Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы рыночной экономики".
Б) цена при заключении сделки не определяется, а расчеты по ней будут производиться по курсу дня исполнения сделки, либо по курсу любого другого заранее оговоренного дня в будущем. Эта сделка носит спекулятивный характер, а игра идет "на интерес". Если цена на день заключения сделки неизвестна, то сделка обеими сторонами заключается вслепую. При этом покупатель делает расчет на падение курсовой стоимости, а продавец - на ее рост. Кто вернее рассчитает (или угадает), тот и выиграет;
В) фьючерсная сделка осуществляется на основе фьючерсных контрактов. Фьючерсный контракт - это стандартный биржевой договор купли-продажи финансового актива в определенный момент времени в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения. Отличительные черты фьючерсного контракта:
- биржевой характер.
Фьючерсный контракт - это биржевой
договор, который разработан
- стандартизация договора по всем параметрам (наименование фондового актива, объем, срок исполнения и т.д.), кроме цены. Цена контракта устанавливается участниками сделки на момент ее заключения;
- биржа является
гарантом выполнения
- особый механизм
заключения, обращения и исполнения
сделок. Следствием этого являлась
специализация некоторых
Фьючерсная сделка - это чисто спекулятивная сделка. При ее заключении чаще всего покупателю не нужен финансовый актив, являющийся объектом сделки, а продавец его не имеет. Игра здесь идет опять же "на интерес". Предположим, что заключен фьючерсный контракт на куплю-продажу 1000 акций Газпромa через 6 месяцев после заключения сделки с ценой исполнения 7 руб. за акцию. Заключив такой контракт, стороны приняли на себя обязательства по его исполнению, а именно: покупатель обязуется приобрести 1000 акций Газпромa по цене 7 руб. за акцию в оговоренный срок, а продавец - их продать на тех же условиях. Допустим, что в оговоренный в контракте срок исполнения договора курсовая стоимость акций установилась на отметке 7,15 руб. Расчет по сделке осуществляется, как правило, не поставкой акций покупателю и переводом денег продавцу, а выплатой разницы проигравшей стороной выигравшей. Кто же в нашем примере выиграл, а кто проиграл? Проигравшей стороной является продавец, который обязан продать акции по 7 руб. при курсовой стоимости 7,15 руб. А выигравшей стороной является покупатель, который приобретает акции дешевле курсовой стоимости. Поэтому продавец выплачивает покупателю 150 руб. (1000 акций S 0,15 руб.)
Большинство из рассмотренных выше видов сделок на фондовой бирже носит спекулятивный характер - фьючерсные, арбитражные сделки, сделки в кредит и без покрытия. Более того, подавляющее большинство сделок, в том числе и кассовые сделки, также носят спекулятивный характер. Но страшного в этом ничего нет. Мировой опыт показывает, что деятельность спекулянтов на фондовой бирже, которых более корректно называют биржевыми игроками, приносит больше пользы, чем вреда:
Конечно, биржевые спекулянты могут создавать проблемы. Их обычно делят на две группы - "быки" и "медведи". "Быки"- это профессиональные игроки на бирже, которые играют на повышение цен, а "медведи" - на понижение. Крупная игра на повышение или понижение может вызвать на фондовой бирже панику, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому их деятельность на бирже регулируется и контролируется. Особую опасность могут представлять некоторые виды биржевых операций, например, покупка в кредит, и особенно продажа без покрытия. Поэтому объемы и другие параметры таких сделок ограничиваются, а их проведение находится под жестким контролем.
Вопрос 37.
Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики:
Первая из основных её функций - обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.
Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации). Отношения принудительного социального донорства в корне своём антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых форм антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны.
Вторая из основных функций социальной политики - обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти, и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.
Третья основная функция социальной политики - обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
Четвёртая основная функция социальной политики - налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.
Пятая основная функция социальной политики - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
Шестая основная функция социальной политики - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.
Содержание социальной политики: основные сферы осуществления социальной политики
Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.
Вопрос 39. Особенности российских кризисов 1998 и 2008 года.
Сравним российские кризисы 1998-1999 годов и 2008-2009 годов.
