Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:44, дипломная работа
Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития Республики Беларусь, рост эффективности производства и укрепления финансов государства.
Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли, как положительному финансовому результату деятельности организации. Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.
Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.
Введение ……………………………………….…………………………………… 6
1. Прибыль как основная цель деятельности предприятия ……..……….……. 10
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли ……………………………. 10
1.2 Понятие прибыли: ее состав и значение в деятельности предприятия …… 17
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, резервы увеличения ...27
2 Анализ формирования финансовых результатов деятельности на
примере ООО "Грация" ………………………………………………………….. 40
2.1 Общая характеристика предприятия и основные итоги финансово-хозяйственной деятельности …………………………………………………….. 40
2.2 Анализ состава, структуры и динамики прибыли ……………………….…. 46
2.3 Факторный анализ формирования прибыли от реализации продукции ….. 57
2.4 Анализ финансовых результатов от реализации по видам продукции …… 57
2.5 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов ……….. 67
2.6 Анализ показателей рентабельности предприятия ………………………… 72
3 Предложения по улучшению финансовых результатов деятельности
ООО «Грация» …………………………………………………………………… 79
3.1 Реструктуризация дебиторской задолженности предприятия ………….…. 80
3.2 Улучшение финансовых результатов деятельности предприятия за счет
роста выручки от реализации …………………………………………………….86
3.3 Ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия ……...……. 91
4. Охрана труда и промэкология на ООО "Грация" ………………………….. 100
4.1 Охрана труда …………………………………………………….……………100
4.2 Промэкология………………………………………………………………... 111
Заключение ……………………………………………………………………… 120
Список использованных источников ………………………………………….. 120
Приложение А Отчет о прибылях и убытках ООО «Грация» за 2007 год ….. 123
Приложение Б Бухгалтерский баланс ООО «Грация» за 2007 год ………….. 124
Производные от прибыли относительные показатели, позволяющие оценивать результативность вложенных средств, используются в экономических расчетах и финансовом планировании.
Комплексным показателем
экономической эффективности
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
В Республике Беларусь средний уровень рентабельности производства (за исключением некоторых отраслей) относительно невысок и составляет 12-17%. Специалисты считают, что только при уровне рентабельности производства, превышающем 18%, предприятие может развиваться. Перед промышленностью и всеми отраслями экономики стоит задача повышения рентабельности за счет выпуска конкурентоспособной продукции, улучшения использования основного и оборотного капитала.
Виды показателей
Рентабельность продукции можно рассчитать, во-первых, по всей реализованной продукции и, во-вторых, по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости каждого вида.
Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используют показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли, при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.
Рентабельность собственных средств предприятия рассчитывают как отношение чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. Во многих случаях он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов [22, c.316].
Для оценки эффективности работы предприятия применение только показателей финансовых результатов недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость основных производственных фондов и оборотных средств. Эффективнее работает то предприятие, у которого стоимость активов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и стоимость активов предприятия, с помощью которых она создана.
Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции.
Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики.
Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли.
Таблица 1.2– Факторы, оказывающие влияние на величину финансового результата *
Внутренние факторы |
Содержание |
Материально-технические |
Использование более прогрессивных и экономичных предметов труда. Применение более |
Организационно-управленческие |
Освоение производства новых, более совершенных видов продукции. Проведение модернизации технологических процессов. |
Экономические |
Система планирования деятельности предприятия. Механизм экономического стимулирования эффективного использования ресурсов и снижения издержек. |
Социальные |
Повышение комфортности условий труда; повышение квалификации работников |
Экологические |
Выпуск экологически чистой и безопасной продукции. Экологически чистые способы утилизации отходов. Использование безотходных технологий. |
Рыночно-конъюнктурные |
Воздействие на формирование вкусов и спроса потребителей. Способы продвижения продукции на рынок |
Внешние факторы |
Содержание |
Хозяйственно-правовые |
Нормы ценового законодательства. Нормы налогового законодательства. Нормы защиты прав потребителей. Защита прав собственности. Нормы антимонопольного законодательства. |
Государственное регулирование хозяйственных процессов |
Условия по ограниченности уровня дохода (индексация цен, регистрация цен и т.д.). Установление минимальных |
*Источник: [7,c.120].
