Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:25, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2
1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса………………..3
2.Предложение: кривая и закон предложения…………………………………..8
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения……………………..14
4.Рыночное равновесие………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…22

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике..docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

 

 

   Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2

1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса………………..3

2.Предложение: кривая и закон предложения…………………………………..8

3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения……………………..14

4.Рыночное равновесие………………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.

Изменение соотношения между спросом и предложением  порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.

Цель работы – раскрыть экономическое содержание спроса и предложения, выявить закономерности в изменении спроса и предложения на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе и предложении, выявить зависимость между спросом и предложением, сделать выводы.

 

 

 

 

   

 

 

1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса

Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом.

Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.

В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.

Объем спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос,

определяется множеством факторов. Таковыми могут быть цена товара или услуги, доходы потребителей, вкусы, ожидания и др. Зависимость объема спроса на определенный товар от перечисленных и иных факторов выражает формула:

 

Qd=f(Pa, Pb, …, Pz; I; T; M;…; n)

 

 Qd -объем спроса; P- цены товаров a, b и z; I- доходы потребителей; T-вкусы покупателей; M;-общее число покупателей; n- иные факторы.

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом.

Формируется индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена . Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса.

Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно показать с помощью криво спроса.

Кривая спроса – графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

Эту зависимость можно изображать на графике (рис.1) в виде кривой спроса d, где P (price) – цена, Q (quantity) – количество, величина спроса, d (demand) – спрос.

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену (P), а на горизонтальной – количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене (Q).

 

          Если спрос увеличится, то кривая спроса сдвинется вправо от D к D1, если спрос уменьшится, то кривая двинется влево от D к D2.

Итак, термин объем спроса относится к какой – либо точке на линии спроса, а термин спрос относится к положению всей кривой спроса.

Из анализа кривой спроса видно, что на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении.

В экономике есть два понятия – «спрос» и «величина спроса», которые очень часто обозначаются одним словом спрос, но эти понятия имеют различия.

Понятие «спроса»

Понятие «величина (объем) спроса»

Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по определенной цене в определенный период времени, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку

Объем спроса – максимальное количество конкретного товара, которое согласен купить отдельный покупатель в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях ( цена данного товара, цены на другие товары, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей и.т.д )


 

Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов снижение цены ведет к возрастанию спроса и наоборот, повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса.

Закон спроса – это зависимость цены спроса на определенный товар от уровня цены на него.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

1.снижение цен увеличивает число покупателей;

2.во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей;

3.насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже.

Действие закона спроса объясняет существование эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.

Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Функция спроса в механизме функционирования рынка необычайно велика, ибо она побуждает производителей выпускать необходимые населению товары, улучшать их ассортимент и качество.

Для анализа состояния рынка того или иного товара немаловажное значение имеет знание реакции спроса на повышение или понижение цены. Причем в данном случае идет речь о количественном изменении чувствительности спроса к изменению цен. Таким показателем является эластичность спроса по цене — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным (предметы первой необходимости).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичны (предметы роскоши).

Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяется в одном направлении. Некачественные товары – отрицательную, так рост доходов снижает на них спрос.

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности Ed, который определяется по формуле.

Ed=∆Q/∆P

где Ed - эластичность спроса по цене; ∆Q- изменение спроса, %; ∆P- изменение цены, %.

Вывод.

Величина спроса зависит от многих факторов, основным из которых принято считать цену. Закон спроса выражает обратную зависимость между спросом и ценой товара. Для анализа рынка применяют показатель эластичности спроса по цене. Спрос может быть эластичным, неэластичным и с единичной эластичностью (принимается в качестве критерия для определения товаров с эластичным и неэластичным спросом).

 

2.Предложение: кривая и закон предложения

Предложение – (от англ. supplu, S) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов предложить к продаже в течение некоторого промежутка времени. Чем выше цена, тем большее количество продукции производителя захотят поставить на рынок, и наоборот.

 

Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.

Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Он зависит от целого ряда факторов. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов выражается через функцию предложения:

 

Qs=f (P1, P2, …, Pn; K; C; Z; …; n)

 

где Qs-объем предложения; P1, P2, …, Pn- цены товаров и услуг; K-характер применяемых технологий; C- налоги и дотации; Z- природно-климатические условия; n- иные возможные факторы.

Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить по данной цене.

Когда цена предложения растет, производитель пытается больше произвести и предложить товара на рынке, т.е у него появляется стимул. Рост цены на определенный товар способствует влиянию капитала в эту отрасль, что сказывается на расширении, модернизации отрасли, снижении затрат на производство товара и в дальнейшем снижении цены.

Если на оси ординат отложить цены, а на оси абсцисс – количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменении предложении от динамики цен.

Кривая предложения сдвинется вправо от S к S1, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сметит кривую предложения влево от S к S2.

 

P S2  


 S S1


P1



P2


 


 

0 Q1 Q Q2 Q3


 

         Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходят под влиянием цены товара.

Это закон предложения, который гласит:

          Закон предложения – прямая зависимость между ценой и количеством  предлагаемого продукта.

Закон предложения графически представляется в виде положительно наклоненной прямой: по оси ординат показывают разные уровни цены (Р) на товар, а по оси абсцисс – величина предложения (S) данного товара.

Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходят под воздействием неценовых факторов.

Минимальна цена за данное количество товара, на которую продавец готов согласится, называется ценой предложения. Если цена на его товар оказывается выше той цены, на которой он готов поставить свой товар на рынок , возникает так называемый излишек производителя, характеризующий чистую выгоду, получаемую производителем от производства и продажи данного товара или услуги.

Информация о работе Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса