Анализ эффективности инновационного проекта на примере ООО «ЭкоЗдрав»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в большей мере зависит не от имеющихся ресурсов, а от инновационного характера производства. Успешность внедрения во внешнюю высокотехнологичную рыночную среду определяется наличием в компании инновационного менеджмента, представители которого могут быстро реагировать на непрерывные изменения. В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………................ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы инновационных проектов и методов их оценки………………………………………………………………............................... 5
1.1 Понятие и сущность инновационных проектов…………………………….. 5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………………… 12
1.3 Классификация инновационных проектов………………………………….. 16
1.4 Роль инноваций в развитии предприятия…………………………………… 19
Глава 2. Анализ эффективности инновационных проектов…………………………. 24
2.1 Чистая приведенная стоимость (NPV)……………………………………… 25
2.2 Индекс рентабельности инвестиций (PI)…………………………………… 25
2.3 Внутренняя норма рентабельности (IRR)…………………………………… 26
2.4 Дисконтированный период окупаемости (DPP)……………………………. 27
2.5 Расчет срока окупаемости инвестиций (PP)………………………………… 27
Глава 3. Учет влияния рисков на эффективность проекта…………………………… 28
3.1 Анализ чувствительности проекта…………………………………………… 28
3.2 Многофакторная оценка рисков инновационного проекта………………… 31
Глава 4. Практическое применение методов анализа эффективности инновационных проектов, на примере ООО «ЭкоЗдрав»………………………………………………… 42
4.1 Описание проекта………………………………………………………………. 42
4.2 Расчет показателей эффективности инновационного проекта……………... 44
4.3 Многофакторная оценка рисков инновационного проекта…………………. 46
Заключение….……………………………………………………………………………... 48
Список литературы……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 149.21 Кб (Скачать файл)

 

 

Создание и реализация проекта включают следующие этапы:

  • формирование инвестиционного замысла (идеи);
  • исследование инвестиционных возможностей;
  • технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);
  • подготовка контрактной документации;
  • подготовка проектной документации;
  • строительно-монтажные работы;
  • эксплуатация объекта;
  • мониторинг экономических показателей. [8]

Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

Объектами инвестиций могут быть:

  • строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;
  • комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной программы (задачи).

Этап «исследование инвестиционных возможностей» предусматривает:

  • предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;
  • оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);
  • подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу учеников;
  • оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку коммерческой эффективности;
  • подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта;
  • утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;
  • подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Инновационный проект как и инвестиционный проект нуждается в технико-экономическом объяснении. Только на такой основе может быть получена требуемая информация для принятия решения об реализации проекта. Обобщение мирового опыта, проведенное ЮНИДО, позволило выработать следующие направления разработки ТЭО.[19]

  1. Предпосылки и история проекта (цели проекта, его ориентация, соответствие стратегии развития предприятия, льготы по налогообложению, стоимость уже проведенных прединвестиционных исследований, экономическое окружение).
  2. Анализ рынка и концепция маркетинга (возможности сбыта, конкурентная среда, перспективная программа продаж и номенклатура продукции, ценовая политика). Если направленность проекта связана с техническим перевооружением действующего производства, то маркетинговые разработки могут не проводиться.
  3. Место размещения с учетом технологических, климатических, социальных, экологических и иных факторов (радиус сбыта продукции, размещение поставщиков сырья и материалов, привлекательность региона для инвесторов с позиции развития инфраструктуры, наличие трудовых ресурсов и т. п.).
  4. Проектно-конструкторская часть (определение производственной мощности, выбор технологии, спецификация оборудования, объемы строительства, конструкторская документация, нормы расхода сырья, материалов, энергоресурсов, график амортизации оборудования в зависимости от выбранного метода расчета и т. п.).
  5. Материальные ресурсы (потребность, существующее и потенциальное положение с поставками сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей).
  6. Организация и накладные расходы (организационная схема управления, предполагаемые накладные расходы).
  7. Трудовые ресурсы (потребность, условия оплаты, необходимость обучения).
  8. График осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пусконаладочных работ).
  9. Экономическая и финансовая оценка проекта (полные инвестиционные издержки, источники финансирования, показатели экономической эффективности и финансовой устойчивости проекта).

