Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:06, шпаргалка
1 ВОПРОС. Причины и необходимость возникновения институциональной экономической теории, ее цели и задачи.
2. Понятие институтов. Их структурное содержание и роль в экономической системе.
4. Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона.
Вопрос 5. Понятие и виды трансакций.
Вопрос 6. Характеристика трансакций. Специфичность активов, уровни (степень) специфичности.
Частная собственность и экономическая эффективность
Известный американский философ Р. Нозик подытожил преимущества системы частной собственности следующим образом:
Таким образом, Термином «собственность» обозначаются не какие-то материальные или нематериальные объекты -- станки, земельные участки, научные открытия, литературные произведения и т. п., а определенные наборы прав, не ресурс сам по себе является собственностью; пучок или доля прав по использованию ресурса -- вот что составляет собственность
Понятие прав собственности напрямую связано с центральной проблемой экономической науки, проблемой редкости, так как их установление имеет смысл только по отношению к ограниченным (редким) ресурсам
Собственность (экономическое содержание)
это отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ.
Собственность (юридическое содержание)
это имущественные отношения, закрепленные в нормах права.
Права собственности
установленные обществом (законами, традициями) отношения между людьми, которые регулируют распределение ограниченных экономических благ (соответственно, ресурсов).
Вопрос 11. Проблема спецификации прав собственности. ценность прав собственности
Большое место в экономическом анализе прав собственности занимает проблема их спецификации и «размывания», потому что через них вскрываются сложные обратные связи между собственностью и формами организации экономической деятельности.
Спецификацией называется точное определение набора правомочий собственника. Она выступает важнейшим условием эффективной работы экономики. Спецификация прав уменьшает неопределенность экономической среды и формирует у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, на что они могут рассчитывать в результате собственных действий и в отношениях с другими экономическими агентами.
«Если ценный актив никому однозначно не принадлежит, тогда ни у кого нет и стимула заботиться о нем должным образом. Если права собственности непередаваемы, тогда мало надежды, что активы попадут в конце концов к тем, кто способны употребить их наилучшим образом, т. е. к тем, кто ценит их выше других. Если права собственности не надежны, тогда владельцы не станут много инвестировать в активы, которые они могут потерять без всякой компенсации или которые требуют для защиты от притязаний на них затрат ценных ресурсов»
Чем лучше специфицированы и надежнее защищены права собственности, тем большую ценность они представляют.
Режим частной собственности должен означать исчерпывающую спецификацию и абсолютную защиту всех правомочий. В реальном мире, где издержки спецификации могут быть очень велики, далеко не все права оказываются точно определены, однозначно распределены и надежно защищены. В «порах» между точно специфицированными наборами прав остаются зоны с высокой степенью неопределенности.
Точность спецификации зависит от баланса ожидаемых выгод от нее и издержек по установлению и защите права. Чем больше ценность ресурса, тем больше число притязателей на него и тем больше стимулы к установлению точных прав. Можно сказать, что степень спецификации должна соответствовать степени редкости различных ресурсов.
Прежде всего спецификация предполагает наделение правами собственности строго определенных лиц - исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него. Кроме того, необходимо точно определить границы объекта собственности, а также способы наделения и защиты прав на него.
Права собственности нуждаются в защите. Незащищенное право не есть право вообще. Чтобы не оставаться чисто номинальными, правомочия должны быть не только определены, но и обеспечены эффективными санкциями. Механизмы защиты могут быть различными -- от воспитания в членах общества определенных поведенческих стереотипов и морального осуждения нарушителей до угрозы личной мести и судебной ответственности. (В последнем случае санкции могут выступать в форме компенсации за нанесенный в прошлом ущерб, запрета на повторение действий в будущем, уголовного наказания.)
Выбор между ними будет диктоваться соотношением связанных с каждым из них издержек и выгод. Спецификация выражается в наличии полной информации о собственнике, об объекте собственности и связанных с ним правах и ограничениях, о способах установления и защиты этих прав.
Чем большую ценность представляет право, тем точнее и достовернее должна быть относящаяся к нему информация. Например, все сделки с землей подлежат обычно обязательной регистрации в специальном реестре. Это делается для того, чтобы любой будущий покупатель мог удостовериться, что продавец действительно является владельцем участка, и чтобы исключить возможные споры в будущем.
Очевидно, что различные варианты спецификации объектов собственности, а также способов установления и защиты прав на них далеко не равноценны и требуют неодинаковых затрат.
