Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой
характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных
условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп
населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в
себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения
доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы,
инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных,
медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, РОЛЬ
В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции
1.2. Структура социальной политики
1.2.1. Политика регулирования доходов населения
1.2.2. Политика социальных гарантий
1.2.3. Политика обеспечения занятости
1.2.4. Политика социальной защиты
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ уровня доходов населения
2.2. Состояние социальных гарантий
2.3. Безработица и занятость в Республике Беларусь
2.4. Социальная защита населения
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 142.30 Кб (Скачать файл)

области образования является обеспечение непрерывного образования населения в

соответствии с потребностями государства. Для этого необходимо осуществить

последовательное решение следующих задач:

•обеспечить обновление содержания и повышения качества, системность и

непрерывность образования;

•построить все уровни образования в соответствии с государственными

образовательными стандартами;

•организовать воспитательную работу в учреждениях образования, нацелить ее на

формирование гражданственности, патриотизма, гуманизма;

•всемерно содействовать организации работы детских и юношеских самодеятельных

организаций;

    

    

\                        36

V

•повысить   уровень   трудового   обучения   и   воспитания, профессиональной

ориентации учащихся;

•улучшить социальное положение, совершенствовать оплату труда

педагогических работников.

В области культуры важными направлениями государственного регулирования

должны быть бюджетное финансирование и государственный протекционизм; изменение

форм и источников ее финансирования. Кроме того, государство обязано

поддерживать творческую интеллигенцию, создающие духовные ценности, без которых

невозможно формирование демократического общества, создавать реальные условия

для свободной творческой деятельности и вхождения в   культуры мировой процесс,

обеспечить охрану общественной нравственности, духовного здоровья

     / нации. Культура будет играть всевозрастающую роль в укреплении

интеллектуального потенциала страны. Для этого предусматривается всемерно

поддерживать, сохранять, укреплять и развивать сферу национальной культуры в

интересах общества и формирования духовных потребностей населения.

Развитие  здравоохранения  должно  исходить  из  принципов

ответственности государства, всех субъектов хозяйствования за состояние

здоровья граждан; равных возможностей развития всех учреждений здравоохранения

независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При   этом

государство должно играть роль гаранта удовлетворения общественно необходимых

потребностей граждан в медицинском обслуживании вне зависимости от доходов.

Основным направлением развития отрасли должна быть профилактика заболеваний и

развитие социально страховой медицины, а источниками финансирования

-государственный бюджет и негосударственные  инвестиции при постепенном

увеличении последних.

Переход к устойчивому развитию нельзя обеспечить без улучшения здоровья

людей, создания благоприятных условий их жизнедеятельности. В

    

    

37

последнее десятилетие в РБ продолжается рост заболеваемости во всех

возрастных  группах  населения  и  общей  смертности,  снижения

продолжительности жизни. Особую тревогу вызывают прогрессирующая тенденция

роста и омоложения социально опасных заболеваний, таких как наркомания,

эпидемиологическое неблагополучие по ВИЧ-инфекции, туберкулеза. На состояние

здоровья людей отрицательное воздействие оказывает также растущая

алкоголизация населения. Остается сложной проблема обеспечения лечебно-

профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием,

лекарственными средствами и медикаментами.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь (у^Л на

2001 - 2005 гг. развитие системы здравоохранения определено

приоритетными направлениями государственной политики. Правительство

предполагает увеличить к 2005 г. уровень финансирования системы

здравоохранения до 7,5 % ВВП.

В республике для определения национальной политики развития здравоохранения

на перспективу разработан проект государственной программы «Здоровье нации»

на 1999 - 2005 гг., где в качестве главных целей определены стабилизация и

снижение заболеваемости, улучшение качества окружающей среды и условий труда,

а также демографической ситуации.

Для реализации целей и задач в области здравоохранения приоритетным

направлением государственной политики будет обеспечение прав граждан на

получение медицинской помощи при сохранении основного принципа бесплатности

медицинского обслуживания. Вместе с тем предполагается принять закон о

здоровье народа, введя в него положения об ответственности самих граждан за

состояние здоровья.

Укреплению здоровья нации следует подчинить развитие массовой физкультуры и

спорта, туризма. Приоритетными в этой сфере должны стать активизация

физкультурно-оздоровительной работы среди дошкольников, учащейся и студенческой

молодежи, по месту жительства, на производстве,

    

    

38

физическая реабилитация лиц с отклонениями в развитии и инвалидов. В этой

связи предполагается создание соответствующей физкультурно-оздоровительной и

спортивной инфраструктуры.

Одним из главных условий перехода к устойчивому развитию является сокращение

бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам,

необходимых для нормальных условий жизни.

Основные меры по борьбе с бедностью в РБ включает: содействие росту занятости

и создание условий для трудовой деятельности, предоставление всем

трудоспособным гражданам возможности для обеспечения достаточного уровня

дохода через заработную плату, проведение активной социальной политики от

риска (болезнь, инвалидность,

уход на пенсию, безработица и т. д.) через систему социальных программ;

^ обеспечение социальной защиты  малоимущих, улучшение условий

жизнедеятельности семьи.

Для решения в РБ проблем бедности приняты законы о «Социальной защите инвалидов

в РБ», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы

на ЧАЭС», «О социальном обслуживании», «О государственном обслуживании», «О

государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Разработаны и

реализуются программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция

совершенствования оплаты труда, Президентская программа «дети Беларуси»,

Комплексная система мер по социальной защите населения РБ на 2000 -

2005 гг., Основные направления государственной  семейной политики,

Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется в различных формах:

государственные пособия семьям, воспитывающих детей, безвозмездные жилищные

субсидии, льготы, предоставляемые различным категориям населения, денежные

компенсации, адресная социальная помощь, материальная помощь, социальные

услуги в учреждениях социальной защиты.

