Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа
Целью работы, исходя из актуальности темы, является изучение теории потребительского выбора и раскрытие сути понятия потребитель в рыночной экономике, а так же инновации и перспективы развития в рыночной экономике.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятия "потребительское поведение", "потребительский выбор";
- изучить основные законы поведения потребителей на рынке;
- провести анализ основных экономических теорий потребительского поведения и потребительского выбора;
- рассмотреть новейшие потребительские инновации в рыночной экономике.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Историческая основа теории потребительского выбора и ее сущность…....5
1.1 Основные предпосылки теории потребительского поведения…………….5
1.2 Сущность теории потребительского выбора………………………………13
2. Теория потребительского поведения. Потребитель в рыночной экономике………………………………………………………………………...19
2.1 Потребление, потребность и полезность…………………………………...19
2.2 Кривые безразличия и бюджетное ограничение………………………… 27
2.3 Производственные возможности и Парето-эффективность …………..…31
3. Современный этап развития теории и потребительские инновации в рыночной экономике …………………………………………………………...33
3.1. Современный этап развития теория потребительского поведения …….33
3.2. Потребительские инновации в рыночной экономике…………………… 37
Заключение……………………………………………………………………… 42
Список использованной литературы …………………………………………..46
Практическая актуальность
исследования потребительского поведения
видится в предположении, что
оно может выступать и как
фактор, детерминирующий развитие общественных
процессов: как субъективный фактор,
если его рассматривать с точки
зрения личного потребления, определяющего
стратегию поведения отдельных
индивидов или социальных групп
в системе экономических
В "социальном мире существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики или представления". Именно они определяют внутреннее содержание одобряемых социумом целей, очерчивают круг потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека, маркируют вещи и способности человека в качестве ресурсов и форм капитала, ограничивают допустимые формы их сочетания и использования, обозначают возможные сценарии самого поведения. Выступая объективным фактором развития, потребительское поведение само испытывает влияние ряда характеристик социально-экономического пространства. Несмотря на неоспоримый приоритет экономики, важную роль здесь играют и политические, и географические, и культурные, и психологические предпосылки.
Ставя задачу разработки социологической
перспективы изучения потребительского
поведения в переходной экономике,
отягощенного влиянием системных рисков,
мы исходим из того, что именно социология
во времена больших перемен
Однако
самая большая проблема, возникающая
в условиях российского рынка
– это монополизация, явная или
скрытая, ряда рынков. В качестве примера
можно назвать рынок жилищно-
Что мнение
потребителя продукции
3.2. Потребительские инновации в рыночной экономике
Общественные преобразования,
осуществляемые в России, предполагают
активный поиск инновационных путей
и средств для кардинального
обновления экономики. В связи с
этим понятен интерес к феномену
инновации со стороны отечественных
ученых, которые наряду с зарубежными
специалистами предпринимают
Основным направлением совершенствования работ по осуществлению инновационной деятельности становится переосмысление их роли, места, методов оценки и выбора, а также способов создания новшеств с точки зрения современной концепции маркетинга и отношения потребителей к инновациям.
Сегодня компании, все чаще используя новые методы, собирают и коллекционируют идеи собственных клиентов, выбирают лучшие инновационные решения и воплощают их в реальных продуктах.
Проблеме инноваций в
рыночной экономике посвящается
немало научных трудов, но сфере
потребительских инноваций в
настоящее время уделяется
В соответствии с усилением роли маркетинговых коммуникаций, каждый из четырех основных инструментов маркетинговой деятельности (продукт, цена, место и продвижение) имеет ярко выраженную коммуникационную составляющую, другими словами, выполняет коммуникационную функцию.
Формирование представления об инновациях в рамках маркетинговых коммуникаций связывается с понятием потребительской инновации, которая является таким ее видом, который отражает коммуникационные функции, выполняемые различными элементами комплекса маркетинга, обладающими новизной для потребителя.