Этап осознания кризиса
1998-1999: В течение нескольких недель до дефолта 19 августа поступали тревожные сигналы. Центробанк из своих очень скромных в то время валютных ресурсов тратил примерно 2 млрд. долларов в неделю на выплату непомерно высоких процентов по ГКО и поддержание нереально завышенного курса рубля. Но официальное объявление дефолта, начавшийся обвал курса рубля и коллапс многих банков в считанные дни помогли осознать наступление кризиса. К началу сентября 1998 года иллюзий не осталось. Наличие в 1998 году большего количества относительно независимых телеканалов и печатных СМИ способствовало тому, что приход кризиса осознали не только владельцы и руководители бизнесов, но и значительная часть населения.
2008-2009: Падение индексов фондового рынка началось в июне 2008 года и к августу достигло весьма значительных размеров (около 30%). Вывод иностранных капиталов из России принял характер бегства (около 50 млрд. долларов в августе 2008 года). Но высшее руководство страны упорно не признавало начало кризиса и говорило о том, что мы испытываем последствия финансового кризиса в США и наших резервов достаточно, чтобы Россия смогла пережить сложившуюся ситуацию без серьезных потрясений. До ноября-декабря 2008 года высшие руководители не употребляли слов «кризис» применительно к России и реальных антикризисных мер не принимало. Центробанк продолжал поддерживать завышенный курс рубля, что создало благодатную среду для масштабных валютных спекуляций, в том числе банками, получившими государственную поддержку. При этом фондовый рынок в России продолжал обвальное падение, а уход массовый уход иностранного капитала из России продолжался. Реально осознание того, что в России очень серьезный экономический кризис наступило у владельцев бизнесов в октябре-ноябре 2008 года. Но население, получающее успокаивающую информацию о ситуации в стране в основном через государственные телеканалы, осознало приход кризиса позже.
Этап активного сокращения затрат
1998-1999: В течение сентября-октября 1998 года большинство компаний отреагировало на кризис существенным снижением затрат. В 1998 году это облегчалось тем, что во многих компаниях оплата труда была установлена в долларах и выплачивалась «в конвертах». Обычным делом стали внутренние корпоративные курсы доллара, которые существенно отличались от курсов Центробанка.
2008-2009: Реакция компаний наступила позже и оказалась более растянутой. Активное сокращение затрат в основном было проведено в ноябре-декабре 2008 года. Проведение мероприятий по сокращению затрат осложнялось тем, что значительная часть наемного персонала запаздывала с осознанием кризиса и была психологически менее готова к действиям компаний по сокращению персонал и снижению оплаты труда. Это также является одной из причин того, что действия компаний по высвобождению персонала и снижению оплаты труда продолжаются в 2009 году.
Этап неопределенности
1998-1999: В ноябре 1998 года курс рубля упал примерно в 3 раза по сравнению с августом, дальнейшее снижение приняло боле плавный характер, определяемый рыночными механизмами. Вывод иностранного капитала из России составил около 10 млрд. долларов и в основном закончился. Новые условия ведения бизнеса в основном стали ясны уже в ноябре 1998 года.
2008-2009: В течение длительного времени Центробанк за счет валютных интервенций осуществлял постепенное снижение курса рубля и относительная стабилизация наступила лишь в начале февраля 2009 года. Фондовый рынок упал примерно в 3-4 раза и тоже стабилизировался. Но по сравнению с 1998 годом экономика России оказалась гораздо более зависимой от мировых цен на нефть. В начале 2009 года мировая цена нефти Brent установилась на уровне 40-45 долларов за баррель. Но нет надежных прогнозов того, какой будет цена после окончания отопительного сезона в северном полушарии, каковы будут размеры экспорта нефти и валютные доходы России от экспорта нефти. Нет никаких гарантий того, что она не продолжит снижение (в 1998-1999 годах цена была в интервале от 10 до 20 долларов за баррель). Кроме того цена на экспортируемый газ, привязанная с некоторой отсрочкой к мировой цене на нефть, о втором полугодии упадет примерно вдвое. Плюс мировая рецессия не позволяет определить спрос на металлы и ряд других товаров российского экспорта. А неясный на 2009 год курс рубля не позволяет рассчитать реальную стоимость импорта, от которой многие отрасли нашей экономики находятся в высокой степени зависимости. Все это приводит к тому, что завершение этапа неопределенности для большинства компаний завершится в апреле–мае 2009 года. Но, судя по выступлениям ряда авторитетных экспертов, единого мнения по этому вопросу в России нет.
Информация о работе Шпаргалка по "Основам рыночной экономики"