Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:06, шпаргалка

Описание работы

1 ВОПРОС. Причины и необходимость возникновения институциональной экономической теории, ее цели и задачи.
2. Понятие институтов. Их структурное содержание и роль в экономической системе.
4. Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона.
Вопрос 5. Понятие и виды трансакций.
Вопрос 6. Характеристика трансакций. Специфичность активов, уровни (степень) специфичности.

Файлы: 1 файл

ответы ЭКЗАМЕН.doc

— 666.00 Кб (Скачать файл)

В этом примере мы имеем дело со скрытой информацией. Вы получаете  телевизор из ремонта, он работает неделю, а затем сно ва выходит из строя. Вы обращаетесь к другому мастеру, и он сооб щает вам, что деталь, которую  вам установил первый мастер, была плохого качества. Вам снова нужно оплатить ремонт, кроме того, вы теряете много времени, пытаясь отремонтировать телевизор. Вы снова столкнулись с моральным риском со стороны первого мастера, причиной которого стал другой вид асимметрии инфор мации — скрытые действия. Итак, мы можем определить этот вид морального риска следующим образом.

Если покупатели не могут проконтролировать  качество то вара или услуги, которые  они приобретают, то поставщики име  ют стимулы к тому, чтобы поставлять товары низкого качества и предоставлять услуги с минимальными усилиями, без должного усердия и заботливости. Примером скрытой информации могут служить услуги экспертов: врачей, адвокатов, лиц, осуществляю щих ремонт, менеджеров и политиков.

И в первом, и во втором примере страдает не только покупа тель, но и все общество в целом — происходит растрата ресурсов.

В целом моральный риск можно  определить следующим об разом 

Моральный риск — это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим в си-туациях, когда они не ощущают полностью последствий (или не пользуются полными выгодами) своих действий вследствие нео-пределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют возложению всего ущерба (или получению всех выгод) на соот-ветствующего агента.

Ситуации, в которых возникает  моральный риск, характери зуются сочетанием следующих условий:

интересы исполнителя и заказчика  не совпадают, испол нитель преследует свои собственные интересы в ущерб  интересам заказчика;

исполнители застрахованы от неблагоприятных послед ствий своих действий;

заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершенное принуждение.

16. Основные принципы  экономической теории контрактов: классификация контрактов, их структура  и свойства 

Контракт (договор) — соглашение об обмене правомочиями их защите являющееся результатом осознанного свободного выбора индивидов в заданных институциональных рамках.

Хозяйственная практика выработала три  основных типа контракта, каждый из которых  имеет свою преимущественную область применения[5].

1. Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов («если,…то»). Поэтому все возможные будущие события сводятся в нем к настоящему моменту. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента – его участником может быть любой. Классический контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными, основной акцент делается на формальных документах. С выполнением сделки он прекращает существование. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение санкций контракта и все споры по нему решаются в суде.

2. Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Не все будущие события могут быть оговорены в качестве условий при его подписании. Оптимальную адаптацию к некоторым событиям невозможно предвидеть пока они не произойдут. Поэтому участники такого контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнить в случае наступления неоговоренных в контракте событий, поэтому контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему решаются не судом, а органами арбитража.

3. Отношенченский (или  обязательственный) контракт. Такие контракты складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересованность в продолжении отношений здесь играет решающую роль. Дискретность отношений, присущая двум предыдущим формам контрактов здесь полностью исчезает – отношения становятся непрерывными. Неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами, иногда договор вообще не оформляется в виде документа. Личность участников здесь приобретает решающее значение. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского лица, а в ходе неформальных переговоров, двухстороннего торга. Нормой, на которую ссылаются стороны, служит поэтому не первоначальный контракт, а все отношение в целом.

Каждой контрактной  форме соответствует специфический  механизм управления договорными отношениями:

1) Безличный рыночный механизм. Подходит  к одноразовым и повторяющимся сделкам по поводу стандартных товаров.

2) Арбитраж. Распространяется на  нерегулярные сделки по поводу  товаров средней и высокой  степени специфичности.

3) Двухсторонняя структура управления. Это тип характерен для отношенческих  контрактов. Сфера применения  этого механизма управления – регулярные сделки по поводу товаров средней степени специфичности.

4) Унитарное управление (иерархия). Отношения между участниками  договора регулируются прямыми  командами и приказами, а не  рыночными сигналами.

 

Вопрос 19. Сравнительная характеристика неоклассического и институционального подходов к фирме

 

        Закономерностью  развития институциональной структуры  экономики является рост числа,  размеров и влияния крупных  корпораций. Эта закономерность  выражается, прежде всего, в том,  что темпы роста крупного бизнеса существенно опережают темпы роста экономики в целом.

Этот факт требует более глубокого  анализа социально-экономического и институционального феномена корпорации как основного субъекта народного  хозяйства, что обусловливает важность развития теории корпорации.

Эволюция экономической теории, обусловленная развитием рыночной экономики, демонстрирует постепенную смену взглядов на фирму как основного субъекта рыночных отношений и производителя общественных благ (ценностей).

     Все существующие экономические теории можно разделить на 2 группы: технологические и организационные.

     В первой  группе главенствующими являются  классическая и неоклассическая   теории фирмы, где к ней подходят как к конкретизации теории производства и рассматривают фирму через призму производственных функций и производственных взаимосвязей,      В классической экономической теории отдельной теории фирмы не существовало, был лишь общий подход к микроэкономике, в рамках которого фигурировала фирма как субъект хозяйственной деятельности. В классической, а затем и в неоклассической теории под фирмой понимается предприятие (производственная единица), которое рассматривается с позиций ресурсно-технологического подхода. Предприятие - это система преобразования исходных ресурсов в готовую продукцию. Важнейшую роль играет производственная функция.

