Социальная политика российского государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
• характеристика функций и моделей социальной политики;
• выявление основных направлений социальной политики в России;
• исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной политики 5
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 5
1.2 Функции и модели социальной политики государства. Кривая Лоренца, коэффициент Джини 8
Глава 2. Особенности социальной политики России 14
2.1 Основные направления социальной политики в России 14
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Эконом. теория.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Рис.1. Кривая Лоренца по показателю валовой региональный продукт в расчете на душу населения для регионов России (2005 г.). 
Коэффициент Джини представляет собой отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и «линией абсолютного равенства» к площади треугольника, лежащей под линией абсолютного равенства. Коэффициент может принимать значения от 0 до 1, и соответственно чем больше значение коэффициента, тем более неравномерно распределены доходы. Коэффициент Джини может быть использован также для оценки степени неравенства развития регионов, в качестве доходов которых может рассматриваться валовой региональный продукт (ВРП), оценки степени неравенства распределения экологической нагрузки на окружающую среду по различным показателям (объем сточных вод, объем выбросов в атмосферу). В силу того, что российские регионы очень дифференцированы по территориальным размерам, численности населения, целесообразно рассматривать эти показатели в расчете на душу населения. Для расчета коэффициента Джини и построения кривой Лоренца по показателю ВРП в расчете на душу населения необходимы следующие данные: ВРП в расчете на душу населения по регионам РФ в сопоставимых ценах.

Коэффициент Джини (индекс Джини) рассчитывается как площадь области между кривой Лоренца, которая описывает реальное распределение, и идеальной прямой равномерного распределения. Максимально возможная площадь принимается за единицу измерения. Коэффициент Джини G может принимать значения от нуля до единицы (0÷1). G = 0 означает равномерное распределение, G = 1 — предельный случай, когда признаком обладает только один человек. Индекс Джини — коэффициент Джини, выраженный в процентах.

Эта статистическая модель была предложена и разработана итальянским статистиком  и демографом Коррадо Джини (1884—1965) и опубликована в 1912 году в его знаменитом труде «Вариативность и изменчивость признака» («Изменчивость и непостоянство»). Таким образом, это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны.

Преимущества коэффициента Джини:

• Позволяет сравнивать распределение  признака в совокупностях с различным  числом единиц (например, регионы с  разной численностью населения).

• Дополняет данные о ВВП и среднедушевом доходе. Служит своеобразной поправкой этих показателей.

• Может быть использован для  сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разными странами). При  этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.

• Может быть использован для  сравнения распределения признака (дохода) по разным группам населения (например, коэффициент Джини для  сельского населения и коэффициент  Джини для городского населения).

• Позволяет отслеживать динамику неравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.

• Анонимность — одно из главных преимуществ коэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто имеет, какие доходы персонально.

Недостатки коэффициента Джини:

• Довольно часто коэффициент Джини  приводится без описания группировки  совокупности, то есть часто отсутствует  информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количество групп  поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для нее значение коэффициента Джини.

• Коэффициент Джини не учитывает  источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т. п.) коэффициент  Джини может быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая — за счет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда.

• Метод кривой Лоренца и коэффициента Джини в деле исследования неравномерности  распределения доходов среди  населения имеет дело только с  денежными доходами, меж тем некоторым работникам заработную плату выдают в виде продуктов питания и т. п.; также широкое распространение получает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.

• Различия в методах сбора статистических данных для вычисления коэффициента Джини приводят к затруднениям (или даже невозможности) в сопоставлении полученных коэффициентов.

 

Глава 2. Особенности социальной политики в России

2.1 Основные направления  социальной политики в России

 

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни8. Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия замыкает в Европе четвертый десяток стран (оценка дана по состоянию на февраль 2004г.). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новых бедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования.

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что России нужно  проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения9.

Основными направлениями социальной политики России являются:

I. Политика в области улучшения жилищных условий.

II. Политика в области регулирования пенсионного обеспечения.

III. Политика в области здравоохранения.

IV. Политика в области образования.

V. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.

VI. Политика в области регулирования доходов населения.

  1. В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Не менее 15% населения  страны ютится в жилище, малопригодном  для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных – по отечественным меркам – жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье. Социологические опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый дом или квартиру, и вынуждены многие годы откладывать такую покупку.

  1. Доходы Пенсионного Фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

В настоящее время  трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется  государством, и ее размер устанавливается  законодательно в виде фиксированной  суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

С 1 марта 2009 года базовая часть  трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой  размер трудовой пенсии по старости, а  ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.

  1. Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию10. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

В 2007 году было зарегистрировано 924,8 больных с диагнозом, установленным  впервые в жизни на 1000 человек  населения. Показатель младенческой смертности в России за период январь – февраль 2009 года составил 8,2 на 1000 родившихся живыми11. При этом снижение младенческой смертности произошло во всех федеральных округах.

Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2007г. на 60,3 тыс. человек, или на 8,3%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 190,4 тыс. студентов, или 28,4% от общего числа принятых (в 2007г. - 238,1 тыс., или 32,6%). Прием в государственные и муниципальные ВУЗы в 2008г. сократился на 21,3 тыс. человек (на 1,5%) в основном за счет студентов, принятых на дневную форму обучения, сокращение приема на которую составило 47,7 тыс. человек, или 6,7%. Численность принятых на заочную форму обучения увеличилась на 29,8 тыс. студентов, или на 5,1%.

Прием на обучение в государственные  и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 561,3 тыс. человек  и сократился по сравнению с 2007г. на 7,4 тыс. человек, или на 1,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением  затрат на обучение остался на уровне 2007г. и составил 58,8% от общего числа принятых. По результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные ВУЗы принято 566,0 тыс. человек, что превышает аналогичный прием 2007г. на 117,2 тыс. человек, или на 26,1%.

Платных образовательных  услуг населению в 2008г. было оказано  по предварительным данным на 281,0 млрд. рублей, или на 1,3% больше, чем в 2007 году. 28% семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе.

Существующая на данный момент система образования постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается  разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв теории от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают12.

  1. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.

Информация о работе Социальная политика российского государства на современном этапе