Понимание потребительской
инновации меняет представление
об организации инновационной
Итак, изучение потребительских
инноваций позволяет выделить один
важнейший аспект — коммуникативную
характеристику. Она приобретает
все большее значение. Причем положительный
эффект от ее реализации тем ярче, чем
больше задействованы потребители
в формировании инноваций. Наиболее
полно можно выявить и
Управлять такими потребительскими
инновациями целесообразно
Таким образом, можно предложить
следующее определение
Исследование составляющих понятия "инновации" позволяет сделать вывод, что инновациям присущи следующие основные особенности:
разработка нововведения;
материализация нововведения в новом продукте;
востребованность рынком, т.е. удовлетворение потребностей потребителей;
способность нововведения приносить доход.
Вместе с тем вопрос о том, кто осуществляет генерацию идеи, остается открытым. С этой точки зрения, на наш взгляд, целесообразно классифицировать все инновации по субъекту разработки нововведений на две группы: производственные (традиционные) и потребительские.
Причем под производственными
или традиционными инновациями
будем понимать результат научных
знаний и опыта специалистов предприятия,
воплощенный в новой идее, на основании
которой создается новый
Разработку инноваций
осуществляют компании, проводя научно-
Потребительские инновации
имеют значительно большую
Таким образом, инновации
различаются в зависимости от
генератора идей, на основании которых
рождаются инновации. В качестве
генератора могут выступать как
специалисты предприятия, так и
сами потребители. И поскольку новые
продукты разрабатываются для
Теперь уделим внимание процессу производства потребительских инноваций.
В современном обществе развитие большинства сфер деятельности в значительной степени определяется тем, насколько эффективно организовано их информационное обеспечение. Конкурентоспособность отдельных компаний и национальной экономики в целом во многом зависит от уровня информационной инфраструктуры. При формировании потребительских инноваций невозможно обойтись без информационной поддержки. В то же время информация, необходимая для реализации инновационной политики, имеет свою специфику.
Использование системы потребительских
инноваций невозможно без создания
целостной системы
Важным аспектом при этом служит анализ информации, поступающей от потребителей. Но так как такая информация носит особый характер (имеет свои особенности: многомерность, сложность, научно-техническая новизну), то соответственно необходимы специальные современные информационные технологии, способные понять ее и выдать соответствующие аналитические сведения.
Особенностью процесса производства инноваций является то, что его условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать "интеллектуальное производство", а второй — "материальное производство".
Любому нововведению, прежде
чем оно будет создано, предшествует
возникновение новой идеи. "Производство"
идеи можно представить в виде
системы, на входе которой находятся
интеллектуальные ресурсы в виде
накопленных знаний и опыта, а
также трудовые — научно-технический
потенциал. Взаимодействие этих ресурсов
на выходе из системы дает результат
в виде новой идеи. Конкретное воплощение
идеи происходит на этапе "материального
производства", в котором результат
"интеллектуального
Инновация как объект купли-продажи есть продукт научных исследований, который воплощается, прежде всего, в определенных научно-технических знаниях, и только затем полученные знания претворяются в конкретный продукт через материальное производство. Другими словами, знание получает свое выражение через специфическую форму — научную информацию, но как товар эта информация может выступать на рынке не сама по себе, а будучи воплощенной в конкретную форму — инновационный материальный продукт, который придает знанию-товару различные качества.
Описанный выше процесс формирования
инноваций в полной мере характерен
и для потребительских
Заключение
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.
Наш выбор
товаров и услуг для
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
Предпочтения
покупателя являются субъективными. Субъективными
также являются и оценки полезности
каждого выбираемого блага. Но выбор
потребителя определяется не только
его предпочтениями, он ограничен
также ценой выбираемых продуктов
и его доходом. Так же как и
в масштабах экономики ресурсы
индивидуального потребителя
Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности. Это закон уже был нами сформулирован в самом общем виде, немного позднее мы вернёмся к этой формулировке. Предварительно же вспомним, что такое полезность блага в экономической теории.
Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.
Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий ещё меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.