Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой
характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных
условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп
населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в
себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения
доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы,
инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных,
медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, РОЛЬ
В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции
1.2. Структура социальной политики
1.2.1. Политика регулирования доходов населения
1.2.2. Политика социальных гарантий
1.2.3. Политика обеспечения занятости
1.2.4. Политика социальной защиты
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ уровня доходов населения
2.2. Состояние социальных гарантий
2.3. Безработица и занятость в Республике Беларусь
2.4. Социальная защита населения
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 142.30 Кб (Скачать файл)

рынке труда. Наша школа в значительной степени ориентирована на знания, умения,

навыки, а не на развитие творческого потенциала подрастающего поколения,

имеющего решающее значение в формировании всесторонне, гармонично развитой

личности.

            2.3. Безработица и занятость в Республике Беларусь           

Одной из сложнейших и болезненных социальных проблем в период перехода к

нормальным рыночным отношениям является безработица. Эта проблема возникла в

связи с неспособностью экономики, основанной на государственной

собственности, адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. Стала

очевидной крайняя техническая отсталость социалистического производства,

низкая производительность труда, неспособность конкурировать с

несоциалистическими производителями аналогичных товаров из-за низкого

качества и потребительских свойств выпускаемой продукции. В результате

произошли падение спроса на отечественную продукцию и потеря рынков сбыта.

Указанное обстоятельство привело к избытку рабочей силы на предприятиях, что

выражается в сокращении рабочего времени, неоплачиваемых отпусках, отсутствии

фронта работ, снижении интенсивности труда. Естественное желание предприятий

избавиться от лишней численности работников подавляется административными

мерами, следствием чего является стагнация производства, невозможность выйти

из финансовых трудностей, обновить выпускаемую продукцию, повысить

конкурентоспособность производства, увеличить занятость.

Тем не менее процесс увольнения избыточных работников привел к фиксации

открытой безработицы в начале 2004 г. на уровне 185 тыс. человек, или

примерно 4% экономически активного населения. Сегодня ее уровень заметно

снизился и составил в конце июня 2005 г. 91,9 тыс. человек. Это, однако, не

свидетельствует об уменьшении проблемы, поскольку административные меры,

применяемые властями, дали свой эффект лишь по отношению к официально

зарегистрированной (открытой) безработице.

Сопоставление помесячных абсолютных значений прироста занятости и сокращения

численности безработных показывает, что какой-либо корреляции между этими

показателями незаметно. Так, например, в июне 2005 г. с учета было снято 7,8

тыс. безработных, в то время как число занятых увеличилось всего на 2,5 тыс.

чел.. Еще нагляднее данные за июль и декабрь 2005 г.: здесь число безработных

уменьшилось на 6,3 и 3,5 тыс. чел. соответственно, в то время как занятость

сократилась на 10,6 и 10,8 тыс. чел. Иначе говоря, значительная часть

безработных просто снималась с учета без какой-либо помощи в трудоустройстве.

Исследования, проведенные Минским научно-исследовательским институтом

социально-экономических и политических проблем, подтвердили, что существенное

сокращение открытой безработицы произошло за счет роста скрытой. Так, к

началу октября 1997 г. в Минске на одного зарегистрирован ного безработного

приходилось еще как минимум четверо незарегистрированных. В конце сентября

1998 г. это соотношение еще более  усугубилось: на одного зарегистрированного

приходилось уже 5,3 незарегистрированных.

Исследования НИСЭПИ показали, что к середине 2000 г. скрытая безработица в

3-4 раза превышали официальную. Следовательно, в стране имеется свыше 400

тыс. фактически безработных, что составляет почти 7,5% трудоспособных.

