Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой
характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных
условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп
населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в
себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения
доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы,
инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных,
медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, РОЛЬ
В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции
1.2. Структура социальной политики
1.2.1. Политика регулирования доходов населения
1.2.2. Политика социальных гарантий
1.2.3. Политика обеспечения занятости
1.2.4. Политика социальной защиты
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ уровня доходов населения
2.2. Состояние социальных гарантий
2.3. Безработица и занятость в Республике Беларусь
2.4. Социальная защита населения
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 142.30 Кб (Скачать файл)

участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят

на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ

переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих мест

государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как

строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризиса

государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия.

Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного

налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

Обеспечение компенсации потери рабочего места государством. Речь идет о

пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства,

выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб

занятости, системы  переподготовки кадров, информационных центров,

сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов

воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе

минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по

безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной

платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость

жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые

влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы

принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные

физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей

разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах

включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата

наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет

подержанного автомобиля и др.

                    1.2.4. Политика социальной защиты                   

Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели

в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование

нового для США института обязательного страхования на случай старости,

смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков,

так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых

слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились, чему

способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций

Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения,

Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному

страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов

работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране

труда, заработной плате.

Широкое применение международным сообществом категории "социальная защита"

во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной

политике западных стран в 30-50-х годах.

У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительно недавно, с

началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла,

когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным

материально себя обеспечить.

При этом зачастую используют производный термин от "социальной защиты", а

именно - "социальная защищенность". Их различие состоит в соотнесении

действия и состояния:

для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений (государства,

общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер

по самозащите;

для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в определении

состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа

(инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).

Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории:

политэкономический, методологический и инструменталистский.

Так, по мнению Б.Ракитского, социальная защищенность в широком смысле

представляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объекты

могут отстаивать свои интересы.

К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и

организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым

оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием.

Данный методологический подход опирается на позиции МОТ, рассматривающие

национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов

социального страхования и социальной помощи.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно

детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты

относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от

несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде

различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь

государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне

предприятий.

Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующее

определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс

отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и

работодателей), общественных организаций и государства, связанных с

минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и

                                 трудовой).                                

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный

статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты

трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная

профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда,

приводящие к утрате места работы. Для отдельного работника данные риски

носят вероятностно-случайный характер, а для совокупного - объективно-

массовый.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

- создание условий для занятости  населения трудовой деятельностью,

позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах,

достаточных для достойного существования;

- обеспечение безопасных условий  труда для работников и доступа  граждан к

национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального

образования;

- обеспечение работников и членов  их семей прожиточным минимумом  материальных

средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за

болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы

или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты

кормильца.

Все многообразие видов деятельности в социальной сфере, начиная от оказания

помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием

социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления:

социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и

социальную помощь [I].

Социальная защита - это защита социальных прав человека. Посредством данной

функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей   всех

граждан,   а  также  лиц   без   гражданства. Предусматриваются специальные

юридические и политические меры по защите прав для трудоспособного населения

в области труда и занятости; по защите интересов граждан, которые сами не

могут реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых,

инвалидов).

Таким образом, социальная политика - комплекс организационных, экономических

и других   мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и

физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и

малообеспеченным гражданам

    2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ    

     2.1. Анализ  уровня доходов населения

Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на

долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с

постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских

государств, очевидно, что основной целью социальной политики является

повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования

трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому

трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и

предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

Рассмотрим проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь в

современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как демографическая

ситуация в стране, политика доходов и качество жизни населения, борьба с

бедностью и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование,

культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и

т.д.).

Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого

капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из

важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны,

качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов,

выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной

ответственности человека перед собой и обществом.

     На 1 января 2004 г. численность населения Республики Беларусь

составляла 9849,1 тыс. чел. В городских поселениях проживало 7045,5

тыс. чел. (71,5%), в сельских населенных пунктах 2803,6 тыс. чел.

(28,5%). На протяжении всех послевоенных  лет, вплоть до начала 90-х годов,

численность населения страны постоянно росла. Однако интенсивность этого роста

начала снижаться уже с начала семидесятых годов. Впервые смертность превысила

рождаемость в 1993 г., и страна вступила в качественно новый этап своего

развития - депопуляцию. Уже более 10 лет в Республике Беларусь годовая

численность умерших превышает численность родившихся и, несмотря на

положительный миграционный прирост, население в стране уменьшается. [2].

Всего за 1993-2003 гг. в республике умерло 1506,7 тыс. чел., а родилось

только 1062,8 тыс., естественная убыль населения за одиннадцать лет составила

-443,9 тыс. чел. Миграционный прирост  все эти годы был положительным  и

составил +58,4 тыс. чел. В результате численность населения страны

сократилась на 385,5 тыс. чел., при этом городское население в республике все

послевоенное время постоянно росло, сельское уменьшалось. Несмотря на то, что

естественный прирост в республике стал отрицательным только с 1993 г.,

негативные тенденции в демографическом развитии страны - давние. Республика

не воспроизводит своего населения уже более 25 лет, начиная с 1978 г., когда

коэффициент воспроизводства населения снизился ниже минимума, необходимого

для простого воспроизводства. В городской местности это произошло еще раньше.

До 1993 г. численность населения страны увеличивалась лишь благодаря

накопленному ранее демографическому потенциалу.

Даже беглая оценка современной демографической ситуации показывает, что она

представляет реальную угрозу безопасности развития республики. Проблемы

демографического развития не столь очевидны, как, например, экономические,

однако их роль не менее значима для Беларуси, поскольку они затрагивают

жизненные интересы страны и ее населения. Следует учитывать, что даже при

благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике,

направленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естественный

прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естественного

движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция в стране в

значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров

воспроизводства населения, начавшимися несколько десятилетий назад и имеющими

общемировые закономерности. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный

характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в

одночасье изменены на противоположные. Сложившиеся структура населения и

параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию

в стране, а численность населения сохранит отрицательную динамику еще

длительное время, особенно сильно - во втором-третьем десятилетии XXI века.

В 1990 г. численность бедного населения в стране оценивалась в 1-2%, в 1995

г. - 39,9%; 1996 г. - 38,6%; 1997 г. - 32,1%; 1998 г. - 33%; в 2003 г. -

27,1%.

В основе официально принятого в стране метода измерения бедности / лежит

концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные

для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие

поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг,

удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной

потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка

потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам

Информация о работе Социальная политика государства