Вопрос 12. Обеспечение исключительных прав собственности. Ограничения и «Размывание» прав собственности
Прежде всего спецификация предполагает наделение правами собственности строго определенных лиц - исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него. Кроме того, необходимо точно определить границы объекта собственности, а также способы наделения и защиты прав на него.
Обратное явление носит название «размывания» прав собственности. Оно ведет к ослаблению всех тех информационных и мотивационных преимуществ «полного» права частной собственности, которые способствуют достижению экономической эффективности.
Размывание прав собственности имеет место, когда они либо неточно установлены и плохо защищены, либо подпадают под разного рода ограничения (прежде всего -- со стороны государства). В этом случае нарушается обратная связь между решениями экономических агентов и получаемыми ими результатами. Ослабляя исключительность и отчуждаемость прав собственности, ограничения уменьшают степень рыночности экономики.
Любые ограничения сужают поле экономического выбора, перестраивают ожидания экономических агентов, снижают для них ценность ресурсов, меняют условия обмена.
В этом смысле полезно сравнить процессы ограничения и расщепления права собственности. И то, и другое вносит динамический элемент в сложившуюся систему отношений собственности. Но между ними есть принципиальные различия. Расщепление отдельных правомочий происходит в форме двустороннего добровольного обмена, по инициативе самих собственников.
Ограничения же налагаются, как правило, в принудительном порядке, и при этом правомочие чаще всего не присваивается государством, а вообще изымается из оборота.
Поэтому действия государства, направленные на установление подобных ограничений, оказываются у теоретиков прав собственности под подозрением. Ведь во многих случаях оно «размывает» права собственности в интересах различных лоббистских групп, руководствуясь перераспределительными соображениями.
Основания для этого просты: если ничто не препятствует какому-либо перераспределению прав, значит, оно неэффективно, иначе рациональные экономические агенты не упустили бы возможность заключения добровольной сделки, отвечающей интересам всех ее участников; поэтому когда государство осуществляет его на принудительной основе, это не может не сказываться отрицательно на уровне благосостояния общества.
Кроме того, никто не утверждает, что необходимо точное определение всех правомочий любой ценой. С экономической точки зрения спецификация должна идти до того предела, где дальнейший выигрыш от преодоления «размытости» прав уже не будет окупать связанных с этим затрат. Поэтому существование широкого класса ресурсов с размытыми или неустановленными правами на них -- нормальное явление, присутствующее во всех экономиках. Однако в зависимости от величины и состава этого класса разные экономики могут сильно различаться по уровню эффективности.
Вопрос 13. Внешние эффекты и минимизация трансакционных издержек
Внешние эффекты (экстерналии) - дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах.
Внешние эффекты – величина полезности или издержек, которые не отражены (неспецифицированы) в условиях контрактов.
Положительные (позитивные) внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Они возникают, когда есть различие между общественными и частными выгодами. (Сад и пчелы)
Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других. Возникают, когда есть различие между частными и общественными издержками. Например, загрязнение окружающей среды - Частные издержки оказываются ниже общественных.
Понимание внешнего эффекта было связано с провалами рынка , который рассматривается как механизм, формирующий оптимальные цены и рационально использующий ресурсы.
Внешние же эффекты возникают тогда, когда не все выгоды или издержки отражены в системе цен, (т.е., отсутствует рынок, где они могли бы оборачиваться), т.е., создаются условия для формирования неоптимальных цен и недостаточно рационального использования ресурсов, что сопряжено с ненулевыми трансакционными издержками.
Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения частных издержек (и соответственно выгод) к социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает частные издержки до уровня общественных. Если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, (т.е., предприятию пришлось бы оплачивать загрязнение), то объем его продукции сократился бы, и загрязнение окружающей среды стало бы меньшим.
Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить частные выгоды к общественным. (Высокие затраты на получение образования для студентов и их возможная компенсация со стороны государства).
Корректирующие
налоги и субсидии не могут
решить полностью проблем,
Вопрос 15. Теорема Коуза
Статья Рональда
Коуза, американского
Согласно ей, если права собственности четко определены и трансакционные издержки (издержки, связанные с получением информации, совершением сделок и защитой прав собственности) равны нулю, то размещение ресурсов будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности. Это означает, что при указанных условиях блага будут перекупаться теми, кто может заплатить за них большую цену, а заплатить большую цену может тот, кто может извлечь из этих благ большую полезность. Таким образом, в результате, блага будут использоваться оптимально, что обеспечит эффективное распределение ограниченных ресурсов общества.