Это значение само по себе весьма показательно. Однако необходимо иметь в

виду, что на предприятиях имеется значительный избыток рабочей силы,

сокращать который президент запретил. В случае ослабления административного

пресса вся эта масса излишних работников немедленно окажется за воротами

предприятий, пополнив ряды и без того значительной армии безработных. Даже

приблизительная оценка излишней численности показывает, что сегодня ее

величина достигает 1,5 млн чел.! Следовательно, в настоящее время общая

численность безработных и неэффективно занятых в экономике страны составляет

свыше 2 млн чел., т. е. более трети трудоспособного населения.

Как же белорусское государство помогает безработным? За период с 1991 по 1994

г. в стране была создана достаточно цивилизованная система социального

страхования от безработицы. Безусловно, она была не идеальной, поскольку

собственный опыт отсутствовал, а создавали ее и работали в ней люди, имеющие

слишком мало представления о цивилизованной инфраструктуре рынка труда. Тем

не менее она функционировала и с помощью зарубежных консультантов постепенно

совершенствовала деятельность по оказанию помощи безработным.

Однако за время деятельности нынешнего правительства система страхования по

безработице практически была выхолощена и перестала соответствовать

требованиям ратифицированных страной конвенций Международной организации

труда, на основе которых она была создана. Безработица рассматривается

властями не как объективное и неустранимое явление, негативное влияние

которого необходимо преодолевать, а как временное, не свойственное "рыночному

социализму" отклонение. Поэтому безработные автоматически попадают в разряд

антисоциальных элементов, к которым вполне реально могут применяться

репрессивные меры.

Финансирование мероприятий по оказанию помощи безработным и по реализации

программы занятости населения, ежегодно утверждаемой правительством, должно

осуществляться из Государственного фонда содействия занятости, который в

соответствии с законом является страховым и внебюджетным. Наниматели обязаны

перечислять в него страховые платежи в размере одного процента заработной

платы каждого работающего по найму, относимые на себестоимость продукции.

Перечисления осуществляются без персонификации. Поэтому величина пособия по

безработице почти не зависит от размеров получаемого заработка, а

уравнительно устанавливается в размере от одной до двух МЗП и незначительно

дифференцируется в зависимости от трудового стажа и наличия иждивенцев.

Есть, однако, привилегированные категории работников - для бывших служащих

государственного аппарата пособие устанавливается в размере средней

заработной платы, а для бывших военнослужащих - 60% денежного довольствия.

В сентябре 1999 г. в нарушение закона Государственный фонд содействия

занятости решением правительства превращен из страхового в бюджетный.

Средства фонда сконцентрированы в казначействе и ими по своему усмотрению

распоряжается Министерство финансов. С этого момента отчисления нанимателей

в фонд превратились из страховых платежей в налог на заработную плату. В

соответствии с законом средства фонда не могут быть использованы на цели, не

относящиеся к социальному страхованию. Однако уже есть примеры нецелевого их

использования. Так, например, президентскими указами средства фонда

неоднократно передавались в бюджет на цели, никак не связанные с социальным

страхованием.

Как показывает международная практика, основным направлением активной

социальной политики в сфере занятости должно быть формирование максимально

благоприятной среды, в том числе законодательной, для развития малого и

среднего бизнеса, поскольку именно он имеет наилучшие перспективы для

создания новых конкурентоспособных рабочих мест, для поощрения

предпринимателей к развитию производства, для развития самозанятости

населения. В этой связи необходимо упростить и удешевить процедуры

регистрации частных предприятий и предпринимателей, ликвидировать

бессмысленные ограничения и надуманные препоны, снизить налоги, прекратить

официальную антипредпринимательскую пропаганду. Необходимо обеспечить

реальные государственные гарантии инвесторам, чтобы они вкладывали свои

средства в этот бизнес, не опасаясь очередных экпроприа-ций и национализации.

