Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:06, шпаргалка

Описание работы

1 ВОПРОС. Причины и необходимость возникновения институциональной экономической теории, ее цели и задачи.
2. Понятие институтов. Их структурное содержание и роль в экономической системе.
4. Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона.
Вопрос 5. Понятие и виды трансакций.
Вопрос 6. Характеристика трансакций. Специфичность активов, уровни (степень) специфичности.

Файлы: 1 файл

ответы ЭКЗАМЕН.doc

— 666.00 Кб (Скачать файл)

1) продолжением, развитием и модификацией  формальных правил;

2) социально санкционированными  нормами поведения;

3) внутренними, обязательными для  выполнения стандартами поведения.

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.

      Формальные  ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре  формальных институтов выделяются:

1) политические институты;

2) экономические институты;

3) системы контрактации (способы  и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами  и законами).

      Формальные нормы  утверждаются конкретными полномочными  органами и фиксируются в качестве  правовых актов или письменных  предписаний, опирающихся на правовые акты. В отличие от них неформальные правила обычно не имеют конкретных «авторов». Они, как правило, документально не подтверждаются, а если подтверждение и происходит, то такой документ формально не обязателен к исполнению. Соблюдение неформальных правил в большей степени опирается на социальный капитал, имеющий в своей основе доверие и репутацию участников рынка, на уверенность в том, что другие знают эти правила и готовы их соблюдать, а не на силовые структуры государства. При этом неформальные правила не претендуют на универсальность, они больше привязаны к конкретным сегментам рынка и отдельным группам.

      Современная экономическая  наука уделяет много внимания  изучению не только экономических  институтов, поскольку политические институты определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля.    

      Формальные экономические  институты в научной литературе  рассматриваются чаще всего в  одном контексте с правами  собственности. 

      Институты контрактации определяют условия соглашения между покупателем и поставщиком.

      Институты  контрактации, наряду с правами  собственности, являются базовыми  институтами институциональной  структуры любого экономического  порядка (экономической системы).

      Для осуществления  функций формальных институтов  необходимы специально созданные  организации. 

      Создание и поддержка институтов во многом основывается на механизме принуждения со стороны третьего лица. Принуждение осуществляется: во-первых, через внутренние ограничение деятельности, во-вторых, через страх перед наказанием за нарушение соответствующих норм и, в-третьих, через общественные санкции или государственное насилие.

Таким образом, эффективность  институциональной структуры будет  влиять на объем трансакционных издержек, которые несет общество, что, в конечном итоге, определяет качество воспроизводственного процесса.

 Иерархия правил  и институтов 

Правила - общепризнанные предписания, модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Правила, конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку.

Правила, непосредственно определяющие альтернативы для формулировки других правил и поддающиеся изменению с большими издержками, являются глобальными. Они формируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоят из конституционных, или политических, и экономических. К локальным правилам относятся двух- и многосторонние контракты, которые заключаются между отдельными экономическими агентами.

1. Конституционные правила 

Они устанавливают иерархическую  структуру государства, это в  первую очередь относится к конституционным  правилам. Также данные правила определяют порядок принятия решений.

2. Экономические правила 

Экономическими называются правила, определяющие возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения. Например, к экономическим правилам может относиться запрет на слияние двух компаний, принадлежащих одной отрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранее определенной критической отметки. К аналогичного рода правилам может быть отнесено установление предельных цен на продукты и ресурсы, определяющих соответственно рамки обмена на конкретном рынке; введение ограничений на импорт (посредством квотирования, повышения таможенных пошлин, ужесточения экологических требований и т.п.); сроки действия патентов. Экономическими правилами являются правила собственности и ответственности.

3. Контракты 

Контракты следует рассматривать  как правила, структурирующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением.

Институт – совокупность, состоящая из правила или нескольких правил и внешнего механизма принуждения  индивидов к исполнению этого  правила.

Выделяют два типа институтов:

1) Внешние - устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. Например, институт собственности.

2) Внутренние - которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска и уменьшают трансакционные издержки (предприятия, виды договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления).

Концепция формирования институциональной структуры Г.Кирдиной

Институциональная структура, которую мы отождествляем с институциональным порядком -  это совокупность взаимосвязанных  институтов. Институты понимаются  как устойчивые постоянно воспроизводящиеся социальные, правовые, экономические и другие  отношения, которые, собственно говоря, и структурируют общественную жизнь. В данном случае объектом рассмотрения являются  базовые институты,  образующие глубинные основания социальных взаимодействий по поводу совместного проживания в рамках единого социума,  что требует  связи и согласований между ними в трех важнейших сферах, составляющих  модель общества, которой мы и будем оперировать:  экономики, политики и идеологии.

Прежде всего, отметим необходимость  совместного производства  средств потребления, без которых невозможно физическое воспроизводство социума. Это – ведение  хозяйства, или экономика – первый срез общественной жизни. Второй срез – потребность в  коллективном  решении возникающих вопросов, формулирование совместных целей и следование им, что означает выработку  политики, то есть правил и процедур принятия таких решений. Третий срез - наличие общих ценностей и идей, то есть идеологии, разделяемой участниками деятельности. Подобные ценности в конечном счете легитимизируют политические и экономические решения.

