Анализ финансовых результатов деятельности на примере ООО "Грация"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:44, дипломная работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития Республики Беларусь, рост эффективности производства и укрепления финансов государства.
Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли, как положительному финансовому результату деятельности организации. Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.
Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.

Содержание работы

Введение ……………………………………….…………………………………… 6
1. Прибыль как основная цель деятельности предприятия ……..……….……. 10
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли ……………………………. 10
1.2 Понятие прибыли: ее состав и значение в деятельности предприятия …… 17
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, резервы увеличения ...27
2 Анализ формирования финансовых результатов деятельности на
примере ООО "Грация" ………………………………………………………….. 40
2.1 Общая характеристика предприятия и основные итоги финансово-хозяйственной деятельности …………………………………………………….. 40
2.2 Анализ состава, структуры и динамики прибыли ……………………….…. 46
2.3 Факторный анализ формирования прибыли от реализации продукции ….. 57
2.4 Анализ финансовых результатов от реализации по видам продукции …… 57
2.5 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов ……….. 67
2.6 Анализ показателей рентабельности предприятия ………………………… 72
3 Предложения по улучшению финансовых результатов деятельности
ООО «Грация» …………………………………………………………………… 79
3.1 Реструктуризация дебиторской задолженности предприятия ………….…. 80
3.2 Улучшение финансовых результатов деятельности предприятия за счет
роста выручки от реализации …………………………………………………….86
3.3 Ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия ……...……. 91
4. Охрана труда и промэкология на ООО "Грация" ………………………….. 100
4.1 Охрана труда …………………………………………………….……………100
4.2 Промэкология………………………………………………………………... 111
Заключение ……………………………………………………………………… 120
Список использованных источников ………………………………………….. 120
Приложение А Отчет о прибылях и убытках ООО «Грация» за 2007 год ….. 123
Приложение Б Бухгалтерский баланс ООО «Грация» за 2007 год ………….. 124

Файлы: 1 файл

moy_diplom.doc

— 905.50 Кб (Скачать файл)

3. Прибыль служит источником повышения уровня оплаты труда работ-ников и его материального стимулирования. За счет прибыли может производиться:

- премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;

- выплата вознаграждений по итогам работы за год;

- выплата материальной помощи;

- оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством;

- выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;

- предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;

- оплата жилья, путевок на лечение и отдых работникам и их детям и другие виды материальной помощи.

4. Прибыль является источником финансирования расходов предприятия на содержание социальной сферы, находящейся на балансе (поликлиник, здравпунктов, спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов и др.)

5. Прибыль является источником выплаты дивидентов акционерам и владельцам предприятий и в этом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы.

6. В росте прибыли  предприятий заинтересовано и  само государство, так как от  этого источника поступают налоговые  отчисления в государственный  бюджет. Поэтому целью совершенствования  налогового законодательства должно  быть обеспечения условий для роста прибыльности отечественного бизнеса как главного фактора подъема государственной экономики и улучшения благосостояния населения [20, c.117].

 

1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, резервы   увеличения

 

Основным показателем безубыточной работы предприятия является прибыль. Ее относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Вместе с тем анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, то это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании [22, c.308].

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике. 

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые постатейно анализируют себестоимость и изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции [22, c.309].

Не требует капитальных  затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

Прибыль предприятий  растет высокими темпами, главным образом за счет роста цен. Среднемесячные темпы ее прироста, превышая темпы роста цен, свидетельствуют об инфляционном характере формирования полученной прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

Резервы увеличения прибыли от реализации продукции представлены на рисунке 1.3.

 



 


 




 

 

Рисунок 1.3 – Схема  резервов увеличения прибыли от реализации

продукции*

*Источник: [15, c.418].

Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.

На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста  прибыли за счет возможного роста  объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции. Поскольку прибыль исчисляется как разница между ценой и себестоимостью, то очевидно, что на размер прибыли оказывают влияние рост цен и снижение себестоимости.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался  за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение  рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены  и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

В практике предпринимательской  деятельности применяются различные  способы снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует помнить, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции.

То же относится и  к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие  нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется  новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С  его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за учрежденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

 При стабильных  экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат.

В отраслях, ориентированных  на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, а также уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

На величину прибыли  от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Остатки нереализованной  продукции образуются по следующим причи- нам:

- часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.

Такое влияние на прибыль  остатков готовой продукции на складе имеет место на предприятиях, которые выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например электроэнергетики, транспорта, связи;

- остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки; часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем.

Непоступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения доходов — прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;

- продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки [22, c.312].

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например, безвозмездная передача основных средств предприятию, не относится на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной для накопления.

   Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т. е. управления финансами предприя-тия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных  активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства,  которые можно вовлечь в оборот.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Ценные бумаги приобретаются  предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.

 В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно. Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов. В первом случае доходы облагаются по общей ставке налога на прибыль, во втором — по ставке 15%, так как сертификаты относятся к ценным бумагам [22, c.314].

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности на примере ООО "Грация"