Шпаргалка по "Основам рыночной экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы рыночной экономики".

Файлы: 1 файл

Зачет по ОРЭ.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Неценовая конкуренция  — метод конкурентной борьбы, в  основу которого положено не ценовое  превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства[1].

 

Неценовая конкуренция  основана на предложении товара более  высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама[2].

 

От неценовой  конкуренции следует отличать скрытую  ценовую конкуренцию, которой фирмы  вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

К числу неценовых  методов конкуренции относятся  все маркетинговые методы управления фирмой

 

 

 

 

Вопрос 21.

 

Антимонопольная политика

 

Как вы уже знаете, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

 

Когда же предприниматели  заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе  рынка или уровне цены, то потребители  вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

(Таблица, как  у нас в тетради)

Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

 

Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

 

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это — снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот — поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, к т.д.

 

Наиболее эффективной  и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель — регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

 

В хозяйственной  практике российской экономики важно  понятие «доминирующее положение  на рынке» хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного  товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35 %), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП («крупным слиянием» признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более 35 % акций). ГКАП может принимать решения и о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушение закона.

 

В 1991 году был  утвержден «Государственный реестр Российской Федерации объединений  и предприятий-монополистов», в который  включены предприятия, производящие более 35 % продукции на каком-либо товарном рынке. Для этих предприятий установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения свободных цен, государственного регулирования цен республиканскими и местными органами, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства (в натуральном выражении).

 

 

Вопрос 22.

Общая концепция  перехода России к рыночной экономике  —  это  концепция

стратегического взаимодействия с Западом. Путь, по которому  Россия  реально могла  пойти к новым переменам, во многом  зависит  от  характера  и  степени участия Запада в этих процессах.

      Концепция стратегического взаимодействия  не нова. Она была сердцевиной  плана Маршалла. В 1947 г. Государственный  секретарь США Дж. Маршалл   впервые выступил в Гарварде  с обращением, в  котором он  бросил  вызов европейским

государствам. В  нем  говорилось,  что  если  эти  страны  смогут  совместно

разработать план того «как поставить  на  ноги  экономику  Европы»,  то  США

окажут им поддержку  и предоставят свой финансовые ресурсы  для  такого  плана

действия  в  той  мере,  в  какой  они  сочтут  это  для  себя   практически

целесообразным.

      И хотя этот факт затерялся   на  страницах  исторических  исследований,

среди стран, приглашенных участвовать в программе американской помощи в то

время, был Советский  Союз и страны Восточной Европы. Однако Сталин  отклонил

это  предложение  и  Советский  Союз  стал  самостоятельно   восстанавливать

послевоенную  экономику.

      Идея Маршалла в США была  встречена со скептицизмом. Одни  говорили, что

после пяти лет  войны ограниченные ресурсы страны  в  первую  очередь  должны

быть направлены на решение  внутренних  проблем.  Другие  находили  странной

мысль о том, что доллары, необходимые Америке, могут  пойти в страны,  среди

которых ее недавние враги, чьи солдаты еще недавно убивали американских

солдат.  И  может    быть,   самым   невероятным   для   специалистов   было

предположение, что страны Европы смогут стать мирным сообществом наций.

      Тем не менее, Маршалл продолжал  верить, что интересы  Америки требуют

по-настоящему  скоординированной  работы  с  европейскими  странами  в  деле

строительства  их  будущего.  Он  был  убежден,  что  тесное  сотрудничество

европейских государств, обусловленное щедрой помощью Америки, может  сделать

реальным мир  и процветание, о котором прежние  поколения едва ли  могли  даже

мечтать. В  80-90-х  гг.  правительству  Советского  Союза  была  предложена

программа мероприятий  по переходу к  рыночно-демократическому  обществу  под

названием «Согласие  на шанс». Эта программа была  разработана американскими

учеными Гарвардского университета совместно  с  экономистами  из  Советского

Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др.

      В соответствии  с  этой  программой  в  экономической   сфере  основным

принципом являлось создание рыночной экономики и  ее  интеграция  в  мировое

хозяйство,  т.е.:  во-первых  -  легализация  основных  Экономических  прав,

начиная с утверждения  прав собственности; во-вторых -  приватизация  большей

части государственных  предприятий;  в-третьих  -  демонополизация  в  целях

создания новых  предприятий и свободной конкуренции  предприятий; бюджетная  и

денежная стабилизация за счет резкого сокращения  государственных  расходов,

субсидий, расходов на оборону и т. п.; либерализация  цен  для того,  чтобы

они могли определяться силами спроса и предложения, действующими  на  рынке;

нормализация  внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

      За период 1985-1991 гг. Советский Союз  сделал первые шаги  на  пути  к

демократии: свободные  выборы  республиканских  и  местных  органов  власти,

отказ от конституционного закрепления монополии  КПСС  на  власть,  принятие

законов,   гарантирующих    независимость    печатных    изданий,    свободу

вероисповедания и выезда из страны.

      Часть властных полномочий уже передана с союзного  на  республиканский

уровень, значительно  возросли права местного самоуправления.

      Качественно  новый  этап   политических   реформ   открыло   Заявление

Президента  СССР и лидеров девяти союзных  республик от  23  апреля  1991  г.,

где было предусмотрено: завершение работы над новым Союзным  Договором  между

суверенными республиками; в течение 6 месяцев  со  дня  подписания  Договора

подготавливается  и принимается новая Конституция  Союза; за  принятием  новой

Конституции следуют  выборы новых союзных органов  власти;  признается  право

всех республик  свободно  определять  свое  членство  в  Союзе;  запрещается

дискриминация по национальному признаку.

      Этот план, по мнению разработчиков,  позволит  создать  новый  Союз  на

принципах добровольности, равноправия и  зашиты  прав  человека;  переломить

тенденцию дезинтеграции  СССР.

 

Вопрос 23.

500 дней —  неосуществленная программа преодоления  экономического кризиса в Советском  Союзе в 1990 году, путём перехода на рыночную экономику.

 

Программа была предложена Станиславом Шаталиным  и доработана его рабочей группой  под руководством (экономического советника  Михаила Горбачёва).

 

Перед началом  работы над проектом Горбачёв заверил  Шаталина, что серьёзно относится  к радикальному реформированию советской экономики.

Суть программы

 

Первый этап программы (100 дней) предусматривал приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. На базе Госбанка СССР создавалась Резервная система.

 

Второй этап (100—250-е дни) — либерализация цен

 

Третий этап (250—400-е дни) — стабилизация рынка

 

Четвёртый этап (400—500-е дни) — начало подъёма

 

В целом программа  содержала следующие предложения: 1) приватизация государственной собственности 2) децентрализация управления экономикой 3) предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства

Авторы

Шаталин, Станислав  Сергеевич

Петраков, Николай  Яковлевич

Явлинский, Григорий Алексеевич

Алексашенко, Сергей Владимирович

Вавилов, Андрей Петрович

Григорьев, Леонид Маркович

Задорнов, Михаил Михайлович

Мартынов, Владлен  Аркадьевич

Мащиц, Владимир Михайлович

Михайлов, Алексей  Юрьевич

Фёдоров, Борис  Григорьевич

Ярыгина, Татьяна  Владимировна

Ясин, Евгений  Григорьевич

Баев, Юрий Иванович

 

 

Вопрос 24.

Ваучерная приватизация проводилась  в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные  акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали  выкуп государственных предприятий  и их преобразование в акционерные  общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.

 

Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным Советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от нее в пользу постепенной приватизации за деньги[1]. Однако, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учетом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено[1].

Информация о работе Шпаргалка по "Основам рыночной экономики"