Итак, в нашей аналитической  схеме общество предстает в единстве трех его срезов – экономики, политики и идеологии, образующих важнейшие сферы социальной жизни. Регулирующие их институты являются базовыми элементами данной модели. Совокупность базовых экономических, политических и идеологических институтов мы называем  институциональной матрицей. Как устойчивые самовоспроизводящиеся структуры, данные матрицы формируют  своеобразный «невидимый» скелет общества.

В абстрактном понятии институциональной  матрицы логически обобщены те многообразные  реальные связи и институты, которые можно наблюдать в социальной жизни.  Это юридические и житейские нормы, правила и санкции,  процедуры согласований, законы, традиции и обычаи,  организации  и законодательные акты и  т.д. Мы используем для  обозначения названных феноменов термин институциональные формы,  в которых и проявляется  содержание базовых институтов.  

Как показывает многолетний   анализ данных по разным странам, в структуре государств  можно выделить лишь два типа доминирующих матриц, которые мы  определяем как Х- и Y-матрицы. Использование такой терминологии подчеркивает равнозначный и объективный характер выделенных матриц. Они отличаются содержанием образующих их институциональных комплексов, то есть базовые институты в каждой из общественных сфер в Х-матрице одни, а в Y-матрице - другие. При этом в структуре одной матрицы  они тесно взаимоувязаны и подходят друг к другу как «ключ к замку». 

Так, в Y-матрице, сочетаются экономические институты рынка, политические институты федерации (построения общества «снизу» из отдельных самостоятельных территориальных общностей) и субсидиарные ценности, в которых закрепляется приоритет Я над Мы. Y-матрица доминирует в большинстве стран Европы и в США.     

Х-матрица образована экономическими институтами редистрибуции, политическими институтами унитарного устройства (построения общества «сверху» на основе иерархической централизации) и идеологическими институтами коммунитарности, в которых закрепляется приоритет Мы над Я.  Россия, страны Азии и Латинской Америки отличаются доминированием  Х-матрицы.

Изучая развитие государств, мы обнаруживаем, что доминирование  Х или Y-матрицы носит «вечный» характер и определяет тип общества. Именно доминирующая матрица отражает основной способ социальной интеграции, стихийно найденный социумом в условиях проживания на данных  пространствах, в определенной окружающей среде.

Мы выделяем два свойства материально-технологической среды  обитания, которые, в конечном счете, и формируют тип доминирующей  институциональной матрицы. Под такой средой  имеются в виду, прежде всего, общественная инфраструктура и отрасли, приоритетные для обеспечения жизнедеятельности всего населения. По своим свойствам (проявляющимся в ходе ее использования как среды производственной) она может быть либо коммунальной, либо некоммунальной. Коммунальная материально-технологическая  среда характеризуется внутренней  неразрывностью, что предполагает ее использование как единой нерасчленимой системы, части которой не могут быть обособлены без угрозы ее распада. В качестве примеров  можно привести систему железнодорожных путей, жилищно-коммунальное городское хозяйство, система трубопроводного транспорта, единые энергетические системы и т.д. Некоммунальная материально-технологическая среда характеризуется автономностью. Образующие ее объекты технологически разобщены, могут быть обособлены и функционировать самостоятельно, что предполагает возможность их частного использования.

Коммунальная среда  способствует становлению институциональной  Х-матрицы, когда возникает необходимость централизации и объединения усилий людей в единых производственных процессах, формируются соответствующие политические структуры, а также коммунитарные ценности, в которых общественное сознание исторически закрепляет смысл такого общественного устройство.  Некоммунальная среда порождает институты Y-матрицы – обособленных товаропроизводителей, взаимодействующих посредством рынка, федеративные политические структуры и адекватные такому устройству индивидуальные субсидиарные ценности. 

 

ВОПРОС 24. Механизм институциональных изменений. Типы причины институциональных изменений. Эволюция институтов.

 

      Главная роль, которую, институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми.

      Механизм институциональных  изменений в зависимости от  того, в рамках какого экономического  порядка осуществляется, тоже может  различаться. 

      Эволюционная теория обосновывает вывод о том, что с течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные - выживают, и поэтому происходит постепенное развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации.

      Сложность изучения  институциональных изменений определяется еще и тем фактом, что такие изменения в большинстве случаев имеют инкрементный и непрерывный характер (в отличие от дискретных, революционных изменений).                    Неэффективность одних и эффективность других механизмов координации выявляется в результате  конкуренции между ними.

Существует несколько  точек зрения на характер появления  и изменения институтов:

  1. Основной фактор изменения институтов - это непосредственное изменение поведения людей. (Т.Веблен)
  2. Институт возникает в результате действия экономических агентов, т.е. предприниматели или организации, максимизируя выгоду, создают и изменяют институты (Шумпетер-Норт)
  3. Институт возникает и изменяется под действием экзогенных факторов.

      Для того чтобы  определить, каким образом происходит взаимодействие этих механизмов, выбирается отправная точка – состояние равновесия (условность, т.к. процесс институциональных изменений непрерывен во времени). Д.Норт определяет равновесную ситуацию как ситуацию, в которой «при данном соотношение сил игроков … ни один из партнёров не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений».

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"