Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы рыночной экономики".
На сегодняшний день в социальной сфере на селе произошли большие перемены. Во многих деревнях открыты дома культуры, детские сады, для детей созданы кружки. Ведется строительство жилья для молодых специалистов, что делает привлекательной жизнь и работу в сельской местности.
Экономические
последствия загрязнения
Определяя экономический ущерб в сельском хозяйстве от загрязнения окружающей среды следует учитывать экологическую и социальную (эстетическую, воспитательную, декоративную и т. д.) ценности некоторых видов сельскохозяйственных культур и угодий, которые, однако, трудно определить. Важное значение для России имеет вопрос о включении в земельный оборот сельскохозяйственных угодий, загрязненных промышленными и радиоактивными отходами.
Аграрная реформа
– это процесс изменения
Вопрос 27.
Понятие и особенности формирования рынке труда Рыночная система представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков, охватывают различные сферы человеческой деятельности. Эти рынки взаимодействуют между собой на основе цен, формирующихся на них под воздействием спроса и предложения, конкуренции и т.д. Рыночные цены являются той информацией, что дает возможность поставщикам и потребителям ресурсов принимать необходимые экономические решения и согласовывать их. Рынок труда - это прежде всего система общественных отношений, связанных с покупкой и продажей товара "рабочая сила". Кроме того, рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно трактовать и как механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. Особенность рынка труда состоит в том, что он охватывает не только сферу обращения товара "рабочая сила", но и сферу производства, где наемный работник работает. Отношения, которые здесь возникают, затрагивающих важные социально-экономические проблемы, а потому требуют особого внимания со стороны государства. В рыночной экономике рынок труда охватывает всех способных работать: как занятых, так и не занятых наемным трудом. Итак, рынок труда - это рынок наемного труда. Он охватывает отношения от момента найма работников на работу до их увольнения. Для возникновения, формирования и функционирования рынка труда необходимы определенные условия. Прежде всего должны быть обеспечены правовые условия функционирования этого рынка, возможность свободного передвижения на нем граждан, свободного выбора работы, то есть юридическая свобода работника, возможность самостоятельно распоряжаться своей способностью работать. Однако этого недостаточно, поскольку, с экономической точки зрения, владелец рабочей силы вынужден продавать ее тогда, когда у него нет всего необходимого для ведения своего хозяйства как источника для получения средств существования, или когда доход из других источников недостаточно. Покупателем товара "рабочая сила" на рынке выступает предприниматель, который имеет все необходимое для ведения собственного хозяйства. Помимо своей работы, предприниматель привлекает других работников за определенное денежное вознаграждение. Происходит обмен индивидуальной способности к труду на средства существования, необходимые для воспроизводства рабочей силы, а также осуществляется размещение работников в системе общественного разделения труда страны. Важным условием формирования и функционирования рынка труда является соответствие работника требованиям рабочего места, а предложенного места - интересам работника. Рынок рабочих мест как составляющая рынка труда, отражает потребность в рабочей силе, прежде всего характеризуется количеством вакансий на предприятиях и в организациях. При этом учитывают вакансии как тех предприятий и организаций, которые уже функционируют, так и тех, что только вводятся в действие. Кроме того, учитываются и те рабочие места, на которых работники не удовлетворяют работодателя, и поэтому он ищет им замену. Необходимыми условиями функционирования рынка труда является также организация единой, замкнутой по территории страны и эффективно действующей системы бирж труда; широкомасштабная система профессиональной ориентации, профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки; наличие в территориальных органов исполнительной власти необходимых финансовых и материальных средств, достаточных для организации эффективной работы системы трудоустройства, организации общественных работ, стимулирование занятости, социальная поддержка граждан, включая безработных и членов семей, находящихся на их иждивении, и др. Элементами рынка труда являются: товар, который он предлагает, спрос, предложение и цена. Элементами рынка труда является также спрос на рабочую силу и ее предложением. Спрос может быть индивидуальным и совокупным. Совокупный спрос на рабочую силу - это рыночный спрос со стороны всех фирм, организаций, представленных на рынке. Индивидуальный спрос на рабочую силу - это спрос отдельного работодателя (Предпринимателя, фирмы). Он зависит от: • спроса на продукцию фирмы, так как рабочая сила необходима как производственный ресурс для производства других товаров и услуг, т.е. спрос на рабочую силу зависит от спроса на продукт фирмы, организации; • состояния производства, в частности, особенностей технологического процесса, размеров и эффективности капитала, который используется, методов организации производства и труда и т.д.; • качества труда, определяемого уровнем образования, профессионализмом, производительностью работника; • фонд заработной платы, которая может работодатель предложить для найма определенного количества работников, поскольку чем больше общий размер этого фонда, тем более наемных работников может нанять работодатель, и наоборот, чем выше заработная плата каждого работника, тем меньшее количество их с помощью фонда зарплаты будет нанята. Регулирования спроса на рабочую силу требует анализа факторов, влияют на него. Увеличение спроса можно достичь путем его стимулирования через создание новых постоянных или временных рабочих мест, развитие нестандартных форм занятости, прямых инвестиций в создание и реконструкцию рабочих мест. Росту спроса способствует также: внедрение льготного налогообложения и кредитования для тех отраслей и регионов, в которых целесообразно увеличить количество рабочих мест; применение прямых выплат предприятиям за каждого нанятого работника, возмещение предприятию затрат, связанных с поиском, обучением и наймом на работу сотрудников. Вместе должны быть установлены определенные юридические ограничения по росту занятости, в частности через предоставление возможности индивидуального регулирования рабочего времени, снятие ограничений по сокращению количества работников, возможности освобождения их в случае уменьшения объема работ. Государство должно экономически заинтересовывать предприятия принимать участие в обеспечении занятости менее конкурентоспособных слоев населения, таких как молодежь, инвалиды, женщины с маленькими детьми. В случае сокращения спроса на рабочую силу целесообразна жесткая кредитная политика, установление дополнительного налога за использование труда тружеников, уменьшение инвестиций. Формирование спроса на рабочую силу осуществляется под воздействием таких факторов: прироста величины трудовых ресурсов, соотношение занятого и незанятого населения, использование мало конкурентных групп населения, особенностей пенсионного законодательства, а также кадровой политики на каждом предприятии. Предложение рабочей силы характеризует численность трудоспособных людей с учетом их пола, возраста, образования, профессии, квалификации и др. Соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения складывается под влиянием конкретной экономической и социально-политической ситуации, изменения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня реальных доходов населения Субъектами рынка труда являются также посредники между работодателями и наемными работниками - государство, профсоюзы и союзы работодателей. Рыночный механизм представляет собой единство двух составляющих: стихийных регуляторов спроса и предложения рабочей силы и регулирующего воздействия государства на эти процессы. Регулирование рынка труда осуществляется для обеспечения соответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением по объему и структуре, т.е. имеет целью достижение их эффективной сбалансированности. В условиях рыночных отношений любые диспропорции в производстве приводят к нарушению пропорций рынка труда, т.е. соотношения между совокупной величиной спроса на рабочую силу и ее предложением, спросом на рабочую силу и ее предложением по отраслям, регионам, соотношение между спросом на определенные профессии, специальности и их предложением.
Вопрос 28.
Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать "горб" в виде хронически убыточных крупных промышленных предприятий
Вопрос 30.
Экономическая функция государства
важнейшая функция
государства — экономическая. Она
является предметом дискуссии. Высказывается
мнение, что государство не должно
активно участвовать в
Экономические функции государства
Экономических функций государства много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Мы здесь рассмотрим в качестве основы для нашего анализа следующие формы экономической деятельности государства, учитывая при этом неизбежность их частичного совмещения. Во-первых, некоторые экономические задачи государства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы, так как сама по себе она недостаточна эффективна. В этой сфере отметим следующие важнейшие виды деятельности правительства: 1. Защита конкуренции. Путем выполнения этой группы задач государство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции государства: 2. Перераспределение дохода и богатства. 3. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта. 4. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете, банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуга. Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. В широком смысле монополия - это ситуация, при которой число продавцов становиться столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заменяет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, и не целям удовлетворения потребностей общества в целом. То есть монополия порождает нерациональное распределения экономических ресурсов. В России государство пытается установить контроль над доминирующем положением на рынке. В первом случае, в отношении «естественных монополий», то есть тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, правительство образовало Федеральную службу по регулированию естественных монополий в области связи, и Федеральную службу по регулированию монополий на транспорте. Президент РФ Борис Ельцин 22.09.98 подписал указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», где деятельность вышеуказанных служб упразднена и полномочия переданы Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, также упразднены Государственный антимонопольный комитет РФ и Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства. Даже при обеспечении правовой основы для капиталистических институтов и защиты конкуренции все еще существует необходимость в выполнении правительством ряда других экономических функций. Рыночной системе, в ее оптимальном варианте, все же присущи погрешности и недостатки, вынуждающие государство стимулировать и модифицировать ее функционирование. Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Рыночная система приносит крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретенного образования и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или доставшимися по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены нашего общества обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и квалификацию. Все эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того, многие престарелые, лица с физическими и умственными недостатками, иждивенцы, подобно безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче, рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой. Государство взяло на себя задачу уменьшить неравенство доходов в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Во-вторых, государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Также государство может непосредственно вмешиваться в рыночный механизм, устанавливая предельные цены для товаров первой необходимости, а также минимальные ставки заработанной платы. Более того, оно может субсидировать некоторые жизненно важные отрасли экономики, например, сельское хозяйство. Все эти меры, несмотря на сопротивление, наиболее обеспеченных граждан, позволяют поддерживать определенный жизненный уровень населения. Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо производила «не те» количества определенных товаров и услуг, либо оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск, которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов или побочными эффектами, другой - с государственными или социальными благами. В частности, такие блага и услуги, как улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, вполне могут подпасть под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночной системы. Однако, все это услуги, которые влекут за собой значительные выгода перелива, из чего следует, что рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Подобные товары и услуги иногда называют квазиобщественными (квазигосударственными) благами. Можно понять непрекращающиеся споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства. Должны ли эти блага индивидуального пользования обеспечиваться через рыночную систему, или это квазиобщественные блага, которые государство должно предоставлять? Исторически сложилось так, что самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция правительства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать частной экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. В данном месте мы ограничимся лишь общей характеристикой и подчеркиванием роли (не вдаваясь в ее исчерпывающие объяснение) стабилизационной функции правительства. Ключевой момент здесь сводиться к тому, что уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Многие экономисты полагают, что в капиталистической системе нет механизмов, поднимающих совокупные расходы именно на тот уровень, который может обеспечить полную занятость. Возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные расходы, чтобы объем расходов - частных и государственных - был достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод - правительственные расходы и налогообложение, - какой оно использует для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно, правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяет производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть, главным образом, сокращением собственны расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора. Хотя этот перечень четырех функций государства обычно служат базой для анализа его экономической роли, но большинство государственных форм деятельности и политических мер, так или иначе, оказывают влияние на все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.
Вопрос 31. Методы прямого и косвенного участия в экономике.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
ГРЭ непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные методы, которые и образуют инструменталии ГРЭ.
Выбор инструментов ГРЭ характера и механизма их использования не должно быть случайным, а определяется наиболее оптимально выбранной стратегией и путями развития экономики. Более того, набор инструментов государственного воздействия может быть одним и тем же в разных странах, но здесь имеет место политическая, экономическая и социальная специфика, различные цели и задачи особенно в краткосрочном периоде.
Методы государственного регулирования
Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику.
Прямое воздействие предполагает использование административных методов.
Косвенное — только экономических методов.
Особенности административных методов:
Они не связаны с созданием доп материальных стимулов для их реализации
Базируются на силе и авторитете государственной власти
Включают меры запрета, разрешения и принуждения
Предусматривают организацию управления предприятиями, государственного сектора экономики, государственной собственности.
Экономические методы:
Государственное, экономическое прогнозирование. Оно основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике и в его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической системы и формируется экономическая политика государства.
Государственное
экономическое
Объекты программ — отрасли, регионы, сферы НЭ и т. д.
Бюджетно-налоговое регулирование. Оно представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.
Налоги являются источником доходной части бюджета, то следует совершенствовать налоговую систему. Необходимо также усиление роли бюджетно-налоговой системы для целей совершенствования бюджетного федерализма.
Совершенствование бюджетного федерализма связано с разграничением налоговых полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов.
ДКП. Она осуществляется Центробанком и должна быть направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.
В процессе реализации ДКП используются как методы прямого воздействия, так и косвенного воздействия.
К методам прямого воздействия относятся:
Целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно – финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам.
Установление «кредитных потолков» — ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности. прямой контроль за установлением уровня % ставок — это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов.
Косвенные методы:
Регулирование
минимальных резервных
Осуществление дисконтной политики
Купля-продажа иностранной валюты
Регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков
Изменение курса национальной валюты
Эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов
Продажа-покупка государственных ценных бумаг
Инструмент воздействия на экономику через государственный сектор.
Государственный сектор как инструмент воздействия на основные социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:
Выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры
Поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест
Формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства.
Аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета
Развитие и подготовка научных кадров
Интенсификация
внешней экономической
Вопрос 32. Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
— жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;
— дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;
— поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей);
— поощрение диверсификации;
— антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.
Дефляционная политика
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.
В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:
— или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения;
— или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;
Информация о работе Шпаргалка по "Основам рыночной экономики"