Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:25, реферат
Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2
1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса………………..3
2.Предложение: кривая и закон предложения…………………………………..8
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения……………………..14
4.Рыночное равновесие………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…22
Величина предложения - максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.
Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой.
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Это обусловлено тем, что выручка, получаемая от реализации товара по более высокой цене, содержит большую долю прибыли, т. к. издержки производства на его выпуск остаются неизменными. Разность между выручкой от реализации товара и его издержками есть не что иное, как прибыль.
В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.
Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.
Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль. Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализация продукции из-за возросших трудностей и т.д.
На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и т.д.
Для потребителя цены - сдерживающий фактор, т. к. высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.
Наравне с эластичностью спроса проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации.
Коэффициент эластичности предложения по цене выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении товара на 1 %. Он рассчитывается как отношение процентного измерения величины предлагаемой продукции к процентному изменению в цене по формуле:
Es=%∆Qs/ %∆P.
где Es- эластичность предложения по цене; %∆Qs- процентное измерение величины предлагаемой продукции; %∆P-процентное изменение в цене.
Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложении называется единичной.
Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.
Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (P) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.
Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем положе кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара.
Вывод.
Предложение-это те блага, которые поступают на рынок с целью их продажи.
Исходя из закона предложения, можно сказать, что в отличие от спроса, стимулом к расширению производства товара, и, следовательно, увеличения его предложения является повышение цен.
Предложение, как и спрос, может быть эластичным, неэластичным и единичным.
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения
Выяснив закономерности, необходимо выяснить факторы, влияющие на спрос и предложение. Их условно принято делить на ценовые и неценовые.
Ценовой фактор – это цена на данный товар, она влияет на спрос обратно пропорционально.
Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса и предложения на товар.
Цена служит самым важным фактором количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми факторами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса и кривой предложения. Поэтому их также называют факторами изменения спроса и предложения. Изменение одного из факторов изменяет положение кривой.
Влияние неценовых факторов, воздействующих на спрос:
Сдвиг влево (уменьшение спроса) |
Сдвиг вправо (увеличение спроса) |
рост дохода потребителя (некачественные товары) |
рост дохода потребителя (нормальные товары) |
падение дохода потребителя (нормальные товары) |
рост дохода потребителя (товары низкого качества) |
утрата ( ослабление) вкуса |
усиление вкуса |
ожидания падения будущих цен |
ожидаемый рост будущих цен |
ожидания падения будущих доходов (нормальные товары) |
ожидаемый рост будущих доходов (нормальные товары) |
сокращение числа потребителей |
рост числа потребителей |
Доходы населения (потребителей). Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называются товарами низшей категории. Спрос на такие товары изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потреблении, а при уменьшении дохода- увеличение потребления.
Взаимозаменяющие товары ( субституты ) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.
Это происходит по 2 причинам:
изменения, то покупатель увеличивает потребление более дешевого товара, замещая им те товары, на которые цены не снизились.
Потребители обычно реагируют на изменение цен тех товаров, которые могут быть использованы только вместе.
Например: ручные часы совершенно бесполезны без ремешка или браслета, если в продаже не будет часов, ремешки не нужны, если спрос упадет на часы, то соответственно упадет спрос и на ремешки и браслеты.
Взаимодополняющие товары – это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.
Когда мы говорим о ценах на товары, нас мало волнует обозначение номинальной цены1, на больше интересует цена в определенном сравнении, отношении к другим ценам и к своему доходу. Сравнивая цены товаров между собой, мы тем самым определяем объем потребляемых товаров. В период инфляции2, когда общий средний уровень цен растет, становится особенно важным различать изменение в относительных ценах3 и изменение в целом номинальных. При инфляции определенный товар может стать относительно дешевым при условии, что цены на другие товары растут быстрее.
Когда два товара являются взаимодополняющими, изменение спроса на один товар приводит к такому же изменению на другой. Между ценой на один товар и спросом на другой наблюдается обратная связь.
Например, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду, а сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Например, лекарства и одежда.
Размер рынка (размер
предложения). Как правило, чем в
большем объеме представлен
Число покупателей. Здесь прямая зависимость: увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.
Например, японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая национальные особенности, надо исходить из того, что спрос не изменится, или изменится незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории.
В то же время вкусы и предпочтения меняются так же, как меняются потребности с развитием общества. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов.
Факторы, влияющие на предложение:
Сдвиг влево (уменьшение предложения) |
Сдвиг вправо (рост предложения) | |
Уменьшение числа производителей и продавцов |
Улучшение технических знаний | |
Ухудшение технологии |
Прогресс в технологии | |
Рост затрат на ресурсы |
Падение цен на альтернативную продукцию | |
Ухудшение технических знаний |
Уменьшение затрат на производственные ресурсы | |
Ожидаемое падение цен на продукцию |
Ожидания роста цен на производимую продукцию | |
Увеличение налогов, уменьшение субсидий |
Рост числа производителей | |
Сокращение налогов, увеличение субсидий |
Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот.
Например, снизились цены на сырье, материалы, топливо и другие факторы производства. Это означает, товаропроизводитель при тех же затратах приобретает больше ресурсов, а значит, может произвести больше товаров. Кривая предложения сместится вправо, т. к. выросло предложение товара. Рост цен на ресурсы вызовет смещение кривой влево.
Технология. Применение
более совершенной технологии
удешевляет производство. При данных
ценах на ресурсы снижаются
производственные издержки, а, следовательно,
увеличивается предложение. Смещение
кривой происходит вправо. Если
происходит удорожание
Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к снижению предложения и смещению кривой влево. Со снижением размера налогов картина меняется на противоположную.
Дотации - это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.
Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.
Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.
Вывод.
На спрос и на предложение могут оказывать влияние ценовые и неценовые факторы. Изменение этих факторов приводит к смещению кривой спроса и кривой предложения.
Информация о работе Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса