"Стадии экономического роста" У. Ростоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

На них влияли многочисленные факторы внутреннего и внешнего порядка, географическая среда, что предопределило нелинейный характер развития при общей тенденции к повышению уровня производительных сил. История человеческого общества и производительных сил характеризовалась созданием в разных районах планеты устойчивых многовековых социально – экономических образований с особым политическим управлением, культурой, общественной психологией, характерными чертами поддержания внешних связей.

Файлы: 1 файл

теории мир.хоз-ва(курс).docx

— 46.89 Кб (Скачать файл)

 

1. 5  Теории индустриального и постиндустриального общества. Генезис теории

  Теория "индустриального общества" возникла в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником можно считать американского экономиста П. Дракера, который опубликовал ряд трудов: "Будущее индустриального человека" (1942), "Новое общество. Анатомия индустриального строя" (1949) и др.

  Дракер возвестил наступление "второй промышленной революции", флагманом которой признает США. Главным принципом революции он считает массовое поточное производство, начало которому положил Генри Форд в автомобильной промышленности. [4. с. 61].

  Главным социальным последствием внедрения массового производства Дракер считает "отделение рабочего от продукта и средств производства". Процесс отделения рабочего от средств производства и продукта Дракер видит в следующем. В "традиционном обществе" XIX в. люди производили продукты самостоятельно. С переходом к индустриальному обществу продукт уже не выпускается отдельным рабочим, он становится коллективным. Отдельный рабочий обычно не может определить свой вклад в производственную организацию и в продукт. Виновник этого процесса - массовое производство с его специализацией. Кроме того, Дракер употребляет понятие "свободное индустриальное общество", образцом которого он считает американское общество".

  Капитализм и социализм для Дракера - две разновидности "индустриального общества", но капиталистическое общество он считает свободным, а социалистическое - рабским.

   В 50-х гг. теория индустриального общества находит широкое распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах американского социолога и экономиста У. Ростоу, французского социолога Р. Арона и американского экономиста Дж. Гэлбрейта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этапы развития мирового хозяйства

 

В развитии мирового хозяйства по принципу вовлеченности в мировую хозяйственную систему национальных хозяйств выделяют несколько периодов.

 

  1). Это 20 – 30-е годы ХХ, в., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства. Они проявлялись в общей неустойчивости экономических связей, дезинтеграции хозяйства западных стран. Начало этому периоду было положено Первой мировой войной и революцией в России. Перевод национальных экономик на военные рельсы, физическое уничтожение огромных производственных и людских ресурсов в ходе войны, экономическое разграбление захваченных территорий нарушили прежние хозяйственные связи, привели к сокращению подушевого дохода в промышленно развитых странах и в мире в  целом. Революция 1917 г. Создала альтернативу развитию капитализма и внесла в мировой порядок принцип биполярности.

  За 1913 – 1929  гг. ВМП практически не увеличился. Огромные потери понесла Россия в результате мировой и гражданской войн. Ее промышленное производство в 1922 г. Составило только 13 % от уровня 1913 г., а сельскохозяйственное – 55 %.  В Германии уровень производства составил в 1919 г. 55% от уровня 1913 г. Экономический кризис (Великая депрессия) конца 20 –х - начала 30-х годов сопровождался резким снижением (на 18%) производства в промышленно развитых странах. За 1929 – 1932 гг. валовой продукт США сократился на 28% , промышленное производство – на 44,7%, во Франции – соответственно на 11 и 25,6% в Германии – на 15,8 и 40,8%, в Британии – на 5,1 и 11,4%. Как видно из приведенных данных, наименьшее сокращение производства отмечалось у крупных колониальных стран.[5. с.153].

 В 20 – 30-е годы темпы  роста подушевого мирового продукта  оставались на уровне 1900 – 1913гг. – порядка 1,5 – 1,6% в год. В развивающихся  странах они составляли примерно 0,2% в год. Разрыв в уровнях развития западных стран  и нынешних развивающихся государств превысил 4,2 раза.

  В межвоенные десятилетия отмечалось хроническое превышение предложения сельскохозяйственного и минерального сырья, вызванного состоянием спроса. У производителей сельскохозяйственных продуктов и минерального сырья произошло относительное сокращение доходов, снизились их возможности приобретать промышленную продукцию и делать капиталовложения.

  Темпы мирового экспорта в рассматриваемый период резко упали; в ряде стран отмечалась отрицательная динамика (единственное исключение составлял Советский Союз). Экономический кризис привел к общему снижению экспорта товаров в мировом хозяйстве, усилил значение национальных сфер производства и сбыта. Экспортная квота ведущих стран в их ВВП в 30-е годы была в 1,5-2 раза ниже по сравнению с 20-ми годами. В 1938 г. доля экспорта  в ВВП промышленно развитых стран стерлинговой зоны, а также США отказались от золотого стандарта. Другие страны (Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария – золотой блок) сохранили его, третьи – использовали валютный контроль и заключили двухсторонние расчетные соглашения.

