Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Эк теория ответы.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

    

Точка

Выпуск (в единицах)

Альтернативная стоимость 100 единиц развлечений ( в единицах продовольствия)

развлечений

продовольствия

А

0

300

20

B

100

280

30

C

200

250

50

D

300

200

100

E

400

100

100

F

500

0

-


 

Предположим, чтоэкономика в настояший момент производит 250 единиц

продовольствия и 200 единиц развлечений. Такое распределение  описывается

точкой С. Чтобы произвести 200 единиц развлечений, экономика должна

отказаться от 50 единиц продовольствия (300-210).

Вообщем можно сделать  два вывода. Первый - не существует однозначного ответа

на вопрос «Какова стоимость  развлечений?». Правильная оценка измерения

стоимости зависит от характера  рассматриваемого выбора. Второй - чтобы

оценить любое возможное  действие, необходимо сосредоточиться  на тех

результатах - издержках  и выгодах, к которым оно привело  бы.

Т. е. фирме, чтобы решить вопрос о производстве ещё одной  дополнительной

машины в каком-то месяце, необходимо сопоставить прирост  доходов, которые она

может получить, с увеличением  издержек, на которые ей пришлось бы пойти. В то

же время средняя стоимость  всех произведённых в каком-то месяце машин не

имеет значения, как и  средняя стоимость развлечений. Вот в принципе это и

представляет собой граница  производственных возможностей.

Вопрос 7. Экономическое и правовое содержание собственности. Основные правомочия (перечень Оноре). Формы собственности.

 

Экономическая   теория   прав   собственности   представлена неоинституализмом.   Р.   Коуз   и   А.   Алчиан.   Они   оперируют термином   «право   собственности»,   а   не   «собственность».   Не ресурс является собственностью, а «пучок прав собственности по

использованию  ресурса».   11  элементов:   1 Право   владения,   т.е. право   исключительного   физического   контроля   над   благами;   2 Право использования,   т.е.  право применения полезных  свойств благ для себя; 3 Право управления, т.е.  право решать,  кто и как будет обеспечивать  использование  благ;   4 Право на  доход,   т.е.

право   обладать   результатами   от   использования   благ;   5  Право суверена,  т.е.  право на отчуждение,  потребление,  изменение или уничтожение блага; 6 Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;  7 Право на передачу благ в наследство;  8 Право на бессрочность обладания   благом;   9   Запрет   на   использование   способом, наносящим вред внешней среде;  10 Право на ответственность в виде   взыскания,   т.е.   возможность   взыскания   блага   в   уплату долга;   11   Право   на   остаточный   характер,   т.е.   право   на существование   процедур   и   институтов,   обеспечивающих восстановление   нарушенных   правомочий.  Права   собственности понимаются   как   санкционированные   общ-вом   поведенческие

отношения   между   людьми,   которые   возникают   в   связи   с существованием   благ   и   касаются   их   использования.   Эти отношения   представляют   нормы   поведения   по   поводу   благ, которые должны соблюдаться,   т.е.  играют роль «правил игры».

По  теории  права   собственности,   феномен  права   собственности выводится   из   проблемы   относительной   редкости,   или ограниченности   ресурсов.   Центральный   момент   отношений собственности   это   исключающий   хар-тер,   чтобы   они   кому-то

принадлежали.   Исключить   кого-то   из   свободного   доступа   к ресурсам = специфицировать их.  Смысл и цель спецификации – их  получит,   кто  их  ценит   выше,   кто  способен  извлечь   из  них большую пользу, отсюда больше стимула.  Право частной и гос. соб-сти,   или   смешанной   (режимы).   Совр.   Хоз   система   – спонтанный порядок, никакой иерархии. Частная соб-сть – только все 11 видов.

 

 

 

 

Вопрос 8. Понятие хозяйственной системы и проблема координации выбора.

Хозяйственная   система   (хозяйственный   порядок)   это   особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями   материальных   и  нематериальных   благ   и   услуг.

Это   означает,   что   разнообразные   формы,   в   которых осуществляется процесс деятельности людей,  всегда оказывается организованным   тем   или   иным   способом.   Для   осуществления своего  выбора   в  мире   ограниченных   ресурсов,   хоз-ый  субъект

должен   располагать   информацией   что,     как   и   для   кого производить.   Кто   осуществляет   координацию   выбора?

Экономическая   теория   рассматривает   два   различных   способа координации: спонтанный, или стихийный порядок и иерархия. В спонтанных порядках информация,  необходимая производителям и потребителям,  передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и благ подсказывает хоз.  Агентам что,  как и для кого производить.  Рынок = спонтанный порядок.

