, ожидание потребителя.

Спрос на товар зависит не только от цен, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих  и заменяющих  товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов  изменяется спрос на другой товар  при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними. Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению  своего спроса от одного товара к другому  в том случае, если цена на первый из них сильно меняется:

Показатель спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу определяется, как изменение величины покупательного спроса в зависимости от изменения величены доходов потребителей: =(∆Q/Q)/(∆R/R); ЕRD- эластичность спроса по доходу. Если ЕRD >0 – блага нормальные, если ЕRD <0 – увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, оно является низкокачественным, если 0<ЕRD<1 – спрос на благо растёт медленнее доходов – товары первой необходимости, если ЕRD >1 – спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения – предметы роскоши.

Эластичность предложения- это отношение изменения предложения в %-й величине и колебания цен: EPS=ΔQ/Q : ΔP/P. Эластичным предложение становится когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным, если оно не изменяется при повышении или снижении цены. Рост цены является для производителей первым сигналом расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

Спрос наиболее подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано  тем, что спрос сразу сокращается  при повышении цен.

Нормальные товары (высшей категории) – это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода. … Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода.

 

Вопрос 15. Эластичность предложения. Факторы  эластичности предложения.

 

Степень чувствительности спроса к  изменению цены называется ценовой  эластичностью спроса, она определяется как отношение м/у процентной величиной изменений запрашиваемого кол-ва товара и величиной колебания  цен: Ер- эластичность спроса по цене. =∆Q/Q: ∆P/Р;  Если коэффициент эластичности Е ниже 1, то  спрос не эластичный. Если Е>1,  то  спрос эластичный.  Если спрос не зависит от цены, то говорят о нулевой эластичности. Если Е=1,  то эластичность единичная и динамика спроса полностью повторяет динамику изменения цен.

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений объема продаж. Эффект изменения цен на не эластичность рынка проявляется в двух формах: при снижении цены теряется прибыль, при увеличении цены резко  возрастает объем продаж и прибыли.

Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж, объем прибыли может увеличиться  при уменьшении цен, и уменьшается  при увеличении. Главная особенность  эластичности рынка заключается  в наличие высокой ценовой  конкуренции, когда не значительное изменение цен вызывают существенные изменения объема продаж.

Факторы, влияющие на эластичность: наличие  заменителей, удельный вес товара в  бюджете потребителей, размер дохода, качество товара, размер запаса, ожидание потребителя.

Спрос на товар зависит не только от цен, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих  и заменяющих  товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов  изменяется спрос на другой товар  при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними. Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению  своего спроса от одного товара к другому  в том случае, если цена на первый из них сильно меняется:

Показатель спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу определяется, как изменение величины покупательного спроса в зависимости от изменения величены доходов потребителей: =(∆Q/Q)/(∆R/R); ЕRD- эластичность спроса по доходу. Если ЕRD >0 – блага нормальные, если ЕRD <0 – увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, оно является низкокачественным, если 0<ЕRD<1 – спрос на благо растёт медленнее доходов – товары первой необходимости, если ЕRD >1 – спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения – предметы роскоши.

Эластичность предложения- это отношение изменения предложения в %-й величине и колебания цен: EPS=ΔQ/Q : ΔP/P. Эластичным предложение становится когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным, если оно не изменяется при повышении или снижении цены. Рост цены является для производителей первым сигналом расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

Спрос наиболее подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано  тем, что спрос сразу сокращается  при повышении цен.

 

Вопрос 16. Теория потребительского выбора: кардиналистская концепция полезности.  Первый и второй законы Госсена.

Кардиналистская концепция основывается на трех гипотезах.

Гипотеза I. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимальное удовлетворение, (максимум полезности) от совокупности приобретенных благ.

Гипотеза II. Потребитель может определить, какой вклад в увеличение его удовлетворенности вносит каждое из потребляемых благ, посредством количественной оценки полезности этого блага.

Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного  преобразования; она образует кардинальную, или строгую, меру и поэтому с  индивидуальными оценками полезности можно проводить все математические операции, которые применимы к  числам. Единица, служащая масштабом  измерения полезности, получила название ютила (utility – полезность).

В кардиналистской  концепции каждый вид благ имеет  для потребителя общую полезность и предельную полезность.

Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей  всех имеющихся у потребителя  единиц этого блага. Предельная полезность блага – это приращение общей  полезности при увеличении количества блага на единицу.

Гипотеза III ("первый закон Госсена"). Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.

Второй закон Госсена заключается  в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной  на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.

 

Вопрос 17.  Теория потребительского выбора: ординалистская концепция. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Условия равновесия потребителя.

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и  статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский  социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик  И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после  работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта  теория приобрела завершенную форму  и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель  измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости  поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует  выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й  набор - меньшее удовлетворение, 3-й  набор - еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях  потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления  о различиях удовлетворения данными  наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может  сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько  один набор лучше другого.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"