первом этапе - бюджета прожиточного
минимума). Минимальная зарплата, по крайней
мере, должна обеспечивать физиологическое
воспроизводство рабочей силы.
МЗП является одним из средств социальной
защиты населения. Она используется
в качестве важнейшего инструмента
формирования платежеспособного
спроса
населения и решения
проблемы малообеспеченное™. Практика
ее
установления в разных странах отличается
большим разнообразием, но везде она
является социальным стандартом, нижней
точкой отсчета для установления
достаточного уровня жизни населения.
МЗП должна обеспечивать по крайней мере
уровень жизни трех
24
членов семьи работника выше порога бедности.
В 1989 г. порог бедности в мире
колебался от 5160 долл. в год на семью из
одного пожилого человека до 22000
долл. в год на семью из 5 чел. и более.
В США средний годовой доход бедных в
1993 г. составлял более 14000 долл.
Не менее важно восстановить воспроизводственную
и стимулирующую функции
заработной платы., повысить стоимость
высококвалифицированной рабочей силы.
Величина средней заработной платы должна
быть на данном этапе обеспечена не
ниже 135% МПБ, как это предусмотрено Генеральным
соглашением на 1998 - 2000
гг. (в августе 1999 г. это соотношение составляло
только 119%).
Важно усилить роль налоговой системы
в обеспечении оптимальной дифференциации
доходов населения; повысить долю тарифной
части в заработной плате (в
настоящее время она находится в пределах
40%); ввести механизм опережающего
корректирования заработной платы по
отношению к росту стоимости жизни из-за
расширения платности жилищно-коммунальных
и прочих социальных услуг;
предусмотреть меры социальной защиты
граждан в виде компенсаций (субсидий)
на
оплату жилья и коммунальных услуг в
пределах социальной нормы площади жилья
и
нормативов потребления коммунальных
услуг с учетом прожиточного минимума,
совокупного дохода семьи и действующих
льгот; обеспечить повышение
государственных минимальных социальных
гарантий (МЗП, тарифной ставки 1
разряда) до величины законодательно
устанавливаемого МПБ.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Особенно важное место в социальной политике
государства занимает выработка и
применение наиболее эффективного механизма
формирования доходов населения.
Одним из главных ее аспектов является
создание благоприятных условий,
позволяющих экономически активной части
населения зарабатывать средства,
величина которых состоит из суммы получаемой
заработной платы, поступлений от
владения собственностью, выплат из общественных
фондов потребления и
некоторых других.
Воздействие на уровень доходов осуществляется
через договорные
/ отношения
между работниками и
работодателями, систему
налогообложения, создание условий для
роста заработной платы и другие элементы.
Проведение активной государственной
политики в области доходов населения
должно отвечать следующим принципам:
•повышение роли оплаты труда в доходах
населения как условия роста его
производительности в реальном секторе
экономики;
•создание условий для самообеспечения
благосостояния и достойного уровня
жизни трудоспособного населения;
•адресная социальная поддержка нетрудоспособных
и бедных граждан.
Стратегическими целями заработной платы
выступают:
•превращение заработной платы в надежный
источник средств, обеспечивающий
достойное существование работнику и
его семье и позволяющий создать
накопление;
•создание социально справедливых условий
и гарантий оплаты труда,
обеспечивающих повышение мотивационного
потенциала заработной платы.
Важнейшими вопросами социальной политики
в трансформационном периоде развития
экономики являются создание эффективной
системы
31
социальной защиты, повышение уровня
жизни, недопущение эрозии жизненных
стандартов. В конечном итоге об успехах
или провале переходного процесса
будут судить по тому, насколько улучшилась
жизнь людей, повысился их
жизненный уровень. Производительность
труда, имеющая первостепенное значение
для экономического роста, во многом
зависит от знаний, квалификации,
мотивации и состояния здоровья работников.
Поэтому борьба с бедностью,
сохранение человеческого капитала и
приспособление его к нуждам рыночной
экономики способствуют также и экономическому
росту.
В настоящее время система социальной
защиты в республике в основном состоит
из двух видов программ. Программы социального
страхования частично возмещают
потери заработков, связанные с уходом
на пенсию, временной
нетрудоспособностью и безработицей.
Эти программы финансируются за счет
страховых взносов. Существуют также
программы государственной социальной
помощи тем, кто не может заработать сам,
является нетрудоспособным или имеет
детей на своем иждивении. Эти программы
финансируются из общих налоговых
поступлений.
Социальная защита граждан включает
оказание материальной и другой поддержки
социально уязвимым группам населения
(пенсионерам, инвалидам, безработным,
многодетным семьям и др.). Важное место
в сфере социальной защиты граждан
отводится обеспечению занятости населения.
Систему социальной защиты следует рассматривать
как механизм долговременного
действия, который регулирует в республике
оплату труда, пенсионное и
социальное обеспечение, услуги из общественных
фондов потребления (ОФП) и
который реализуется через социальные
гарантии.
К числу социальных гарантий относятся:
прожиточный минимум, минимальный
потребительский бюджет, минимальная
заработная плата, пенсии, стипендии,
пособия, право на труд, право на бесплатное
образование, право на жилье,
отдых, медицинское обслуживание, механизм
поддержания
32
номинальных доходов населения (индексация),
право на собственность и доходы
от нее и другие.
