Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой
характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных
условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп
населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в
себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения
доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы,
инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных,
медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, РОЛЬ
В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции
1.2. Структура социальной политики
1.2.1. Политика регулирования доходов населения
1.2.2. Политика социальных гарантий
1.2.3. Политика обеспечения занятости
1.2.4. Политика социальной защиты
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ уровня доходов населения
2.2. Состояние социальных гарантий
2.3. Безработица и занятость в Республике Беларусь
2.4. Социальная защита населения
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 142.30 Кб (Скачать файл)

составляют величину прожиточного минимума. Показатели численности и доли

населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума используются в

Беларуси в качестве официально установленного показателя малообеспеченности

(бедности).

При этом необходимо иметь в виду, что в начале к малоимущим (бедным)

категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых

ресурсов ниже 60% минимального потребительского бюджета (МПБ). Местным

органам власти рекомендовалось использовать данный норматив (60% МПБ) для

отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи.

Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный

характер. Для ликвидации этих недостатков в 1999г. был принят Закон «О

прожиточном минимуме в Республике Беларусь», который установил качественно

новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения

граждан к категории малоимущих (бедных). В соответствии с данным законом

начиная с 1 января 1999 г. бюджет прожиточного минимума является основным

критерием признания граждан бедными. Граждане с уровнем среднедушевых доходов

ниже 60% бюджета прожиточного минимума признаются нуждающимися, и им

предоставляется право на получение государственной адресной социальной

помощи. В настоящее время таким уровнем доходов располагает примерно 7%

населения страны.

Вместе с тем ситуация с бедностью в Беларуси остается сложной (рис. 2.1.).

Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых

ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще

представляет значительную величину - 27,1% от общей численности населения или

2676 тыс. чел. Из них 178 тыс. чел. живут  в крайней бедности, когда доходы  в

два раза ниже величины прожиточного минимума.

К основным группам с высоким уровнем бедности относятся:

проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др.

Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и

непрестижных видах работ в других секторах экономики.

Общий вывод состоит в том, что глубинной, корённой причиной бедности в

Беларуси является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. Часто получение

работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из

бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление

«работающей бедноты» и поиск путей повышения заработной платы, надежности

трудоустройства и социальной защиты на низкооплачиваемых видах труда.

    

    

                             

1995    1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

     Рис.2.1. Динамика бедности в Беларуси (доля населения с доходами ниже

                величины прожиточного минимума, в % от общего               

                                населения)                               

/

Необходимо отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и

социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие  в стране

институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной

рыночной экономики. Причины бедности в Беларуси необходимо искать, прежде

всего, в вялой адаптации национальной     экономики     к     процессам

глобализации, неконкурентоспособности   ряда  отраслей   и   производств,

низкой производительности труда, превалировании низкооплачиваемых работ.

Действующая система выявления и социальной поддержки бедных слоев населения,

находящихся в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов

помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся

рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной

поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те

семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть

населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение

получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед

государством задачу формирования новой политики в отношении проблемы бедности

во взаимосвязи с политикой на рынке труда.

Главное направление преодоления абсолютной бедности и инструмент

осуществления эффективной социальной  политики - обеспечение продуктивной

занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной

части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою

семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная

гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается   в   создании

рыночных   условий   для   усиления конкурентоспособности национальной

экономики через обеспечение конкурентоспособности производимой в стране

продукции и оказание услуг.

     За годы реформ в Республике Беларусь снизился реальный уровень ^ основных

видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий,

стипендий и других социальных выплат. В реальном выражении они составляют менее

половины от дореформенного (1990 г.) уровня. Реальное содержание доходов только

с января 1998 г. по январь 1999 г. уменьшилось на 18%, а в январе-августе 1999

г. с учетом роста цен - на 3%. Основные индикаторы текущей ситуации в области

доходов населения отражают снижение доли денежных доходов в ВВП (на начало 1999

г. оно составило 67%, в 1998 г. - 74,3%); уменьшение доли оплаты труда в ВВП с

41% в 1990 г. до 32% к началу 1999 г. (в развитых зарубежных странах -

53 - 62%);

уменьшение доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73% в 1990 г. до

47% к началу 1999 г. (в зарубежных  странах - 58 -70%) [б].