    

    

39

Вместе с тем, ситуация с бедностью в Беларуси остается сложной. Согласно

официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов

ниже прожиточного минимума составило в 2000 г. 4192,1 тыс. чел. против 3956,6

тыс. чел. в 1996 г., т. е. количество бедных в Беларуси не сократилось, а

увеличилось на 6 %. Однако необходимо иметь в виду, что часть доходов

население укрывает, поэтому говорить о том, насколько эти цифры соответствуют

действительности, достаточно сложно. ^2. вТ

С целью оказания помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц,

относящимся к социально уязвимым группам населения и имеющим ограниченные

возможности для обеспечения своей жизнедеятельности на достойном уровне, с 1

января 2001 г. в РБ реализуется система адресной социальной помощи.

Таким образом, для решения в Республике Беларусь проблем, связанных с

бедностью, необходимо:

•поэтапное увеличение размеров социальных пособий (в том числе по

безработице) до уровня черты бедности;

•формирование стабильной и эффективной системы социального страхования.

Решать задачи социальной защиты пожилых, недееспособных граждан

предусматривается путем совершенствования пенсионной системы. Развитие

пенсионного обеспечения будет осуществляться на базе Концепции реформы

пенсионного обеспечения, принятой правительством Республики Беларусь,

основная задача которой - рационализация и оптимизация условий предоставления

и норм пенсионного обеспечения.

Приоритетным направлением социальной экономической политики государства является

семья. Главными задачами государственной политики в отношении социальной

защиты семьи, женщин и детей определены:

обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической

воспроизводственной, воспитательной и культурной функций; повышение уровня и

качества жизни семей; обеспечение прав детей и молодежи на

    

    

40

полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие;

создание условий для безопасного материнства.

Актуальной   проблемой   в   Республике   Беларусь   является совершенствование

демографической политики. Для ее решения намечается реализация системы

упреждающих государственных мер по стабилизации и повышению рождаемости,

укреплению здоровья населения, снижению уровня смертности и увеличению средней

продолжительности жизни;

преодолению негативных последствий катастрофа на ЧАЭС; осуществление

миграционной политики, направленной на позитивные территориальные перемещения

населения. Осуществление этих мер позволит в значительной степени

предотвратить негативные демографические тенденции.

Для решения демографических проблем первостепенное значение / имеет

обеспечение потребности в жилье. Национальная жилищная

     стратегия предусматривает реализацию права на жилье для всех групп и

слоев   населения   при   обеспечении   социальных   гарантий   для

малообеспеченных граждан. Долгосрочной целью жилищной политики Республики

Беларусь должно стать улучшение жилищных условий граждан:

преодоление дефицита жилья, улучшение качества жилых помещений, создание

оптимальной инфраструктуры жилых массивов с соблюдением физических,

эстетических, экологических параметров окружающей среды, с учетом местных

условий и приближением в перспективе по этим показателям к уровню

экономически развитых стран.

Основные принципы жилищной политики таковы:

•предоставление бесплатного (социального) жилья гражданам, пользующимися

предусмотренными законодательством льготами;

•государственная поддержка граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных

условий;

•свободный доступ к удовлетворению жилищных потребностей для всех

граждан за счет собственных средств.

                                                                              41

Особое внимание будет уделяться обеспечению жильем молодых семей и строительству

жилья на селе. Предполагается, что в 2005 г. ввод жилья составит 6,3 млн. м.

2 общей площади, а средняя обеспеченность достигнет 23,8 м2 в

расчете на душу населения, а в 2015 г. - 29 - 30 м2 против 20,0 м

2 в 1997 г. В городах будет отдано предпочтение строительству малых и

среднеэтажных (2-5-этажных) жилых домов и индивидуальных домов для одной семьи.

[^2. 5 3

В Республике Беларусь также большое внимание уделяется структурным

преобразованиям экономики, направленным на уменьшение потребления сырьевых и

топливно-энергетических ресурсов, эффективное использование созданного

научно-технического и производственного потенциала и местных ресурсов.

Сбалансированность структур потребления и производства предусматривается

путем формирования разумных потребностей человека, в частности, разработкой и

широким использованием научно обоснованных норм и нормативов потребления благ

и услуг.

Таким образом, в РБ разработан и действует достаточно сложный и

взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране.

Однако проведению эффективной социальной политики препятствует множество

различных внутренних и внешних проблем. Практически исчерпаны  экстенсивные

источники  и  факторы  долговременного экономического роста. Многие проблемы

связаны с чрезмерной открытостью экономики РБ, экономической зависимостью ее

от других стран. Переход на интенсивный путь сдерживается медленным процессом

разработки и внедрения высоких ресурсосберегающих технологий из-за нехватки

инвестиций,   несовершенства   инновационных   систем,   отсутствия

эффективной  конкурентной  среды  и  рыночной  инфраструктуры, стимулирующих

спрос на новые знания, нововведения, обновления производства и продукции.

Сложные задачи предстоит решать в процессе формирования активной социальной

политики, повышения эффективности

    

    

42

     ее, в том числе в области доходов и оплаты труда, в развитии

здравоохранения, при решении демографических проблем.

Сложившаяся ситуация, вызванная целым комплексом внутренних и внешних проблем

,не может быть решена одномоментно. Требуются значительные усилия со стороны

руководителей органов государственного управления для реализации

разработанной стратегии. В силу инерционной природы экономических процессов

требуется время для нормализации многих социально-экономических аспектов

хозяйствования, в том числе активного    проведения    кредитно-денежной,

бюджетно-налоговой, финансовой, инвестиционной, инновационной политики и др.,

Информация о работе Социальная политика государства