Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа
Целью работы, исходя из актуальности темы, является изучение теории потребительского выбора и раскрытие сути понятия потребитель в рыночной экономике, а так же инновации и перспективы развития в рыночной экономике.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятия "потребительское поведение", "потребительский выбор";
- изучить основные законы поведения потребителей на рынке;
- провести анализ основных экономических теорий потребительского поведения и потребительского выбора;
- рассмотреть новейшие потребительские инновации в рыночной экономике.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Историческая основа теории потребительского выбора и ее сущность…....5
1.1 Основные предпосылки теории потребительского поведения…………….5
1.2 Сущность теории потребительского выбора………………………………13
2. Теория потребительского поведения. Потребитель в рыночной экономике………………………………………………………………………...19
2.1 Потребление, потребность и полезность…………………………………...19
2.2 Кривые безразличия и бюджетное ограничение………………………… 27
2.3 Производственные возможности и Парето-эффективность …………..…31
3. Современный этап развития теории и потребительские инновации в рыночной экономике …………………………………………………………...33
3.1. Современный этап развития теория потребительского поведения …….33
3.2. Потребительские инновации в рыночной экономике…………………… 37
Заключение……………………………………………………………………… 42
Список использованной литературы …………………………………………..46
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
Закон убывающей
предельной полезности предполагает зависимость
между увеличением количества потребляемого
блага и дополнительной полезностью
дополнительной единицы этого блага.
С увеличением количества потребляемых
благ общая величина полезности благ
(совокупная полезность) увеличивается,
но в меньшей степени, так как
каждая дополнительная единица блага
добавляет уменьшающуюся
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.
Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.
Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма.
Потребитель
стремится максимизировать
На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.
При выборе
благ возможности потребителя
Модель
поведения потребителя
Под потребительской инновацией
предлагается понимать результат творчества
потребителей, воплощенный в новом
или усовершенствованном
В зависимости от субъекта разработки нововведений предлагается классифицировать все инновации на две группы: производственные (традиционные) и потребительские.
Процессу производства потребительских
инноваций, так же как и процессу
производства традиционных производственных
инноваций, свойственны две стадии:
интеллектуального и
Однако процесс
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 «Теория спроса, рента и суверенитет потребителя», Айвор Пирс, Современная экономическая мысль. Серия: "Экономическая мысль Запада". / Ред.: Афанасьева В.С. и Энтова Р.М./ - М., "Прогресс", 1981с82
2 Учебник.Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей,— СПб.: Питер Ком, 1999. стр. 39.
3 Экономический
словарь, http://www.ckat.ru/keywords/
4 «Психологические проблемы изучения потребительского поведения», "Журнал практического психолога". n1, 1999, стр67
5 Л.И. Якобсон, «Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика» М., 2000. стр. 114,
6 Gordon Tullock «The Fundamentals of Rent-Seeking», The Locke Luminary Vol. I, No. 2 (Winter 1998)стр93
7 Гальперин В.М. Микроэкономика, гл. 3.1-3.2. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, общ. Ред. В.М. Гальперина, СПб., 1998.стр.128
8 Микроэкономика, гл. 3.5./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина – СПб., 1998.стр79
9 “Модель — это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые представляются важными для создателя модели. Другие аспекты, которые находятся вне его сферы интересов, могут игнорироваться. При моделировании поведения потребителя исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными”.
«Мировой опыт моделирования потребительского
поведения», Л. К. Уманская, http://www.marketing.spb.ru/
10 Магистерская
диссертация ГУ-ВШЭ, М., 2004. Взято с http://openecon.shulgin.ru/
11 А. Николаева, В. Кашин «Преемник выбран», Ведомости, №56 (1583)стр202