Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ себестоимости продукции на предприятии, выявление основных направлений снижения затрат, предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления затратами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность затрат и их классификацию;
изучить процесс контроля затрата на предприятии;
изложить методику анализа затрат в системе управления;
проанализировать динамику и структуру производственных затрат предприятия;
Введение 3
1 Теоретические и методологические основы анализа 7
себестоимости продукции 7
1.1Сущность себестоимости и ее состав 7
1.2 Методы калькулирования себестоимости продукции 12
1.3 Методика анализа себестоимости продукции 16
2 Анализ себестоимости продукции ЗГШ ОАО «Нижнекамскшина» 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ динамики и структуры затрат на производство 35
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции предприятия 40
3 Основные направления снижения себестоимости продукции 50
3.1 Зарубежный опыт снижения себестоимости продукции 50
3.2 Характеристика мероприятий, направленных на снижение 57
себестоимости продукции в условиях финансово-экономического кризиса 57
3.3 Расчет себестоимости ОАО «Нижнекамскшина» на основе
маржинального анализа 61
Заключение 70
Список использованных источников 74
Содержание
Приложение В Затраты на производство ЗГШ за 2006г. ………….
Приложение Г Себестоимость покрышки ………….
Введение
В условиях рыночной экономики особое значение приобретает совершенствование организации управления предприятием, то есть процессом производства, эффективным использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов, основных фондов, материальных запасов и т.д.
С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
В последние годы наблюдается
тенденция к росту издержек производства
в связи с удорожанием стоимост
Затраты предприятия – расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении.
Деятельность любого
субъекта хозяйствования, занятого в
той или иной сфере деятельности,
связана с определенными
Субъекты хозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, - издержки обращения.
Данная тема является актуальной и своевременной, поскольку на предприятиях в последнее время управлению затратами на производство и реализацию продукции не уделяется достаточного внимания. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономики периода и международного опыта. Это позволит предприятию обеспечить оптимальный уровень издержек производства, максимизировать прибыль, повысить конкурентоспособность.
Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления. Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.
Данная дипломная работа посвящена одному из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия – анализ себестоимости продукции на предприятии. Для изложения теоретических основ данной темы послужили работы следующих отечественных исследователей: Трубочкиной М.И., Хамидуллиной Г.Р., Кондракова Н.П., Николаевой О.Е. и Шишковой Т.В., Сергеева И.В., Волкова В.П. и Ильина А.И., Савицкой Г.В. Также материалы специальных журналов: «Экономика и производство», «Менеджмент в России и за рубежом», «Журнал управления компанией», «Аудитор», «Экономический анализ: теория и практика», «Консультант директора».
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «Нижнекамскшина», а предметом исследования – анализ себестоимости продукции.
Целью дипломной работы является анализ себестоимости продукции на предприятии, выявление основных направлений снижения затрат, предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления затратами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методом исследования темы дипломной работы, которой служит необходимым условием достижения выше поставленной цели, является управление затратами, в основе которого лежит изучение изменения себестоимости за отчетный период по отдельным элементам затрат.
Данная работа содержит три главы, каждая из которых в свою очередь делится на три параграфа.
Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе работ отечественных авторов излагаются основные теоретические аспекты темы себестоимости продукции: раскрывается сущность затрат и основные виды классификации издержек производства; рассматриваются методы учета и системы управления затратами; изучается методика анализа затрат предприятия. Эта глава служит теоретическим обоснованием следующих двух глав дипломной работы.
Во второй главе проводится анализ производственных затрат ОАО «Нижнекамскшина»: рассматриваются основные направления и результаты работы предприятия; проводится анализ динамики и структуры затрат предприятия; факторный анализ затрат, позволяющий определить факторы, с помощью которых было обусловлено их снижение или увеличение; и, маржинальный анализ затрат, позволяющий выявить такой вид продукции, при выпуске которой предприятие имеет наибольший запас финансовой прочности.
В третьей главе рассматривается
совершенствование системы
1 Теоретические и
себестоимости продукции
Хозяйственная деятельность связана с производством товаров (работ и услуг) и их продвижением в результате реализации от производства до потребителей. На всех этих этапах имеют место затраты живого и овеществленного труда. В процессе создания продукции (товаров) определяется ее фактическая производственная себестоимость, включающая сумму затрат на изготовление продукции (товаров). А затраты, связанные с движение товаров от производства до потребителей, включая и их реализацию конечным потребителям, представляют собой издержки обращения. Их следует рассматривать как себестоимость закупки, доставки и реализации товаров.
Понятие затрат – это многофункциональная категория. На предприятиях торговли различают затраты на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты на организацию хозяйственной деятельности (транспортировку, хранение, подработку, подсортировку, упаковку, рекламу и реализацию товаров).
По любым затратам перед предприятием стоит главная задача – обеспечить их эффективное использование.
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения [5, c. 176].
Для анализа
уровня и динамики изменения стоимости
продукции используется ряд показателей.
К ним относятся: смета затрат
на производство, себестоимость товарной
и реализуемой продукции, снижение
себестоимости сравнимой
Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота [6, c. 80].
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции.
Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе [7, c. 165].
Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:
- по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;
- по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;
- по характеру данных, отражающих расчетный период фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
- по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.
Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата) [8, c. 338].
Различают четыре вида
Систематическое снижение себестоимости продукции дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся. Снижение себестоимости продукции - важнейший источник роста прибыли предприятий.
Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов.
Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:
Информация о работе Анализ экономической структуры организации