бесплатного или льготного предоставления
социально значимых благ и услуг
(образование, здравоохранение, культура),
не является прямой функцией
уровня
экономического развития, хотя, естественно,
зависит от него.
2. Существует прямая зависимость
между уровнем многих социальных
индикаторов
развития нации и масштабами перераспределительной
деятельности государства –
это, в частности, подтверждается многочисленными
в последние годы
исследованиями международных организаций
(например, расчеты индекса развития
человеческого потенциала).
3. Общество всегда стоит перед выбором
– рост личных доходов (низкий уровень
налогов и других изъятий из личных доходов)
или повышение уровня
удовлетворения на льготных условиях
социально значимых потребностей всего
общества (или его значительной части).
4. Идеология государственной политики
в социальной сфере по отношению
к
центральному вопросу – степени вмешательства
государства в социальную сферу –
претерпевает циклические изменения
не только в зависимости от экономических
возможностей общества, но и в соответствии
с реакцией массового избирателя на
изменения в политике, затрагивающие
его интересы.
Главная цель социальной
политики - стабилизация уровня жизни
населения и
создание условий для его некоторого
роста. В дальнейшем предусматривается
устойчивый рост жизни населения, для
чего необходимо обеспечить прирост его
реальных доходов на уровне не менее
4 - 5 % в год. В период до 2010 г. ставятся
задачи последовательного повышения
уровня и качества жизни на основе
ежегодного прироста реальных доходов
населения на менее 5 - 5,5 %.
Основные цели
в области социальной политики:
• сокращение масштабов бедности;
• повышение доли трудовых доходов и
их реального роста;
• улучшение качества жизни. Стратегия
государства по улучшению качества жизни
требует принятия мер по укреплению здоровья
населения, расширения
возможностей получения образования,
улучшению условий труда и проживанию,
расширению возможностей отдыха, обеспечению
комфортных условий и др.
Важнейшими задачами социальной
политики на современном этапе являются:
•повышение трудовой и хозяйственной
активности населения -предоставления
каждому трудоспособному человеку условий,
позволяющих ему своим трудом,
предприимчивостью обеспечить благосостояние
семьи, формирование сбережений и
их эффективное использование;
•регулирование доходов населения;
•целевая поддержка социально уязвимых
групп населения;
•обеспечение занятости и поддержка
работников, высвобождающихся в ходе
структурной перестройки;
•реформа организационных структур
и источников финансирования социальной
инфраструктуры, пенсионного обеспечения,
жилищная реформа.
Социальная политика, как и любая другая
система регулирующих мер, может быть
успешно реализована только в том случае,
если достаточно четко определена ее
цель. Теоретическое обоснование ее объекта
в период перехода страны к
постиндустриальному обществу позволяет
предположить, что главной целью
социальной политики Беларуси в долгосрочной
перспективе является повышение
уровня и качества жизни населения и
создание условий для расширенного
воспроизводства качественного человеческого
капитала.
Реализация социальной политики основывается
на следующих принципах:
регулирование
доходов предпринимателей посредством
налогового механизма
гарантия заработной платы наемных работников
посредством законодательного
утверждения минимальной заработной
платы как обязательной базы в оплате
труда;
защита уровня жизни населения посредством
индексации заработной платы;
дифференцированный подход к социально-демографическим
группам населения в
зависимости от их социального положения,
возраста, трудовой способности,
состава семьи;
формирование системы законодательно
закрепленных социально-экономических
гарантий, предоставляемых государством
своим гражданам.
1.2. Структура социальной политики
1.2.1. Политика регулирования доходов
населения
Как направление государственного регулирования
– политика доходов – одно из
средств централизованного воздействия
на общий размер и распределение вновь
созданной стоимости. Цена труда, норма
прибыли, спрос и предложение труда,
конкуренция – все эти факторы саморегулирования
рынка труда формируют доход
населения и распределяют общественное
богатство. Крупнейшие экономисты Запада
признают неравенство в распределении
доходов и богатства. Причем под
богатством они понимают имеющееся движимое
и недвижимое имущество, деньги,
ценные бумаги, а под доходом – общую
сумму денег, заработанную или полученную
другим путем в течение какого-либо периода.
Статистика разных стран показывает,
что большая часть населения имеет
минимальные доходы, а меньшая – очень
высокие. Государственные расходы
состоят из государственных закупок
и трансфертных платежей. Государственные
закупки представляют собой, как правило,
приобретение общественных товаров
(затраты на оборону, строительство
и содержание школ, автодорог,
научных
центров и т.д.). Трансфертные платежи
- это выплаты, перераспределяющие
налоговые доходы, полученные от
всех налогоплательщиков, определенным
слоям населения в виде пособий по безработице,
выплат в связи с
инвалидностью и т.д.
Сущность политики доходов заключается
в непосредственном установлении
государством такого верхнего предела
увеличения номинальной заработной платы,
который способствовал бы выполнению
основных задач и реализации приоритетов,
стоящих перед экономикой.
Конкретная формулировка отдельных положений
политики доходов в разных странах
различна. На практике не существует
двух полностью идентичных вариантов
развития политики доходов. В механизме
осуществления и формах проявления этой
политики в каждом конкретном государстве
различаются особенности,
определяемые:
- социально-экономическим и политическим
развитием той или иной страны;
- степенью и характером вмешательства
государства в вопросы регулирования
заработной платы;
- традициями заключения коллективных
договоров;
- социальной напряженностью в
обществе.
Главным объектом всех вариантов политики
доходов является заработок рабочего
в целом, в том числе ставка заработной
платы, оплата сверхурочных, социальные
выплаты и т.д. В западноевропейских странах,
как правило, политика доходов
подразумевает непосредственное ограничительное
регулирование всех основных
категорий доходов населения, лежащих
в основе личного и производственного
потребления. Политика доходов на практике
преимущественно воздействует на
движение только заработной платы.