В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.
Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен. Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогич-ной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государст-вом).
К факторам, связанным с нарушением хозяйственной дисциплины относят:
- нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых надбавок;
- невыполнение необходимых мероприятий по охране труда и техники безопасности, нарушение условий стандартов, рецептур, технологии производства, ведущие к снижению качества продукции, а также к штрафам и санкциям;
- невыполнение плана текущего ремонта основных производственных фондов, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалифи-кации кадров, непроведение мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и т.д.
Предприятие работает как открытая система. Многие факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия, невозможно предотвратить, но предвидеть их и учесть при принятии управленческих решений можно.
Учитывая многообразие факторов, их положительное и отрицательное воздействие на финансовые результаты, необходимо принимать такие стратегические и тактические управленческие решения, которые способны удержать предприятие на «плаву», позволят ему адекватно реагировать на изменения, происходящие как внутри, так и вне предприятия.
Поиск резервов увеличения прибыли является индивидуальным для каждого конкретного предприятия. То, что приемлемо для одних, может быть негативным для других.
Только после тщательного
2 Анализ
ФОРМИРОВАНИЯ финансовых
2.1 Общая характеристика предприятия и основные итоги финансово-хозяйственной деятельности
Общество с ограниченной ответственностью «Грация» (ООО «Грация») является резидентом свободной экономической зоны «Витебск» (СЭЗ «Витебск») с 29 декабря 2000г. Зарегистрирована распоряжением №29 администрацией СЭЗ «Витебск» и является юридическим лицом Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, расчетный и валютный счета в учреждениях банка.
Уставный фонд ООО «Грация» составляет 65 млн. белорусских рублей. Основной вид деятельности – швейное производство корсетных изделий по заказу концерна «Триумф» (Германия).
По результатам работы в 2005 году ООО «Грация» стало призером городского конкурса на присвоение почетного звания «Лучший предприниматель 2005 года» в номинации «Предприниматель-экспортер».
Предприятие ООО «Грация» размещает
свое производство на арендованных площадях.
Так в настоящее время
Сейчас на предприятии начинается внедрение системы межоперационного контроля продукции. Использование данной системы позволит повысить качество проводимой на предприятии продукции, так как в конечном итоге от качества конечного продукта во многом и зависит конкурентоспособность фирмы.
Рассматривая систему качества, необходимо отметить следующее, что по роду своей деятельности ООО «Грация» сотрудничает с зарубежными фирмами, которые предъявляют к выпускаемой продукции очень высокие требования. Поэтому для того, чтобы полностью им удовлетворять, приходится постоянно обучать персонал.
Предприятие поставляет более 97 % всей произведенной продукции и услуг на экспорт (Германия, Россия, Литва, Латвия).
ООО «Грация» постоянно ищет новые заказы для обеспечения максимальной загрузки работников предприятия. В этом вопросе политика ее такова, что на предприятии должно постоянно размещаться несколько заказов. Только тогда это поможет уверенно смотреть в будущее.
Целями деятельности Общества являются более полное удовлетворение потребностей белорусского рынка в высококачественном женском белье путем организации в свободной экономической зоне «Витебск» швейного производства с использованием современного новейшего оборудования, передовых зарубежных технологий и ноу-хау, привлечение иностранных инвестиций в производство, увеличение экспорта данной продукции, а также получение прибыли.
