Шпаргалка по "Основам рыночной экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы рыночной экономики".

Файлы: 1 файл

Зачет по ОРЭ.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

 

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения  в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции» .

 

Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией  о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, — ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

 

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

 

— большое количество мелких продавцов и покупателей,

 

— продаваемый  продукт однороден у всех производителей, и: покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления  покупки,

 

— невозможность  контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

 

— полная свобода  «входа» на рынок и «ухода».

Несовершенная конкуренция- состояние конкуренции, которое характеризуется недостатком информации, входными барьерами, растущей прибылью или суперприбылью, связанной с монопольным положением.

Модели несовершенной  конкуренции:

монополия - рынок  одного продавца, много мелких потребителей

олигополия - несколько  крупных продавцов, много мелких потребителей, контроль рынка через сговор

монопсония - много  мелких продавцов, один крупный покупатель

монополистическая конкуренция - много потребителей, много  продавцов, товары одной группы у  разных продавцов обладают различными свойствами, за счет чего возникает неценовая конкуренция

 

16.Национальные  рыночные модели

Американская  модель — это либеральная рыночно-капиталистическая  модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного  механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

 

Германская  модель — это модель социального  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с  созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

 

 Германская  модель, сочетающая рынок с высокой  степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

- социальное  равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

- антициклическое  регулирование;

- стимулирование  технологических и организационных  инноваций;

- проведение  структурной политики;

- защита и  поощрение конкуренции. Перечисленные  особенности германской модели  есть производные от основополагающих  принципов социальной рыночной  экономики, первым из которых  является органическое единство  рынка и государства. 

 

Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

 

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству  место верховной социально-экономической  силы. Демократически избранной государственной  власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

 Российская- Модель современной российской рыночной экономики представляет смешанную экономику со значительным государственным сектором и неустойчивым государственным регулированием. Социальная ориентация экономики предполагает существенный патернализм государства по отношению ко всем членам общества: обеспечение гарантий прожиточного минимума, современного уровня потребностей населения в услугах образования, здравоохранения, социальной защиты приобретении или перераспределении жилья, регулирование занятости населения с ориентацией на минимальную безработицу. Конкретные формы этой модели рыночной экономики должны учитывать особенности России.

 

Помочь инвестиционной деятельности предприятий призвано государство путем освобождения от части налогов или предоставления различных отсрочек по их выплате. Рост на технической основе выгоден отраслям потребительского и инвестиционного спроса.

 

Для развития отечественной  экономики необходима ее ориентация на повышение эффективности функционирования капитала через активное внедрение  нововведений. Этого можно достичь только в рамках новой экономики, основанной на инвестиционном и инновационном развитии, реализации долгосрочных стратегических планов государства и конкретных предпринимателей.

 

 

17.Характеристика  современных моделей рыночных  отношений

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

 

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Наличие множества  продавцов и покупателей (рынок  состоит из большого числа независимых  фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

Невысокие барьеры  для вступления в отрасль. Это  не означает, что открыть монополистическую  конкурентную фирму легко. Такие  сложности, как проблемы с оформлением  регистраций, патентов и лицензий имеют  место.

Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

Совершенная информированность  продавцов и покупателей об условиях рынка;

Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно  может влиять на общий уровень  цен. Рекламирование продукции важно  для развития.

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Чистая  монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

 

 

18.Характеристика  рынка совершенной конкуренции

1)бесконечное  множество равноценных продавцов  и покупателей

2)однородность  и делимость продаваемой продукции

3)отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

4)высокая мобильность  факторов производства

5)равный и  полный доступ всех участников  к информации (цены товаров) 

 

 

19.Особенности  монопольного рынка

Монопольным называется такой рынок, где хотя бы одна сторона (продавец или покупатель) является монополистом.

 

Монопольный рынок  характеризуется особой рыночной ситуацией - полной свободой действий для одного (монополии) и отсутствием свободы  выбора для всех остальных.

Монопольный рынок  имеет ограниченное число участников: либо один производитель (продавец) - монополия; либо один потребитель (покупатель) - монопсония. В качестве монополии обычно выступает крупная перерабатывающая компания. Например, крупнейший в регионе металлургический комбинат для множества мелких угольных шахт, крупнейший мясокомбинат для множества фермерских хозяйств, специализирующихся на выращивании крупного рогатого скота и пр.

 

20.Олигополия и методы неценовой конкуренции

Олигополистические  рынки обладают следующими признаками:

а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

г) фирмы в  отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам рыночной экономики"