Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:35, курсовая работа
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
1 Теоретические основы эластичности по спросу
Введение…………………………………………………..………….……..……3
1.1 Определение эластичности и ее свойства………………………….………4
1.2 Эластичность спроса…………………………………………………….…..5
1.3 Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………6
1.4 Дуговая эластичность………………………………………………………..7
1.5 Эластичность спроса по доходу…………………………………………….7
1.6 Перекрестная эластичность…………………………………………………8
1.7 Эластичность спроса на ресурсы………………………………………….10
1.8 Использование анализа эластичности для изучения поведения потребителя………………………………………………………………………11
1.9 Разработка стратегии предприятия………………………………………...14
2 Практическое применение знаний эластичности по спросу
2.0 Эластичность и налоговое бремя…………………………………………..16
2.1 Государственные цены и эластичность……………………………………19
2.2 Применение теории эластичности…………………………………………21
2.3 Практическое применение эластичности в рыночной экономике………24
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы………………...……………………………32
Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет. Это приводит к падению спроса на денные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.
На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход-расходы» для отдельно блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля. На рис.2 показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая Е1), предметов роскоши (кривая E2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (I), а на оси ординат - расходы на потребление данного блага (С)
1.8 Использование анализа эластичности для изучения поведения потребителя.
Изменение объёма
продаж влияет на объем выручки и
финансовое положение продавца. Зная
размеры спроса, можно легко определить
объём выручки – это
P P P P1
P1 D P1 D D
P2 P2 P2
Q Q Q
а) б) в)
Рисунок 3. Изменение выручки продавца при различной эластичности спроса
На рисунке 3 показано, как изменяется общая выручка при одинаковом изменении цены для товаров с различной эластичностью спроса.
При эластичном спросе (рисунок 3 а) снижение цены вызывает такое увеличение объёма продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего меньшей цене, больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене). При спросе единичной эластичности (рисунок 3 б) прирост объема продаж при снижении цены становится таковым, что общая выручка остаётся неизменной (обе площади равны). При неэластичном спросе (рисунок 3 в) снижение цены ведет к настолько малому изменению объема продаж, что объем общей выручки, уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего более низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего более высокой цене). Таким образом, можно заметить, что эластичность спроса определяет ценовую политику фирмы. Помимо этого, использование анализа эластичности поможет предпринимателям найти оптимальное количество выпускаемой продукции при определенной цене.
Однако на этом функции анализа эластичности не заканчиваются. Эластичность спроса можно использовать и для определения поведения потребителя. Для этого можно выделить несколько факторов влияющих на неё:
Но анализ эластичности важен не только для частных фирм и предприятий. Нередко именно из-за разной степени эластичности одни государственные меры заканчиваются успехом, а другие оборачиваются провалом.
Классический пример этому - введение налогов на алкогольном рынке, то есть введение акциза на водку. Вообще спрос на водку в России далеко неэластичен, однако изюминкой российского рынка алкогольной продукции является одновременное присутствие легальных производителей, например лучшей водки завода «Кристалл», и нелегальных производителей, например фальсифицированной водки, производящейся из непищевого спирта. Таким образом, алкогольные изделия контрабандного и подпольного происхождения, с производителей которых налогов собрать не удаётся, являются в данном случае товарами-субститутами для легальной водки. А значит, спрос на неё становится довольно эластичным.
Введение акциза
резко снижает объем продаж легальной
водки. Однако не все потребители
в России являются ценителями этого
национального продукта, в большинстве
случаев люди просто стремятся выпить,
поэтому они легко
Положение улучшилось, после того как правительство наладило контроль за выпуском нелегальной алкогольной продукции, что резко уменьшило эластичность спроса. А введение налогов на рынке с неэластичным предложением вызывает совсем другие последствия. Особенно хорошо это видно на примере налога на экспорт нефти. В России экспорт нефти для нефтяных фирм много выгодней, чем сбыт на внутреннем рынке. Во-первых, цены за границей на нефть значительно выше, чем на Российском рынке. Во-вторых, иностранцы платят аккуратно. Поэтому предложение нефти на экспорт фактически абсолютно неэластично и ограничено только пропускной мощностью нефтепроводов. Таким образом. Неэластичность предложения позволяет государству собирать максимальный объем налоговых платежей. Так и есть, доход от пошлин составляет значительную часть общего дохода нашего государства. Поэтому анализ эластичности важен не только для отдельных частных фирм, но и для государства вообще.
1.9 Разработка стратегии предприятия.
Основным направлением применения теории эластичности спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.
Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.
Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.
Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически неэластичен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос.
Прогнозирование эластичности спроса для различных товаров различно по сложности. Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры эластичности спроса достаточно очевидны. Сложнее прогнозировать эластичность спроса на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.
Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения.
Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Эластичность спроса с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.
При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого же товара другими производителями — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.
Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое и возможное предложение со стороны фирмы можно определит возможный объем производства. Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:
1 цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить предприятию прибыль;
2 цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;
2.0 Эластичность и налоговое бремя.
Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.
Особого внимания заслуживает налоговая политика государства, и прежде всего в области косвенных налогов. Косвенные налоги включаются в цену товаров и изымаются в бюджет после реализации последних. В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим случаи распределения налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию. На рис. 4.1 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.
Предложение до введения налога характеризуется линией П после введения налога — П’, т.е. линия предложения сместилась влево вверх на величину налога. Равновесное состояние переместилось из точки К в точку N, что указывает как на повышение цены, так и на сокращение объема продукции. Однако производитель не может установить цену выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать, это поднять цену до равновесного уровня.
Если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 4.2 выделенный прямоугольник показывает величину налога. Его часть ниже штриховой линии — потери производителя в результате введения налога. Потери покупателя составляют верхнюю часть от штриховой линии этого прямоугольника. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство с QK до QN, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
Если спрос неэластичен (рис. 5.2), налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. На графике об этом свидетельствует то, что большая часть прямоугольника находится выше штриховой линии. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен. На рис. 6 заштрихованные треугольники выделяют стоимость продукции, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потенциальные потребители, которые хотели бы, но не могут купить товар, и те потенциальные производители, которые хотели бы, нo не могут произвести его в результате налогового пресса. Это прямое следствие установленного налога и представляет собой потери для общества. Причем эти потери будут тем больше, чем выше эластичность спроса на данный товар.
Как уже говорилось, потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких. Эта очевидная зависимость называется законом спроса. На графике кривая спроса является нисходящей (DD). В соответствии с законом предложения ясно, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при более низком. На графике эта прямая зависимость дает восходящую кривую предложения (SS).
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция сделает неустойчивой. 1 Проиллюстрируем это на рисунке 8.
Рис. 7 график равновесия спроса и предложения
Избыточный спрос ,или дефицит , соответствующий ценам ниже цены равновесия , подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта.
Растущая цена будет:
1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара
Информация о работе Виды эластичности спроса и значение для экономической политики фирм