Главной задачей предприятия в современных условиях становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых видов продукции, новых технологий и новых цен. С этой целью специалисты предприятия стараются тщательно отслеживать все изменения, происходящие на рынке (появление новых конкурентов, продукции, ее качественные характеристики, изменения в законодательстве и многое другое), ведется работа по нахождению новых рынков сбыта продукции, нахождение поставщиков высококачествен-ного сырья.
Помимо этого предприятием немало внимания уделяется и вопросам снижения затрат на производство продукции, т.к. именно это в конечном итоге является основным источником получения дополнительной прибыли, обеспечения более устойчивых позиций на рынке в виду того, что продукция становится конкурентоспособной по цене (главным образом в сравнении с продукцией российских предприятий).
Прежде чем приступить к исследованию финансовых результатов Общества, целесообразно иметь полное представление о достигнутых основных показателях деятельности предприятия и их динамике.
Основные экономические показатели деятельности предприятия в 2006-2007 годах представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели работы предприятия*
Показатели |
Ед. изм. |
2006 |
2007 | ||||
абсол. велич. |
уд.вес, % |
абсол. велич. |
уд.вес, % |
откло- нение |
темп роста,% | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка от реализации продукции (за вычетом налогов и платежей из выручки) |
млн. руб. |
4030 |
|
5046 |
|
+1016 |
125,2 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. руб. |
3435 |
4244 |
+809 |
123,5 | ||
Прибыль (убыток) от реализации продукции |
млн. руб. |
595 |
802 |
+207 |
134,7 | ||
Рентабельность реализованной продукции |
% |
17 |
19 |
+2 п.п. |
|||
Прибыль (убыток) отчетного периода |
млн. руб. |
468 |
739 |
+271 |
157,9 | ||
Объем производства продукции в отпускных ценах (за вычетом налогов и платежей из выручки): |
|||||||
- в фактических ценах |
млн.руб. |
3422 |
4541 |
+1119 |
132,7 | ||
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
руб. |
0,85 |
0,84 |
-0,01 |
98,8 | ||
Объем экспорта |
млн. руб. |
3113 |
4437 |
+1324 |
142,5 | ||
Удельный вес экспорта в объеме реализованной продукции
|
% |
77,25 |
87,93 |
+10,68 |
|||
Продолжение таблицы 2.1 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Стоимость запасов готовой продукции в сопоставимых отпускных ценах (за вычетом налогов и платежей из выручки) на конец периода |
млн. руб. |
593 |
623 |
+30 |
105,05 | ||
Производительность труда |
млн. руб./чел |
7,88 |
9,74 |
+1,86 |
123,6 | ||
Затраты на производство продукции, в том числе: |
млн. руб. |
3490 |
100 |
4358 |
100 |
+868 |
124,8 |
- материальные затраты |
млн. руб. |
169 |
4,8 |
206 |
4,7 |
+37 |
121,8 |
из них: топливно-энергетические ресурсы |
млн. руб. |
96 |
2,8 |
106 |
2,4 |
+10 |
110,4 |
- расходы на оплату труда |
млн. руб. |
1810 |
51,9 |
2256 |
51,8 |
+446 |
124,6 |
-амортизация основных средств и нематериальных активов |
млн. руб. |
44 |
1,26 |
81 |
1,8 |
+37 |
184,1 |
Основные средства |
млн. руб. |
1273 |
1836 |
+563 |
144,2 | ||
Запасы и затраты |
млн. руб. |
459 |
598 |
+139 |
130,3 | ||
Чистые активы |
млн. руб. |
1737 |
2495 |
+758 |
143,6 | ||
Среднесписочная численность работающих |
чел. |
434 |
466 |
+32 |
107,4 | ||
Среднемесячная заработная плата одного работающего |
тыс. руб. |
219 |
316 |
+97 |
144,3 | ||
Кредиторская задолженность |
млн. руб. |
1143 |
1142 |
-1 |
99,9 | ||
Дебиторская задолженность |
млн. руб. |
96 |
99 |
+3 |
103,1 |
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности на примере ООО "Грация"