 В результате внешняя торговля стала сокращаться быстрее производства.     Разъединительная тенденция продолжалась до середины 40-х годов.

2). После Второй мировой войны произошла новая ломка социальной структуры хозяйства в связи с образованием мирового социалистического хозяйства. Координация внешнеэкономиских отношений, основанная на классовом подходе, сузила сферу прежде единого всемирного хозяйства, но не разрушила всемирный рынок.

  При всей обособленности мирового социалистического хозяйства экономические потребности социалистических и капиталистических стран обеспечивали поддержание внешнеэкономических отношений. Характер взаимоотношений был сложен и противоречив. Хозяйственные связи между государствами с различными общественными системами сочетались с противоборством и соревнованием, причем последние моменты преобладали. Социалистические страны заняли заметное место в мировом торговом обмене. В 1960 г. На их долю приходилось 11,7% мирового экспорта (1950 – 8,1%).

 Начало второго периода  характеризовалось резким превосходством  США в экономической мощи над  всеми другими государствами  мира. Второй период развития  мирового хозяйства протекал  в условиях интенсивного роста  вывоза предпринимательского капитала  в мировой капиталистической  экономике. За это время рост  зарубежного производства оказал  основное влияние на организационно  – экономические параметры мирового  хозяйства. [6. с.112].

Главной силой в производственных связях стали ТНК. Они образовали интернациональные производственные комплексы, включающие создание продукта, его реализацию, расчеты.

  В 50 – 70-е годы произошло сближение уровней развития США и других промышленно развитых стран – Японии, стран Западной и Восточной Европы. В 1955 г. совокупный ВВП шести ведущих стран (после США) составлял 74% ВВП США, а уже в 1970 г. – 114%. Однако каждая отдельная страна не смогла достаточно близко подойти к уровню развития американской экономики. Латинская Америка и большинство азиатских стран в основном сохранили свое положение, а африканские страны продолжали увеличивать свое отставание. Вместе с тем общемировое экономическое доминирование США перерождалось в многополюсную систему. Кризисная полоса в мировой экономике в 70 – 80-е годы не сопровождалось тенденцией к экономической автаркии, как было в 20- 30-е годы. За 60-е – первую половину 80-х годов экспортная квота промышленно развитых стран возросла с 11 до 21%, а развивающихся стран – с 18 до 26%.

 

 3). Последнее десятилетие ХХ в. можно считать началом нового периода в развитии мирового хозяйства. По сравнению с прежним периодом возросла степень формирования международных, а в ряде случаев – планетарных производительных сил, усилилось экономическое взаимодействие и взаимозависимость.

   Возрастание хозяйственной  целостности мира обеспечивается  новыми параметрами социально  – экономического развития.

 Изменилась социальная  структура восточноевропейских  стран  и бывшего Советского  Союза,  она приспособилась к  существующей  в западных странах, развалена мировая социалистическая  система и Советский Союз.

 За прошедшее столетие ВМП увеличился примерно в  19 раз по ППС, ВВП на душу населения – в 4,7 раза. Столь значительное увеличение экономической деятельности частично объясняется переводом прежней домашней деятельности в рыночную. Крупные сдвиги в развитии мирового производства произошли за вторую половину ХХ в. В этот период мировое производство возросло более чем в 6,5 раза,  производство  продукции обрабатывающей продукции – в 9 раз, а объем внешней торговли – в 31 раз.

 

2.1 Теория цивилизаций

Под теорией цивилизаций понимаются совокупности родственных народов, объединенных общностью культуры, исторической судьбы, экономических и социально-политических отношений, связывает процессы развития с модификациями цивилизаций в ходе исторического процесса и сменой лидирующих цивилизаций.

  Эта теория была выдвинута Н. Данилевским (1869), развита О. Шпенглером (1918) и детально разработана известным английским историком А. Тойнби (1934-1961), который подробно описал 21 цивилизацию трех поколений. Всего существовало около 30 цивилизаций, большая часть из которых погибла, ибо цивилизации, как и «Гумилевские» этносы, рождаются, живут и умирают. Первые локальные цивилизации возникли, как известно, в III-I тысячелетиях до нашей эры в Средиземноморье, Двуречье, Индии и Китае. Затем они распространились практически на весь населенный мир. Во II тысячелетии нашей эры лидерство перешло к западной цивилизации. К середине XX века, по Тойнби, осталось пять великих цивилизаций третьего поколения: «западная», «православно-христианская» (Юго-Восточная Европа и Россия), «исламская», «индуистская» и «дальневосточная. Продолжатель цивилизационной теории С. Хантингтон (1998) выделяет следующие современные цивилизации: «западную», «латиноамериканскую», «исламскую», «китайскую», «индуистскую», «православную», «буддистскую» и «японскую». Эти цивилизации имеют различный и быстроизменяющийся удельный вес в валовом мировом продукте.[7. с. 256].

