Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы, исходя из актуальности темы, является изучение теории потребительского выбора и раскрытие сути понятия потребитель в рыночной экономике, а так же инновации и перспективы развития в рыночной экономике.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятия "потребительское поведение", "потребительский выбор";
- изучить основные законы поведения потребителей на рынке;
- провести анализ основных экономических теорий потребительского поведения и потребительского выбора;
- рассмотреть новейшие потребительские инновации в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Историческая основа теории потребительского выбора и ее сущность…....5
1.1 Основные предпосылки теории потребительского поведения…………….5
1.2 Сущность теории потребительского выбора………………………………13
2. Теория потребительского поведения. Потребитель в рыночной экономике………………………………………………………………………...19
2.1 Потребление, потребность и полезность…………………………………...19
2.2 Кривые безразличия и бюджетное ограничение………………………… 27
2.3 Производственные возможности и Парето-эффективность …………..…31
3. Современный этап развития теории и потребительские инновации в рыночной экономике …………………………………………………………...33
3.1. Современный этап развития теория потребительского поведения …….33
3.2. Потребительские инновации в рыночной экономике…………………… 37
Заключение……………………………………………………………………… 42
Список использованной литературы …………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.89 Кб (Скачать файл)

Предельная  полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого  блага.

Закон убывающей  предельной полезности предполагает зависимость  между увеличением количества потребляемого  блага и дополнительной полезностью  дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как  каждая дополнительная единица блага  добавляет уменьшающуюся величину полезности.

Закон убывающей  предельной полезности состоит в  том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется  потребитель, выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага  и при данном доходе потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые  принципы поведения потребителя  на рынке, то есть модель его поведения.

Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.

Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного  эгоизма.

Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится  выбрать такой набор благ, который  приносит ему наибольшую общую величину полезности.

На выбор  потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.

При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным  ограничением.

Модель  поведения потребителя представляет собой связанные между собой  общие принципы поведения потребителя  на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение. Сегодня компании, все чаще используя новые методы, собирают и коллекционируют идеи собственных клиентов, выбирают лучшие инновационные решения и воплощают их в реальных продуктах.

Под потребительской инновацией предлагается понимать результат творчества потребителей, воплощенный в новом  или усовершенствованном продукте, который востребован рынком и  непосредственно решает ту или иную потребность потребителей.

В зависимости от субъекта разработки нововведений предлагается классифицировать все инновации  на две группы: производственные (традиционные) и потребительские.

Процессу производства потребительских  инноваций, так же как и процессу производства традиционных производственных инноваций, свойственны две стадии: интеллектуального и материального  производства. Вместе с тем процессы производства традиционных производственных инноваций и потребительских инноваций имеют как сходства, так и различия. Сходства связаны с процессом материального воплощения инноваций, а различия - с процессом их формирования.

Однако процесс интеллектуальных разработок не одинаков для традиционных производственных инноваций и потребительских  инноваций. В случае производственных инноваций этап "интеллектуальное производство" осуществляется, как  правило, с помощью специалистов предприятия, т.е. используются интеллектуальные ресурсы, а также научно-технический  потенциал работников предприятия  либо специально приглашенных специалистов. При формировании потребительских  инноваций необходимые интеллектуальные идеи выдвигают потребители, т.е. используются интеллектуальные ресурсы, знания и  опыт потребителей. Второй этап — "материальное производство" в большинстве случаев  протекает одинаково, независимо от вида инноваций.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Экономика. Учебник, 3-е изд./ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова – М., 2003
  2. Микроэкономика: В 2т./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина – СПб., 1998
  3. Аникин А. История финансовых потрясений (российский кризис в свете мирового опыта). - М.: Олимп Бизнес, 2010.
  4. Лауфер М. Глобализация финансовых рынков на рубеже тысячелетий // Финансы и кредит, 2009, № 6.
  5. Делягин М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. - М., 2011.
  6. Кац А. Динамический экономический оптимум. - М.: Экономика, 2010.
  7. Коноплянник А., Субботин М. Государство и инвестор: об искусстве договариваться. Ч.2. - Харьков: Фолио, 2009.
  8. Малахов С. Деньги и экономическая психология // Деньги и кредит
  9. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2009.
  10. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика: курс основ. - М., 2010.
  11. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно кредитная политика Под ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. СПб., 2009. 496 с.
  12. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика М., Издательство МГУ
  13. Кампбел Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. 2т. М.: Издательство Республика, 2009.
  14. Курс переходной экономики./ Под. ред. акад. Л.И. Абалкина, М. 2010.
  15. Курс экономики./ Под. ред. д.э.н., д.т.н., проф. Б.А. Райзберга, 2011.
  16. Менкью М.Г. Макроэкономика Пер с англ. М.:Издательство МГУ
  17. Ховард К., Журавлева Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.
  18. Экономическая теория. / Под. ред. д.э.н. А.И. Добрынина, С-П., 2010.
  19. Экономическая теория./ Под. ред. д.э.н. И.П. Николаевой, М
  20. Экономика./ Под ред. д.э.н. А.И. Архипова, д.э.н. А.Н. Нестеренко, к.э.н. А.К. Большака. М.: Проспект, 2010.
  21. Селигмен Б. «Основные течения современной экономической мысли». М. "Прогресс". 1968.
  22. Дж. М. Кейнс. "Общая теория занятости, процента и денег". (Избранные произведения.) М., 1993.
  23. Дж. Р. Хикс. «Четыре излишка потребителя», "Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса", Т.1. Под ред. В. М. Гальперина. -- СПб., Экономическая школа. 1999.
  24. Экономический словарь, «Полезность» http://www.ckat.ru/keywords/answer.php?id=9789&letter=%CE&page=9

 

1 «Теория спроса, рента и суверенитет потребителя», Айвор Пирс, Современная экономическая мысль. Серия: "Экономическая мысль Запада". / Ред.: Афанасьева В.С. и Энтова Р.М./ - М., "Прогресс", 1981с82

2 Учебник.Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей,— СПб.: Питер Ком, 1999. стр. 39.

3 Экономический словарь, http://www.ckat.ru/keywords/answer.php?id=9789&letter=%CE&page.стр9

4 «Психологические проблемы изучения потребительского поведения», "Журнал практического психолога". n1, 1999, стр67

5 Л.И. Якобсон, «Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика» М., 2000. стр. 114,

6 Gordon Tullock «The Fundamentals of Rent-Seeking», The Locke Luminary Vol. I, No. 2 (Winter 1998)стр93

7 Гальперин В.М. Микроэкономика, гл. 3.1-3.2. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, общ. Ред. В.М. Гальперина, СПб., 1998.стр.128

8 Микроэкономика, гл. 3.5./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина – СПб., 1998.стр79

9 “Модель — это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые представляются важными для создателя модели. Другие аспекты, которые находятся вне его сферы интересов, могут игнорироваться. При моделировании поведения потребителя исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными”.

«Мировой опыт моделирования потребительского поведения», Л. К. Уманская, http://www.marketing.spb.ru/lib-research/world_model_exp.htm

10 Магистерская диссертация ГУ-ВШЭ, М., 2004. Взято с http://openecon.shulgin.ru/attach.asp@a_no=284.стр49

11 А. Николаева, В. Кашин «Преемник выбран», Ведомости, №56 (1583)стр202

 


Информация о работе Теория потребительского выбора