Все указанные направления ТЭО тесно связаны между собой, взаимообусловлены в расчетном плане (показатели одного раздела служат расчетной основой для формирования соответствующих показателей в других разделах).[14]

В конечном счете, все проведенные по определенной методике исследования и расчеты аккумулируются в завершающей стадии ТЭО. Она имеет ключевое значение для принятия решения по инвестиционной привлекательности проекта и отбору проектов для финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Классификация инноваций

 

Для начала рассмотрим классификацию инноваций. Как правило, инновация носит системный характер, приводит к изменению всех или нескольких элементов сферы своего осуществления. Это связано с тем, что значимость любого более или менее серьезного новшества не ограничивается одной какой-то изолированной средой, а успешная его реализация требует взаимодействия различных элементов тех или иных комплексных процессов. Так, внедрение нового продукта, как правило, требует изменения технологии и организации производства, применения новых систем стимулирования труда и т.д.[3]

Инновация носит межфункциональный характер, создает "качественный" прыжок, ломает старые правила, приводит к выходу за пределы системы.

Анализ сущности инноваций и различных подходов к их классификации позволил выделить следующие основные группы инноваций, различающихся по:

• сфере приложения — научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;

• характеру удовлетворяемых потребностей — создающие новые потребности и развивающие существующие;

• предмету приложения — инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновации-рынки;

• степени радикальности — базисные, системные, прирастающие, псевдоинновации;

• глубине изменений — регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род;

• причинам возникновения — стратегические и реактивные (адаптивные);

• характеру воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы — архитектурные, революционные, нишесоздающие, регулярные;

• масштабам распространения — применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях;

• роли в процессе производства — основные и дополняющие;

• характеру связи с научным знанием — восходящие и нисходящие.

Первые две группы инноваций не нуждаются в дополнительном объяснении. Что касается некоторых других групп, то содержание входящих в них инноваций требует комментария.

Инновация-продукт — это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка новых продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов.

Инновация-процесс — это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта. Данные инновации менее рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.

Инновация-сервис — инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров).

Инновации-продукты и инновации-процессы тесно связаны и могут переходить друг в друга. Так, разработанные предприятием оборудование и инструмент, применяющиеся при производстве товарной продукции внутри предприятия и не выходящие за его пределы, являются инновациями-процессами. Если эти оборудование и инструмент продаются на сторону, то они становятся инновациями-продуктами. Если предприятие разрабатывает для внутреннего пользования усовершенствованное программное обеспечение — это инновация-процесс. Если это делает специализированная фирма с целью продажи программного обеспечения стороннему потребителю, то речь идет об инновации-продукте. Когда предприятие, выпускающее компьютеры, разрабатывает для них улучшенное программное обеспечение и снабжает им потребителей этих компьютеров, то предприятие осуществляет сервисные инновации.[2]

Рассмотрим другой срез классификации инноваций с делением их на базисные (радикальные), системные, улучшающие (прирастающие), псевдонововведения.

Базисные инновации — это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах. В качестве примера можно привести паровую машину, электричество, атомную энергетику, ксерографию, вакуумную трубку, транзисторы и т.д. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.

Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. К системным инновациям можно отнести использование вакуумной трубки в радио и телекоммуникационных системах, использование транзисторов в цифровых электронных технологиях. Первоначально они были предусмотрены для других целей: вакуумная трубка — для телефонных систем, а транзистор — для замены вакуумной трубки.

Улучшающие инновации — это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций. Например, изобретение вакуумной трубки потребовало улучшений по созданию вакуума, прежде чем она стала компонентом телефона. Тысячи инноваций были произведены по улучшению транзистора, на основе которых были созданы интегральные схемы, большие и сверхбольшие интегральные схемы.

Псевдоинновации — это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.[2]

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений во многом дополняет рассмотренную выше и позволяет более детально проследить переходы от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня. Данная классификация предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой.[7]

Инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций.

Инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы.

Инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.

Инновации третьего порядка — адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.

Инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучшение их полезных свойств (например, оснащение существующего электровоза более мощным двигателем).

Инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется.

Инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка).

Инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип (например, переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического железнодорожного транспорта транспортом на "воздушной подушке").[9]

Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить четыре типа инноваций: архитектурные, революционные, нишесоздающие и регулярные.

Архитектурные инновации — это инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей.

Революционные инновации приводят к устареванию продуктово-технологических возможностей, но не разрушают рыночно-продуктовые связи. Данный тип инноваций революционизирует традиционные рынки.

Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.

Регулярные инновации консервируют как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий, например, с помощью прирастающих инноваций, которые приводят к закреплению предприятий на старых рынках.[2]

Информация о работе Анализ эффективности инновационного проекта на примере ООО «ЭкоЗдрав»