 Нам, детям XX века, жизнь, поступательное движение и научно-технический прогресс представляются абсолютно естественными. Но ведь так было не всегда. Были не только неизмеримо большие по длительности, чем периоды развития, эпохи застоя, но и заметные несомненные откаты, отступления от уже завоеванных человечеством позиций. На смену цветущих некогда цивилизаций не раз в истории приходило варварство. Возникает мысль: что, если именно такие возвраты назад, а не непрерывное поступательное движение являются общей закономерностью? Такой точки зрения придерживаются сторонники теории исторических круговоротов, родоначальником которой можно считать итальянца Д. Вико, выдвинувшего концепцию о развитии всех народов по циклам — историческим кругам. Э. Мейер также придерживается взгляда на историю человечества, как на систему замкнутых циклов, например Древний мир, Средние века. При этом в каждом из них присутствуют элементы как феодальной, так и капиталистической экономики, одновременно свободного, наемного и принудительного труда.

2.2 Теория единой цивилизации

  В основе социокультурной теории единой цивилизации лежит либеральная идея о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю - либеральной демократии. По мнению современных сторонников этой теории, подобный строй, уже достигнут на Западе, а когда его, достигнут остальные страны мира по мере их либерализации, то мир превратится в единое общество и поэтому наступит как бы «конец истории», как выразился один из наиболее известных авторов этой теории, американец японского происхождения Фрэнсис Фукуяма.

 Теория единой цивилизации обращает внимание на все более могучие силы, которые объединяют страны мира в единое сообщество, усиливают их взаимозависимость, стирают границы между ними. Это силы интернационализации экономики, перерастающие в ее глобализацию и проявляющиеся, прежде всего через ее транснационализацию и интеграцию. В результате подобной модернизации черты современного индустриального и постиндустриального общества, которые впервые проявились на Западе, становятся чертами, присущими и остальным странам мира.

Одновременно теория единой цивилизации предполагает, что модернизация идентична вестернизации (т.е. копированию западной культуры другими странами). Однако опыт России и Японии в предыдущие века и стран Восточной и Юго-Восточной Азии в XX в. говорит о том, что модернизация может идти без вестернизации и страны в ходе ее могут сохранять свою принадлежность к другой, не западной цивилизации. В первую очередь это относится к культуре, но и в экономике может сохраняться самобытность, как, например, в Японии. Хотя теория единой цивилизации' признает важность в политической и экономической жизни религии и национализма, которые и порождают социокультурные различия между странами, однако предполагает, что по мере укрепления либерализма они перестанут быть ему помехой.

2.3 Теория столкновения цивилизаций

  Американский профессор Сэмуэл Хантингтон указывает на то, что после «холодной войны» политический и культурный мир становится все более многополярным и включает восемь главных цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую и латиноамериканскую. В последнее время, согласно этой теории, в мире и мировой экономике уменьшается роль Запада, возрастает значение азиатских цивилизаций; связи усиливаются, прежде всего, внутри разных цивилизаций, тяготея к ключевым, главным странам этих цивилизаций. В результате будущий мир, по Хантингтону, - это не единая цивилизация, а набор разных цивилизаций, между которыми есть много общего, но немало и различий, которые не стираются.

  Будучи социокультурной, теория столкновения цивилизаций имеет дело, прежде всего с культурными и политическими аспектами. Тем не менее, из нее вытекают достаточно важные экономические выводы. Так, постепенно уменьшается доминирование в мировой экономике западных стран - в середине XX в. на Западную Европу, Северную Америку, Австралию и Океанию приходилось около 2/3 мирового ВВП, а в конце XX в. - менее 1/2. Одновременно быстро растет удельный вес в мировой экономике азиатских стран - с 1/8 до 1/3. [8. с. 416].

Важный вывод, к которому приводит теория столкновения цивилизаций, - усиление многополярного мира, причем не только политического, но и экономического. Вышеупомянутое уменьшение роли Запада в мировой экономике и начавшееся в последние два десятилетия снижение веса бывших советских республик идут параллельно с быстрым усилением роли Китая и других стран Восточной и Юго-Восточной Азии, начавшимся усилением роли Латинской Америки и возможным - Южной Азии. Вероятно, экономическая мощь будет распределена в мире более равномерно, чем сейчас.

Информация о работе "Стадии экономического роста" У. Ростоу