Во-вторых, необходимо расширить и активизировать рынок жилья, ликвидировать

такой пережиток социализма, как прописка, который снижает мобильность рабочей

силы и ограничивает возможности безработных гибко реагировать на потребности

рынка труда. В-третьих, следует отменить все решения исполнительной власти,

нарушающие международное право в отношении безработных. В-четвертых,

необходимо законодательно привести размеры пособий по безработице в

соответствие с минимальным потребительским бюджетом, устранить нарушения

законодательства в отношении фонда содействия занятости населения и начать

процесс перехода к персонифицированному социальному страхованию от

безработицы. И, наконец, в-пятых, необходимо совершенствовать существующую

систему социальной помощи безработным.

                     2.4. Социальная защита населения                    

Необходимо отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и

социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие  в стране

институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной

рыночной экономики. Причины бедности в Беларуси необходимо искать, прежде

всего, в вялой адаптации национальной     экономики     к     процессам

глобализации, неконкурентоспособности   ряда  отраслей   и   производств,

низкой производительности труда, превалировании низкооплачиваемых работ.

Действующая система выявления и социальной поддержки бедных слоев населения,

находящихся в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов

помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся

рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной

поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те

семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть

населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение

получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством

задачу формирования новой политики в отношении проблемы бедности во

взаимосвязи с политикой на рынке труда.

Главное направление преодоления абсолютной бедности и инструмент

осуществления эффективной социальной  политики - обеспечение продуктивной

занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной

части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою

семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная

гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается   в   создании

рыночных   условий   для   усиления конкурентоспособности национальной

экономики через обеспечение конкурентоспособности производимой в стране

продукции и оказание услуг.

     За годы реформ в Республике Беларусь снизился реальный уровень ^ основных

видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий,

стипендий и других социальных выплат. В реальном выражении они составляют менее

половины от дореформенного (1990 г.) уровня. Реальное содержание доходов только

с января 1998 г. по январь 1999 г. уменьшилось на 18%, а в январе-августе 1999

г. с учетом роста цен - на 3%. Основные индикаторы текущей ситуации в области

доходов населения отражают снижение доли денежных доходов в ВВП (на начало 1999

г. оно составило 67%, в 1998 г. - 74,3%); уменьшение доли оплаты труда в ВВП с

41% в 1990 г. до 32% к началу 1999 г. (в развитых зарубежных странах -

53 - 62%);

уменьшение доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73% в 1990 г. до

47% к началу 1999 г. (в зарубежных  странах - 58 -70%) [б].

В 2004 г. темпы роста реальной зарплаты составили 116,8 %, а в долларовом

выражении среднемесячная начисленная заработная плата 161,8 долл. США (в 2003

г. - 120, 8 долл. США). [ ^ &-3

Формирование доходов населения, ценообразование, регулирование обменного

курса необходимо вести комплексно и синхронно. При этом следует иметь в виду,

что повышение потребительских цен с целью их выравнивания с ценами

сопредельных государств, повышение платы за жилищно-коммунальные и другие

социальные услуги, в том числе снятие перекрестного субсидирования, требуют

упреждающих адекватных мер в области доходов и социальной защиты населения.

Совершенствование системы регулирования доходов населения является крайне

необходимым условием, сопровождающим повышение цен. Требуется ускорить

затянувшийся процесс реформирования заработной платы, имея при этом в виду,

что непроработанные и непросчитанные действия способны принести не пользу, а

вред.

Нуждается в упорядочении система социальных индикаторов, используемых для оценки

уровня и качества жизни населения. Требуется усилить роль государства в

регулировании цены рабочей силы (заработной платы) на основе системы социальных

гарантий, характеризующих не только минимально достаточные условия и уровень

жизни работников и их семей, но и динамику их повышения; восстановить роль

оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего

стимула трудовой активности работников; восстановить роль минимальной

заработной платы как основы оплаты труда работников

неквалифицированного труда. Ситуация с МЗП нуждается в коренном изменении:

необходимо освободить ее от несвойственных ей функций; установить ее размер не

ниже законодательно устанавливаемого минимального потребительского бюджета (на

Информация о работе Социальная политика государства