Разработка и реализация политики доходов
особенно далеко ушла в
Великобритании, так как британское государство
пыталось добиться
согласованных действий профсоюзов и
правительства. Однако практически во
всех
капиталистических странах политика
доходов имела скромные экономические
итоги: ее принципы полностью нигде не
были осуществлены.
Под доходами населения понимается сумма
денежных средств и материальных благ,
получаемых или произведенных домашними
хозяйствами за определенный промежуток
времени. Роль доходов определяется тем,
что уровень потребления населения
прямо зависит от уровня доходов.
Денежные доходы
населения включают все поступления денег
в виде оплаты
труда работающих лиц, доходов от предпринимательской
деятельности, пенсий,
стипендий, различных пособий, доходов
от собственности в виде процентов,
дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных
бумаг и недвижимости.
Номинальные
доходы характеризуют уровень денежных
доходов независимо от
налогообложения и цен.
Располагаемые
доходы – это номинальные доходы за вычетом
налогов и других
обязательных платежей. Для измерения
динамики располагаемых доходов применяется
показатель реального распределения
доходов. Он рассчитывается с учетом индекса
цен.
Проблема распределения доходов имеет
два аспекта: функциональное
распределение и личное распределение.
Функциональное
распределение доходов связано со способом,
которым
денежные доходы общества делятся на
заработную плату, ренту, процент и прибыль.
Совокупные доходы распределяются в
соответствии с функцией, выполняемой
получателем дохода. Функциональное
распределение формирует первичные доходы
населения. В смешанной экономике, как
показывает практика развитых стран,
основная часть общего дохода приходится
на заработную плату. Доход мелких
собственников, в том числе и от самодеятельности
врачей, адвокатов, фермеров,
владельцев мелких и некорпоративных
предприятий, является по существу
комбинацией заработной платы, прибыли,
ренты и процента.
Личное распределение
доходов связано со способом, которым
совокупный
доход общества распределяется среди
отдельных домохозяйств. Совокупный доход
неравномерно распределяется между группами.
Личное распределение связано с
домохозяйствами, как с расходующей группой.
Часть доходов населения поступает
государству как индивидуальные налоги,
а остаток распределяется на личное
потребление и сбережение. Получение
доходов сопровождается неравенством
распределения. Причины неравенства
распределения доходов:
Объективные
причины отражают общую полезность занятий,
территорию,
отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию
оплаты труда, уровень
образования, неравенство владения собственностью.
Субъективные
причины связаны с характером личности
(удача, связи, риск,
авантюризм, дискриминация и т.д.).
Специфические
причины обусловлены текущими особенностями
рыночной среды
(низкая цена труда, неотрегулированность
нормативно-правовой базы, возможность
присвоения больших «теневых» доходов).
Доходы трудящихся не исчерпываются
названными выше источниками. Во всякой
рыночной экономике существует и система
компенсационных выплат,
представляющая собой важную часть доходов.
Такая система необходима уже
потому, что инфляция с той или иной скоростью
"съедает" прирост денежных
доходов населения в любой стране. У нас
же этот процесс шел в последние
годы с нарастающей скоростью, а компенсационное
возмещение между тем
практически отсутствовало.
Справедливости ради надо отметить некоторую
позитивную роль инфляции: она не
позволяет предприятиям производственной,
торговой сферы, коммерческим звеньям
остановиться и успокоиться на каком-то
рубеже. Они вынуждаются производить
все большее количество товаров и услуг,
совершенствовать их качество, иначе
их остановившиеся в какой-то точке доходы
“съест" инфляция. Однако ее ударную
силу необходимо смягчать, вводя защитные
механизмы для малообеспеченных
категорий населения, которые, как правило,
лишены возможности трудовой
деятельностью обеспечивать себя и тем
самым целиком за счет собственных
усилий повышать или хотя бы удерживать
на одном уровне свое материальное
благосостояние Известный способ защиты
от инфляции - индексация доходов. Но
между ней и ростом не должно быть
прямой пропорциональной связи; иначе
говоря, не следует ставить цель полностью
компенсировать инфляцию. С
определенной долей допущения можно
утверждать, сбалансированность рынка
будет
достигаться на величину того "зазора",
который образуется между ростом цен
и
индексацией доходов.
Индексация доходов возможна со стороны,
как государства, так и предприятия,
которое для этого отдаёт часть прибыли.
Необходимо учитывать, что на выплаты
в порядке индексации должна все же
приходиться незначительная доля общих
доходов трудящихся. В противоположной
ситуации создаются условия для угасания
стимулирующей роли оплаты по труду
и
по созданной стоимости, индексация же
доходов переходит разумные границы
своей основной функции - социальной
защиты. В мировой практике индексация
осуществляется через такой промежуток
времени, как квартал или полгода. В
некоторых сферах надбавки к зарплате
производятся по скользящей шкале: в
случае повышения индекса цен на заранее
установленное число пунктов или
процентов - на определенную, загодя оговоренную
величину возрастает и
заработная плата.
Механизм индексации уже несколько десятилетий
используется в США, Японии,
Канаде и более чем в десяти западноевропейских
странах; в последнее время -
и в бывших социалистических государствах
Восточной Европы, выполняя по
отношению к значительной части населения
защитные функции, он необходим еще и
для предотвращения социальных взрывов,
и с последним обстоятельством было бы
опрометчиво не считаться.
1.2.2. Политика социальных гарантий
Для обеспечения защиты населения государство
должно, прежде всего, в