Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:06, шпаргалка
1 ВОПРОС. Причины и необходимость возникновения институциональной экономической теории, ее цели и задачи.
2. Понятие институтов. Их структурное содержание и роль в экономической системе.
4. Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона.
Вопрос 5. Понятие и виды трансакций.
Вопрос 6. Характеристика трансакций. Специфичность активов, уровни (степень) специфичности.
Теорема Коуза посвящена проблеме "экстернальных" (внешних) эффектов. Так называются побочные результаты любой деятельности, которые достаются не самому индивидууму, а касаются каких-то сторонних, третьих лиц. Они возникают, в частности, при нарушении правомочия под номером 9 из "полного определения" права собственности (воздержание от вредного использования).
Существование экстерналий ограничивает степень исключительности прав собственности. Классический пример - шум аэродрома, нарушающий покой окрестных жителей, или фабричный дым, загрязняющий воздух на близлежащих фермах. Подобные ситуации складываются, когда индивидуумы при принятии решений не считаются с последствиями своих действий для окружающих. Они недоучитывают либо издержки, либо выгоды, которые достанутся другим.
Возникают расхождения между частными и социальными издержками (где социальные издержки равны сумме частных и экстернальных издержек) или между частными и социальными выгодами (где социальные выгоды равны сумме частных и экстернальных выгод).
Поскольку любой агент основывает свои решения на сопоставлении частных выгод с частными издержками, то это приводит либо к перепроизводству благ с отрицательными внешними эффектами, либо к недопроизводству благ с положительными внешними эффектами. Распределение ресурсов, с точки зрения Р.Коуза, оказывается неэффективным, с точки зрения всего общества: "Как следствие, масштаб деятельности может оказаться слишком велик или слишком мал для достижения социального оптимума".
Случаи расхождения между
Р. Коуз отверг вывод А.Пигу
о необходимости
Из теоремы Коуза следовало несколько важных выводов.
Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а двусторонний характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам. Но запрет на загрязнение воздуха, которого добиваются фермеры, обернется уже ущербом для владельца фабрики: "...социальные издержки являются обоюдными. Когда А причиняет ущерб В, то осмысленный для политики вопрос состоит не просто в том, как мы должны ограничить А. Устранение вреда для В нанесло бы вред А.
Поэтому правильная постановка вопроса будет иной: следует ли разрешить А наносить ущерб В или же следует разрешить В причинять вред А? Задача в том, чтобы избежать более серьезного ущерба" (17, с. 14). Таким образом, юридическую постановку вопроса о причинности (кем совершено действие?) нельзя путать с экономической постановкой вопроса об эффективности (какое распределение ответственности минимизирует издержки с точки зрения общества?).
Во-вторых, теорема Коуза раскрывала экономический смысл прав собственности. Четкая их спецификация до такой степени, что все результаты деятельности каждого агента касались бы его и только его, превращала бы любые внешние эффекты – во внутренние: "Главная функция прав собственности – давать стимулы для большей интернализации экстерналий, -- указывает Г. Демсец. -- Любые издержки или выгоды, связанные с социальным взаимодействием, являются потенциальными экстерналиями".
В конечном счете, источником экстерналий служат размытые или не установленные права собственности. Не случайно основным полем конфликтов в связи с внешними эффектами становятся ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые поэтому никаких прав собственности до того в принципе не существовало. Без первоначального разграничения прав не может быть никаких сделок по их передаче или рекомбинированию. Ясного решения о наделении правами собственности бывает достаточно, чтобы внешние эффекты исчезли сами собой. Поэтому точная спецификация прав собственности открывает путь к преодолению экстернальных ситуаций и связанной с ними неоптимальности в распределении ресурсов.
В-третьих, теорема Коуза
Отсюда, впрочем,
не следует, что возможно и
нужно преодоление всех
В-четвертых, теорема Коуза
18. Механизмы обеспечения выполнения контрактов. Проблемы формирования репутации. Сигналы и фильтрация
Неустойка, штраф (penalty) – наиболее распространенное средство обеспечения выполнения обязательств по контракту. Уплата неустойки не зависит от того, потерпел ли партнер фактически ущерб. Потерпевшая сторона не должна доказывать наличие убытков, причиненных нарушением, и их размер. Даже если партнер приобрел выгоду, он все равно имеет право требования уплаты неустойки. При этом действует общее правило: уплата неустойки не освобождает должника от исполнения обязательства.
Штраф в твердой денежной сумме предусматривают в случае, когда контрагенты договорились о "твердой" (фиксированной) цене за поставляемый товар либо предусмотрена выплата штрафа в достаточно устойчивой валюте.
Если в контракте указана плавающая (скользящая) цена, то для покупателя выгодно исчислять штраф за просрочку поставки или недопоставку товара в процентах от стоимости не поставленного товара, поскольку с увеличением цены товара соответственно возрастает и размер взыскиваемого штрафа.
Задаток – это способ обеспечения обязательств (ст. 329 ГК РФ). То есть специальный институт права, который выполняет свои специфические функции:
Законодательством о размещении заказов не установлен запрет на предоставление обеспечения исполнения контракта несколькими способами.
Поэтому при предоставлении обеспечения исполнения контракта участник размещения заказа, с которым заключается контракт, может выбрать одновременно несколько видов обеспечения, например частично предоставить обеспечение исполнения контракта в виде залога денежных средств, а частично – в виде банковской гарантии.
Обязательства, которые может определить заказчик как подлежащие обеспечению:
Проблемы формирования репутации
Для компаний формирование позитивной репутации приобретает важную роль, поскольку в условиях глобализации и информатизации возрастает необходимость в развитии деловой активности, привлечении инвестиций и обоснованного выбора деловых партнеров.
Проблемы формирования надлежащей
деловой репутации также
Деловая репутация – это общий пункт для чистой институциональной экономики и экономической теории максимизации чистого дохода. У неё две стороны:
Когда стороны контракта имеют высоку
Проблемы формирования деловой репутации проявляются в том, что:
Сигналы и фильтрация
Сторонами контракта выступают принципал (P), или заказчик, и агент (A), или исполнитель. Принципал нанимает агента, действующего от имени принципала, для оказания неких услуг и, чтобы облегчить достижение поставленных целей, делегирует этому агенту некоторые полномочия по принятию решений
Неблагоприятный отбор проявляется том, что агент (более информированная сторона), используя информационное преимущество, добивается заключения контракта на самых выгодных для себя условиях. Задача принципала в этом случае – предложить агенту такую схему вознаграждения, которая заставит его открыть информацию.