В
системе социальной защиты можно
выделить три подсистемы:
•защиты всех социально-демографических
групп населения;
•социальные гарантии трудоспособным
членам общества;
•меры социальной зашиты нетрудоспособного
населения республики. Дальнейшее
совершенствование социальной защиты
населения предполагает повышение
эффективности социальных программ и
целенаправленное использование средств,
выделяемых на удовлетворение социальных
нужд. В этом направлении
предусматривается:
•усиление адресности социальной защиты
посредством четкой ориентации
социальных программ на определенные
группы населения и увязка социальной
помощи с материальным положением получателей;
совершенствование структуры и порядка
формирования бюджетных расходов на
социальные нужды на основе использования
системы государственных стандартов;
•организация действующей системы социальных
пособий и выплат на базе
разработки единых принципов и критериев
предоставления.
Социальная политика в области здравоохранения,
образования, культуры, спорта
обеспечения товарами, услугами, условиями
проживания включает перечень
различных мер по их дальнейшему развитию,
максимальной доступности и охвату
населения, в том числе:
здравоохранение
— гарантированное обеспечение установленного
объема
медицинской помощи в
государственных учреждениях здравоохранения^
использования дополнительных
источников финансирования по мере
экономического развития первичной медицинской
помощи, укрепление
материально-технической базы
медицинских учреждений, улучшение
обеспечения лекарствами;
образование -
формирование интеллектуального потенциала
нации, способно
активно влиять на развитие экономики,
науки и культуры, создание
33
рациональной сети учебно-воспитательных
учреждений, обновление и расширение
материально-технической базы,
развитие многовариантной системы
профессионального образования и др.;
культура - повышение
уровня и качества услуг, предоставляемых
учреждениями культуры и искусства, обеспечение
их доступности для широких масс
населения, укрепление и обновление материально-технической
базы и др.
Соответствующие мероприятия предусматриваются
в сферах торговли, жилищного
строительства, транспорта, связи, бытового
обслуживания, экологии и других
направлениях, связанных с условиями
проживания населения.
Молодежная политика
включает вопросы
образования, /
профессиональной подготовки,
воспитания, занятости, улучшения
жилищных условий, поддержки учащихся
и студентов, талантливой молодежи,
адаптации вхождения в трудовую деятельность
юношей и девушек в возрасте до 30
лет.
Основные направления и задачи социального
развития находят отражение в
социальной политике Республике Беларусь,
которая предполагает как минимум
сохранение ныне действующих социальных
гарантий в сфере доходов населения,
занятости, социальных услуг;
закрепление наметившихся тенденций
стабилизации уровня жизни населения,
сокращение масштабов бедности; оптимизацию
ситуации на рынке труда.
Обоснованные в НСУР-97 социально-экономические
задачи полностью
корреспондируются с разделом «Социальные
и социально-экономические аспекты»
«Повестки дня на XXI век» и выделенными
в нем проблемами - борьба с нищетой,
изменение структур производства и потребления,
динамику населения и
устойчивое развитие, охрана и укрепление
здоровья населения, содействие
устойчивому развитию населенных пунктов.
Конкретные механизмы решения этих
задач предусматривались в Основных
направлениях социально-экономического
развития Республики Беларусь на 1996-2000
гг. а также в ежегодных прогнозах
социально-экономического развития страны.
За прошедший период в основном все
макроэкономические параметры, предусмотренные
НСУР и ОНСЭР на 1996 - 2000 гг.
были выполнены. Остановлены спад производства
и снижение уровня жизни
населения, обеспечены ежегодные приросты
ВВП, производства промышленной
продукции и потребительских товаров.
В стране за последние годы много сделано
по укреплению материальной базы
отраслей социальной сферы, повышению
эффективности учреждений науки и
образования. Это находит свое отражение
в индексе человеческого потенциала, по
которому Беларусь в 2000 г. занимала 5б-е
место среди 173 стран мира и
опережала все страны СНГ. Во многом реализация
социальной политики зависит от
уровня развития социальной инфраструктуры.
На современном этапе основным
направлением ее развития должно
быть недопущение снижения существующих
государственных социальных гарантий
в здравоохранении, образовании, культуре,
в
приобретении жилья, потреблении бытовых
услуг.
На современном
этапе основной целью
государственного
регулирования отраслей социальной
сферы является сохранение существующих
социальных гарантий и стандартов в здравоохранении,
образовании, культуре, в
обеспечении жильем и коммунальными
услугами и недопущение их снижения;
сокращение масштабов социального расслоения
общества в потреблении социальных
услуг на основе стабилизации уровня
жизни населения, роста его доходов. Именно
эти направления социальной политики
представляются наиболее важными. Основная
проблема в переходный период состоит
в том, чтобы найти средства для поддержки
тех отраслей, без которых невозможно
будущее любого государства:
образование, здравоохранение, культура,
жилищно-коммунальное хозяйство.
Наиболее важными направлениями
развития отраслей социальной сферы
в
ближайшие годы должны стать поддержка
и сохранение систем
35
образования, здравоохранения, культуры,
обеспечения доступности их услуг
населению. Государственная
поддержка этих важнейших
сфер
жизнедеятельности общества должна обеспечиваться
введением принятых
государственных минимальных социальных
стандартов в области образования
культуры, здравоохранения, предоставляющих
собой тот минимальный уровень
государственных гарантий, который оно
может обеспечить для удовлетворения
потребностей населения в услугах этих
отраслей на определенном этапе своего
экономического развития.
В области образования
за государством должны быть сохранены
и усилены
функции регулирования в обеспечении
доступности получения образования всеми
гражданами страны и бесплатности обучения
в
государственных учреждениях образования;
частичным или полным
,' покрытием расходов на содержание
граждан, нуждающихся в социальной
помощи, в период их обучения; оказании
содействия в получении образования;
развития сети коммерческих учебных
заведений и контроля за ценой
образовательных услуг; обеспечения
минимума образовательных услуг, которые
должны предоставляться населению бесплатно
за счет средств госбюджета,
формировании и повышении качества человеческого
потенциала. Главной задачей в