Шпаргалка по "Основам рыночной экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы рыночной экономики".

Файлы: 1 файл

Зачет по ОРЭ.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Физический  капитал

 

Физический (реальный или производственный) капитал —  вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства: машины, оборудование, здания, сооружения, земля, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемые для производства товаров и услуг.

Денежный капитал

 

Денежный капитал (денежная форма капитала) — деньги, предназначенные для приобретения физического капитала. Нужно обратить внимание, что непосредственное владение этими деньгами не приносит дохода, то есть они не становятся капиталом автоматически. Этим они отличаются от финансового капитала в форме денег на депозите.

 

Понятие «структура капитала»

 

 

    В  наиболее общем виде понятие  «структура капитала» характеризуется как

соотношение собственного и заемного капитала организации, но при этом в

понятия «собственные средства» и «заемные средства»  может вкладываться

различное содержание.

    Изначально      понятие       «структура      капитала»   рассматривалось

исключительно как соотношение используемого  организацией уставного

капитала и  долгосрочного заемного капитала. Исходя из такой трактовки

содержания  этого понятия, практически все  классические теории структуры

капитала построены  на исследовании соотношения акций (представляющих

собственный капитал) и облигаций (представляющих заемный  капитал) в

составе капитала организации.

    На  современном этапе появилась  тенденция рассматривать все  виды как

собственного, так и заемного капитала организации. При этом в составе собственного капитала рассматривается не только уставный капитал, но и

созданные организацией фонды и резервы, а также предполагаемая к реинвестированию    вновь      сформированная    прибыль     (нераспределенная прибыль). Заемный капитал также рассматривается во всех формах его привлечения   организацией,      включая    финансовый      лизинг,   товарный (коммерческий) кредит всех видов, внутреннюю кредиторскую задолженность и др.

    Современная    трактовка     понятия   «структура    капитала»    позволяет

существенно    расширить       сферу   практического     использования    этой

теоретической концепции:

    1) при  такой трактовке теоретический  базис концепции структуры

капитала полностью  синхронизируется с концепцией стоимости капитала, что позволяет комплексно использовать их инструментарий в целях повышения рыночной стоимости организации;

    2) трактовка  позволяет теснее увязать эффективность  использования

капитала с  эффективностью использования активов, в которые он авансирован. В этом случае может быть элиминирована роль структуры капитала в обеспечении роста эффективности использования совокупных активов;

    3) она  позволяет исследовать особенности  и разрабатывать рекомендации

не только для  крупных организаций, но и для средних и малых, доступ которых на рынок долгосрочных капиталов ограничен.

    Управление  структурой капитала заключается  в создании смешанной его

структуры, представляющей такое оптимальное соотношение  собственных и заемных   источников,   при     котором    минимизируется    средневзвешенная стоимость капитала и максимизируется рыночная стоимость организации.

 

 

Вопрос10

1.Понятие рынка.

Рынок - это одна из важнейших категорий товарного  хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом.

 Вводного  определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости  этого понятия, его исключительной  многогранности. Отчасти из-за характера  содержания этой категории. Так  еще в глубокой древности рынком  называли торговую площадь в центре города, где выставлялись товары на продажу, и отождествление рынка с местом продажи сохранилось вплоть до настоящего времени.

 К определению  рынка можно подойти через  последование связей между производством  и потреблением. Производство, как известно существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других - обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.

 Рынок как  система представляет собой определенное  равновесное сочетание двух начал  - стихийного, конкурентного и организующего,  монопольного.

 Основой  стихийности рынка, конкурентного  начала является участие в  конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, у которых разные условия производства, обусловленные индивидуальными характеристиками товара.

 Монопольное  начало предполагает наличие  у узкой группы производителей  конкретного товара элементов  сговора; определенного единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, согласованных, предвидимых действий.

Сочетание между  конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом  является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.

Рыночный механизм, где сочетание конкуренции и  монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывая худших.

 

2.Основные элементы  рынка

 Если рассматривать  рынок как форму связи производства  и потребления через обмен,  то в качестве его элементов  можно назвать следующие:

свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);

конкуренция (без  конкуренции получаем рынок производителя);

рыночная инфраструктура>> - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции.

3.Структура рынка

Структуру рынка  можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие  от обеспечения производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствие с этим рынок имеет многообразную структуру >>. По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, рынок информации и научно-технических разработок. В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие - рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.).

Некоторые экономисты в зависимости от объекта рыночных отношений выделяют три группы рынков >>. В каждой из них выделяют соответствующие  специализированные рынки.

В просторанственном  разрезе выделяются местный (локальный) рынок, который ограничивается одним  или несколькими районами страны; национальный рынок, охватывающий всю  национальную территорию; региональный по группе стран; всемирный, мировой  рынок, включающий все страны мира.

По механизму  функционирования существуют:

свободный рынок, регулируемый на основе свободной конкуренции  независимых товаропроизводителей;

монополизированный  рынок, где условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

государственно-регулируемый рынок, где важная роль принадлежит  государству, которое использует различные  инструменты воздействия.

 Иногда выделяют  и планово-регулируемый рынок.  Здесь ведущая роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения принадлежит плану, существует централизованное планирование и регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

По механизму  функционирования различают рынки  совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции представляет собой саморегулирующую систему рыночных отношений. К рынкам несовершенной конкуренции относятся монополизированные и регулируемые рынки.

В соответствии с действующим законодательством  различают легальный или официальный рынок, и нелегальный или теневой рынок.

По степени  насыщенности выделяют равновесный  рынок, в котором спрос и предложение  примерно совпадают; дефицитный рынок, где спрос превышает предложение; избыточный рынок, когда предложение превышает спрос.

 

 

 

 

 

11. Функции рынка

К функциям рынка  относятся:

 

- информационная  — рынок дает его участникам  информацию о необходимом количестве  товаров и услуг, их ассортименте  и качестве;

 

- посредническая  — рынок выступает посредником  между производителем и приобретателем;

 

- ценообразующая  — стоимость складывается на  рынке на основе взаимодействия  спроса и предложения, с учетом  конкуренции; 

 

- регулирующая  — рынок приводит в равновесие  спрос и предложение; 

 

- стимулирующая  — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими издержками и получать достаточную выгода.

 

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие  на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

 

1) Самая важная  функция рынка - регулирующая. В  рыночном регулировании большое  значение имеет соотношение спроса  и предложения, влияющее на  цены. Растет стоимость — сигнал  к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

 

2) Ценообразующая  функция рынка возникает при  столкновении товарного спроса  и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

 

3) Стимулирующая  функция осуществляется с помощью  рыночных цен. В данном случае  стимулируется эффективность экономики.  Цены “вознаграждают” дополнительной доходом тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает затраты. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение издержек на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

 

4) Информирующая  функция рынка. Рынок представляет  собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим  субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через кокретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

 

5) Посредническая  функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией приобретатель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

 

6) Оздоравливающая  (санирующая) функция жестока, но  экономически оправдана. Рынок  "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Т.е. предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из "игры" по причине убытков и банкротства. Экономический успех, дохода других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, выгод и денег.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам рыночной экономики"