В 2004 г. темпы роста реальной зарплаты составили 116,8 %, а в долларовом

выражении среднемесячная начисленная заработная плата 161,8 долл. США (в 2003

г. - 120, 8 долл. США). [ ^ &-3

Формирование доходов населения, ценообразование, регулирование обменного

курса необходимо вести комплексно и синхронно. При этом следует иметь в виду,

что повышение потребительских цен с целью их выравнивания с ценами

сопредельных государств, повышение платы за

жилищно-коммунальные и другие социальные услуги, в том числе снятие

перекрестного субсидирования, требуют упреждающих адекватных мер в области

доходов и социальной защиты населения.

Совершенствование системы регулирования доходов населения является крайне

необходимым условием, сопровождающим повышение цен. Требуется ускорить

затянувшийся процесс реформирования заработной платы, имея при этом в виду,

что непроработанные и непросчитанные действия способны принести не пользу, а

вред.

                    2.2. Состояние социальных гарантий                   

Социальная сфера является важнейшим объектом государственного регулирования в

экономической системе любого государства, тем более в современный период,

переживающий глубокий экономический кризис. И если государственное

регулирование, как показывает мировой опыт, является объективной

необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики

переходного периода его роль неизмеримо возрастает, ибо здесь имеют место

несвойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством

государственного вмешательства. Сюда следуют отнести и развитие социальной

сферы, которая не может развиваться только на чисто коммерческой основе и на

самотек рыночной стихии ее нельзя отпускать.

Кроме того, значимость и роль государства в отношении отраслей социальной сферы

возрастает в связи с тем, что в экономике республики наряду с рыночной

системой хозяйствования действует нерыночный сектор, куда относятся отрасли

образования, культуры, здравоохранения и др. и их регулирование резко

                 отличается от регулирования  рыночным сектором.                

Сложная медико-демографическая ситуация в Беларуси связана, помимо всего

прочего, с нерациональной организацией медицинской помощи. Так, притом, что

уровень медицинского обслуживания в Беларуси существенно ниже, чем в

Германии, Франции, Швеции, число коек в больничных стационарах на 10 тыс.

населения в Беларуси больше на 27,5%, чем в Германии, на 32,2% - во Франции и

более чем в три раза - Швеции. Среднее пребывание больного в стационаре

примерно в два раза дольше, чем в указанных странах. Это связано с тем, что в

Беларуси помимо непосредственного лечения, больной часто проходит в

стационаре обследование и принимает процедуры, которые можно осуществлять на

дому или в амбулаторных условиях.

Характерно  соотношение  числа  медицинских  работников  и обслуживаемого ими

населения. В Беларуси на 10 тыс. человек населения приходится 45,7 врача,

тогда как в Германии 35,4, Франции - 30,3, Швеции -31,1. Весьма важным

является соотношение численности врачей и средних медицинских работников. В

Германии, США на одного врача приходится 3,3 средних медицинских работников,

тогда как в Беларуси - 2,6. Эти данные

свидетельствуют о том, что в системе здравоохранения Беларуси есть

«

возможности гораздо более рационального использования имеющихся ресурсов.

Другими словами система здравоохранения Беларуси унаследовала от бывшего СССР

набор сложных проблем, прежде всего явное несоответствие между

количественными параметрами системы и ее качественными характеристиками. В

итоге, возникли мощные инерционные процессы, приводящие к сохранению числа

медицинских учреждений притом, что их возможности в результате неадекватного

финансирования постоянно сокращаются. Доля ресурсов, выделенных на развитие

здравоохранения в 1996-2000 гг., в объеме ВВП была в 2,1 раза ниже той,

которая предусматривалась в Законе «О здравоохранении» (10%). Около 45%

лечебно-профилактических учреждений расположены в неприспособленных

помещениях. Более 50% медицинского оборудования работает свыше 10 лет и

подлежит списанию в связи с моральным и физическим износом.

Положение больных во многих больницах плачевно: 5-6 человек в небольшой

палате, одна туалетная кабина на весь этаж, нет душевых, неважно питание. Все

это отрицательно сказывается на самочувствии больного.

Динамика   основных   показателей,   характеризующих   систему здравоохранения

Беларуси, приведена в табл. 2.1,

Таблица 2.1

           Основные показатели системы здравоохранения Беларуси          

                                                                 (на конец года)

    

 

1990

1995

1999

2000

2001

2002

2003

Численность врачей всех специальностей, всего, тыс.

39,6

42,7

45,9

45,8

44,9

44,8

45,0

на 10 тыс. населения, чел.

38,9

42,0

45,8

45,9

45,1

45,3

45,7

Численность среднего медицинского персонала, всего, тыс.

119,9

117,6

122,3

122,6

123,2

123,5

117,0

на 10 тыс. населения, чел.

117,6

115,5

122.1

122,8

123,8

124,8

118,8

Число больничных учреждений

874

865

833

830

817

781

729

Число больничных коек, всего, тыс.

135,1

127,3

126,9

126,2

125,4

118,5

112,0

на 10 тыс. населения, коек

132,6

125,1

126,6

126,3

126,0

119,7

113,7

Число амбулаторно-поликлинических учреждений

1468

1622

1858

1843

1856

1862

1918

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в смену), всего, тыс.

189,1

216,1

231,6

231,5

235,6

/

234,5

197,3

на 10 тыс. населения

185,6

212,3

231,1

231,7

236,8

236,9

200,3


 

 

Для преодоления негативных тенденций в развитии здравоохранения и

существенного улучшения здоровья населения была разработана Концепция

развития здравоохранения,  которая одобрена Советом Министров Республики

Беларусь. С 2002 г. введен новый порядок финансирования отрасли на основе

нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя.

В области охраны здоровья населения реализуется около 30 государственных и

отраслевых (преимущественно - межведомственных)

    

    

28

программ, которые охватывают практически все основные направления

деятельности: борьбу с социально значимыми и социально опасными

заболеваниями, укрепление материально-технической базы отрасли, кадровую

политику, здоровый образ жизни и многое другое.

Образование, составляя один из ключевых факторов международного престижа

Республики Беларусь, позволяет ей сохранить довольно высокое место в <

международных рейтингах. Развитие экономики опирается на накопление

человеческого капитала, в формировании которого важнейшую роль играет

образование. За период с 1990 г. по 2003г. в республике количество вузов

возросло с 33 до 58, т.е. почти удвоилось, из которых на сегодняшний день 19

являются университетами. Контингент студентов за этот же период тоже почти

удвоился с 188,6 тыс. человек до 320,7 тыс. человек, а количество студентов на

10000 населения с 185 до 324 студентов  соответственно. На сегодняшний  день в

вузах страны осуществляется подготовка специалистов более чем по 300

специальностям. В вузах просвещения  обучается  35,4%  от  всего  количества

студентов;

промышленности и строительства - 29,7%, экономики - 13,1%, сельского

хозяйства - 8,6%, здравоохранения, физической культуры и спорта - 5,2%,

транспорта и связи - 3,3%, искусства и кинематографии - 0,7%.

Не смотря на имеющиеся успехи в образовательной сфере, выражающиеся в высоком

уровне грамотности, широкой студенческой аудитории, инновационных

образовательных технологиях, в данной сфере имеется и ряд проблем. Следует

отметить хотя и возрастающее, но пока ещё недостаточное государственное

финансирование образования, которое в 2003 г. достигло 6,0% от ВВП, а по

международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим

уровень его общего финансирования не менее 10% от ВВП. Это влечет за собой

перегруженность не только средней школы, но и вузов, проводящих занятия

зачастую в две и больше смен. В последние годы практически перестали

открываться новые профессионально-технические училища, а старые - зачастую

ликвидируются, что чревато нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров на

Информация о работе Социальная политика государства