       Неоклассическая теория на протяжении нескольких десятилетий рассматривала фирму как "черный ящик", непроницаемый и лишенный внутренней структуры, потребляющий на входе факторы производства и выдающий на выходе продукты. Соотношение между факторами и продуктами описывалось с помощью производственной функции, т.е.:

Q = Q(L, К, Т), где

Q – объем производства; L  - труд; К – капитал; Т – технологии.

       Многие комментаторы поэтому указывают на то, что неоклассический подход оторвался от реальности и не учитывает фирму как сложноструктурированную организацию, от процессов, происходящих внутри которой, зависит общий вектор экономической эволюции

     Во второй  группе доминирующим является институциональный подход. Ограниченность неоклассического подхода стала очевидна экономистам в 1930-е гг., и в качестве попытки расширить сферу приложения неоклассической теории зародился новый раздел экономической теории, известный как новая институциональная экономическая теория (НИЭТ). Теория фирмы появилась лишь в 1937 г. благодаря известной статье Р. Коуза. В своей статье "Природа фирмы" он поставил вопрос о том, почему существуют фирмы, ведь во внутреннем пространстве фирм свободный рыночный обмен заменен на административные, иерархические, неравные связи между собственниками и рабочими, собственниками и менеджерами, менеджерами и рабочими?

     Р.Коуз противопоставил  рынок и иерархическую внутреннюю  организацию фирмы как взаимозамещающие механизмы координации экономической активности. Он сказал, что экономическая организация может экономить трансакционные издержки, то есть затраты на поиск информации, на борьбу с оппортунистическим поведением внутри фирмы и они могут быть ниже, чем в том случае, когда каждый субъект экономики был бы независимым продавцом или покупателем.

     Коуз вывел  отношение равновесия между рыночной  средой и внутренней средой  фирмы. Ни рынок, ни фирма не могут и не должны "победить", скорее, в хозяйственной системе устанавливается равновесие, баланс между внутрифирменной административной властью и властью свободных рыночных трансакций.

и стандартная неоклассическая  функция преобразуется в институциональной  теории в следующую функцию:

СА = СА( F, D, С, АS, М, R, U, АРR), где

СА– выбор контрактного соглашения;

F – частота повторения трансакции;

D – длительность трансакции;

С – сложность трансакции;

АS - специфичность актива;

М – сложность измерения результатов;

R – связь с другими трансакциями;

U – степень неопределенности реализации контракта и его исход;

АРR – издержки совершения данного типа трансакций в текущей институциональной среде.

          В рамках  НИЭТ, основываясь на правах собственности на активы, формируется теория прав собственности фирмы,   родоначальником которой является А.Алчиан. 
        Г. Демсец, внесший значительный вклад в развитие данной теории, подчеркнул, что структура собственности создает некоторые внешние трудности: "Акционеры реально владеют акциями, а не компанией, а топ-менеджмент контролирует корпорацию. Чтобы уменьшить влияние менеджерских решений на акционеров требуется дальнейшая модификация юридических прав собственности". 
       Опираясь на агентскую теорию прав собственности, модель фирмы выглядит как пучок контрактов между субъектами, которые отличаются от "экономического человека" лишь ограниченной рациональностью и склонностью к оппортунистическому поведению. Как отмечает Г. Демсец, "…отлынивание, оппортунизм и репутация вынесены на передний план"

      Таким  образом, под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.

Если суммировать достижения неоинституциональной теории фирмы, то можно выделить следующее:

1. Показано, что фирма представляет собой механизм координации хозяйственной деятельности, принципиально отличный от рыночного механизма свободных цен.

2. Показано, что масштаб фирмы зависит от двусторонней экономии трансакционных издержек, то есть издержек осуществления рыночных трансакций и издержек административного управления.

3. Намечена связь между разнообразием организационно-управленческих форм фирмы, трансакционными издержками и внешней средой.

4. Указано, что фирма может и должна быть представлена как пучок прав собственности на ресурсы, которые обмениваются и закрепляются долгосрочными контрактами, которые представляют собой фирму и связаны с тем или иным распределением трансакционных издержек.

 

ВОПРОС 23. Понятие институциональной  структуры. Иерархия правил и институтов.

 

Институты играют важную роль в достижении конкурентоспособности и в успешном развитии страны в целом. Формирование и эффективное функционирование институтов является необходимым условием сбалансированности воспроизводственного процесса, поскольку сокращает объем трансакционных и трансформационных издержек для предпринимателей и общества.

      Институциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.

Систему социально-экономических  институтов, влияющих на направления  и формы реализации экономических  интересов субъектов хозяйственной деятельности, можно определить как институциональную структуру

Уильямсон приводит наиболее общее  её определение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и  потребления».

Среди базовых экономических институтов можно выделить следующие:

-  во-первых, это права собственности: 

- во-вторых, это свободная цена, определяемая динамикой спроса  и предложения в условиях, по  меньшей мере, несовершенной конкуренции. 

Отмеченные выше два базовых  экономических института воспроизводятся через деловые практики, или хозяйственные действия участников рынка, без которых данные правила оказываются безжизненными и абстрактными предписаниями.

      Институты неоднородны.  Их можно разбить на две  большие группы – неформальные и формальные.

      Неформальные  институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"