Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой
характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных
условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп
населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в
себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения
доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы,
инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных,
медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, РОЛЬ
В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции
1.2. Структура социальной политики
1.2.1. Политика регулирования доходов населения
1.2.2. Политика социальных гарантий
1.2.3. Политика обеспечения занятости
1.2.4. Политика социальной защиты
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ уровня доходов населения
2.2. Состояние социальных гарантий
2.3. Безработица и занятость в Республике Беларусь
2.4. Социальная защита населения
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 142.30 Кб (Скачать файл)

законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их

реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы

социальной защиты населения. Государственная социальная помощь

лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода

не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование.

Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный,

региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой

системы. Определяющая характеристика данного института защиты

социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми

категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого

страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному

страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки

нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого

сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное

(по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы)

из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости)

или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей,

работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью

механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики

социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это

означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е.

предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность

страхователей и застрахованных.  Добровольное личное

(коллективное) страхование работников (от несчастных случаев,

медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы

самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на

принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие

характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан.  

Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые

работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных,

транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты).

Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов

социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата

разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование

(пенсионное и медицинское, от  несчастных случаев на производстве  и в связи с

безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают,

как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют

примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных

фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3%

ВВП.[1] Мировой опыт подтверждает,

что система социального страхования - один из основных институтов социальной

защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию

конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае

болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой

от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств

регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового)

стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых

взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи,

когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств

(фактически за счет других  лиц), финансовыми источниками выплат  и услуг по

программам социального страхования являются специализированные фонды,

формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из

источников финансирования, социальное обеспечение  можно разделить на

социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и

попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую

комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой

принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет

взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг.

Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е.

на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в

наибольшей степени соответствует рыночным принципам  справедливости,

вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это

ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает

последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного

возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим

лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть

которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

Осуществляется частными компаниями (добровольное);

Осуществляется государством (принудительное);

Для развитых стран общепринятым  является  обязательное страхование,

обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления

старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только

те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не

может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно

дополняться социальной помощью. Между социальной помощью и общественным

страхованием:

1.То и другое предполагает  перераспределение доходов

2.То и другое связано со  сложившимися в обществе представлениями  о

справедливости.

3.То и другое имеют поля  пересечения.

Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет

других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров

помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае

стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому

там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо

отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает

финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре

альтернативных подход:

-    помощь всем покупателям  выплачивается в одинаковом размере;

-    помощь ориентирована  на индивидуальную обеспеченность;

-   размер помощи может  быть ориентирован на величину  прежней заработной

платы или же на величину страховых взносов получателя;

-   величина помощи зависит  от потребностей получателя.

     Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в

организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако непригодным,

если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода

сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может

понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности

при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом

эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи

необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы

социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени

зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации

социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое

определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с

максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и

попечительства. Характерной чертой попечительства является

финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы

социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может

приводить к перегрузке государственных финансов.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной

помощи. Основных критериев здесь два:

- социальные гарантии должны  обеспечивать минимально достаточный  уровень жизни;

- социальные пособия не должны  отвлекать людей от труда и  культивировать

иждивенческие отношения;

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу

социальных пособий.

К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12

месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении

года - минимальная заработная плата. 1

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не

работать, чем работать.

Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача

такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до

минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит  поддержание

минимальных доходов на определенном уровне.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему

бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной

бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные

пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

     1.2.3. Политика обеспечения занятости

В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на

“откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и

активизации деятельности государства в сфере занятости были:

1) развитие НТР и повышение  роли человека в общественном  производстве;

2) обеспечение общих условий  воспроизводства, в том числе  воспроизводство

рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами;

4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию и  совершенствованию интеллектуального  потенциала

общества;

6) влияние идей и конкретных  социальных  достижений (отсутствие  явной

безработицы - прежде всего) капитализма;

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными

средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможна и

неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм

собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и

структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем

сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу

оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить

уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в

зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить

трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры,

выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и

предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в

трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы,

продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех

развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об

отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции

эффективной занятости.

Эффективная занятость - это модель развития и использования

квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на

переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в

реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная

служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости

(отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы  независимо от

формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования

процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда,

разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и

обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной

занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает

требованиям рынка рабочей силы.

Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов.

Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-

вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае

максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в

первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат

уменьшаются.

Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж,

физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в

Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в

течение 3-х лет.

Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы

трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ

Информация о работе Социальная политика государства