Иерархия – командно-административная система или социализм, система   приказов   от   центра   сверху   вниз.   Трансакционные издержки   –   издержки,   связанные   с   сопутствующими производству  затратами;  поиск информации о ценах,  о сделках,

контроль  за исполнением  договора.  От  этого  зависит  как  будет функционировать система, как порядок или иерархия.

 

Вопрос 9. Трансакционные издержки и их виды.

 

Трансакционные издержки

Таким образом, рынок является сложным  механизмом, на котором совершаются  сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются т р а  н с а к ц и о н н  ы м и    и з д е р ж к а м и. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, «экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще».

 

Вопрос 10.  Понятие рынка и условия его возникновения. Субъекты рынка.

В экономической теории термин «рынок»  имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок —  это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и  продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые  и появились затем во многом для  того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства  и развития производства товаров  на продажу менялось само представление  о рынке. Современный рынок, оставаясь  механизмом взаимодействия покупателей  и продавцов, превратился в систему  регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для  производства рынок поставляет необходимые  ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным  каналом сбыта и закупок товаров  и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который  определяет размеры доходов дяя  владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок  — это тот канал, через который  потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских  благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Каковы же исторические условия, сделавшие  рынок объективно необходимым? 

 

Условия возникновения рынка

П е р в о е   у с л о в и е— разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Первоначально обмен имел примитивные  формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям»  подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив  свои.

Здесь мы наблюдаем зародыш бартера  — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и  «продавца» могли не совпадать. Тогда  приходилось совершать не один, а  несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению  денег, которое расширило стимулы  к производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда  и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны  их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

В т о р о е    у с л о в и е— самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и   т р е т ь е условие— свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

Вопрос 11. Понятие экономического и неэкономического блага. Товар. Потребительная и меновая ценность. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

 

Благо – это любой предмет, явление, который удовлетворяет какую—либо человеческую потребность и отвечает целям, интересам, стремлениям людей.

Особое место среди благ, необходимых  человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуги – это рациональная деятельность человека, имеющая положительный эффект, в результате которой удовлетворяются те или иные потребности человека.

Согласно наиболее распространенной классификации выделяют следующие  виды благ.

1. Материальные блага – это естественные, природные блага (полезные ископаемые, земля, вода, воздух); продукты производства (продовольственные продукты, здания, станки, автомобили и т. д.). Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права).

2. Нематериальные блага – это блага, воздействие которых направлено на развитие способностей человека, поддержание здоровья. Эти блага создаются в непроизводственной сфере – здравоохранении, кино, театре, образовании, искусстве, музеях и т. д. Выделяют следующие виды нематериальных благ:

1) внутренние. Это способности, которыми человек наделяется от рождения и развивает в себе по собственному желанию (голос, ораторские способности, способности к науке и т. д.);

2) внешние. Это блага, которые человек получает от внешнего мира (репутация, деловые связи и т. д.).

По критерию времени блага подразделяются на: настоящие и будущие, прямые и  косвенные, долговременные и краткосрочные  и т. д.

Следующая классификация делит  блага на экономические и неэкономические.

Экономические блага являются результатом экономической деятельности, их количество ограничено. Этот вид блага связан с поведением хозяйствующего субъекта в условии ограниченности ресурсов.

Неэкономические блага  – блага, предоставленные природой без приложения человеком каких—либо усилий (воздух, вода, свет и т. д.). Их количество достаточно для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.

Специфической формой экономического блага является товар.

Товар – это специфическое экономическое благо, продукт труда, предназначенный для обмена.

Основными характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая  стоимость (ценность).

Потребительной ценностью наделяют благо его полезность, свойства, позволяющие удовлетворять какую—либо потребность человека.

Потребительной стоимостью обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самым различным (как то физические, духовные потребности).

Меновая стоимость – это количественное пропорции обмена потребительных ценностей одного рода на другие потребительные ценности. Например, 1 чайник на 5 кг муки.

 

 

Вопрос 12. Возникновение и эволюция денег.

Деньги — экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношении в  обществе и способствуют дальнейшему их развитию. Под влиянием меняющихся условий развития экономических отношений изменяются и особенности функционирования денег.

К непосредственным предпосылкам появления  денег относятся:

• переход от натурального хозяйства  к производству товаров и обмену товарами;

• имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции.

В первоначальный период существования  человеческого общества господствовало натуральное хозяйство, в котором производилась продукция, предназначенная для собственного потребления. Постепенно в интересах увеличения производства, а в определенной мере под влиянием природных условий (например, таких как условия для развития животноводства, земледелия, рыбной ловли и т. д.) происходила специализация людей на изготовлении определенных видов продукции. При этом возросшее количество продукции оказалось возможным использовать не только для удовлетворения потребностей производителя, но и для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Такова важнейшая предпосылка возникновения обмена продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"