Анализ экономической структуры организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ себестоимости продукции на предприятии, выявление основных направлений снижения затрат, предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления затратами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность затрат и их классификацию;
изучить процесс контроля затрата на предприятии;
изложить методику анализа затрат в системе управления;
проанализировать динамику и структуру производственных затрат предприятия;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические и методологические основы анализа 7
себестоимости продукции 7
1.1Сущность себестоимости и ее состав 7
1.2 Методы калькулирования себестоимости продукции 12
1.3 Методика анализа себестоимости продукции 16
2 Анализ себестоимости продукции ЗГШ ОАО «Нижнекамскшина» 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ динамики и структуры затрат на производство 35
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции предприятия 40
3 Основные направления снижения себестоимости продукции 50
3.1 Зарубежный опыт снижения себестоимости продукции 50
3.2 Характеристика мероприятий, направленных на снижение 57
себестоимости продукции в условиях финансово-экономического кризиса 57
3.3 Расчет себестоимости ОАО «Нижнекамскшина» на основе
маржинального анализа 61
Заключение 70
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

Газизов.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

Что касается группировки издержек производства по экономическим элементам  и по статьям затрат, то на зарубежных предприятиях применяется группировка, близкая отечественной.

Таким образом, на предприятиях зарубежных стран осуществляется сравнительный анализ издержек производства конкурентов. Такой анализ позволяет сопоставить структуру издержек собственного производства со структурой издержек конкурентов, выявить их преимущества, а также излишние издержки у конкурентов и на основе этого анализа принять необходимые направления на улучшение структуры издержек производства, снижения этих издержек.

 

3.2 Характеристика мероприятий,  направленных на снижение

       себестоимости продукции в условиях финансово-

       экономического кризиса

 

Роль менеджмента затрат в том, чтобы найти и обеспечить наиболее экономичный способ производства продукции, (как в настоящий момент, так и в поддающейся прогнозированию перспективе). Собственнику не безразлично, а, напротив, наиболее важно, с помощью какой величины затрат создается изделие.

Очевидно, нельзя впадать в крайности  и пытаться учесть и оптимизировать все и вся, иначе затраты на управление могут быть выше, чем основные затраты. Определить, какими именно затратами надо управлять в первую очередь, помогают как детализация издержек и выделение наиболее существенных, так и стратегическое планирование, поскольку «куда идти» во многом определяет «как идти» и, соответственно, «сколько и на что тратить».

Выявлению резервов снижения затрат на производство продукции способствует экономический анализ, который был проведен на материалах завода ОАО «Нижнекамскшина».

Снижение затрат завода ОАО «Нижнекамскшина» возможно по двум направлениям: по источникам и по факторам. Под источниками понимают затраты, за счет экономии которых снижаются издержки предприятия. Факторы – есть количественные и качественные: характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятия, влияющие на уровень издержек в сторону их снижения или повышения.

Вместе с этим руководством завода ОАО «Нижнекамскшина» должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в 2008 году. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполненной с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштаба внедрения до начала этого года.

Снижение издержек происходит при создании автоматизированных систем управления (АСУ), совершенствования и модернизации существующей техники и технологии. Так, проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

Снижение издержек может произойти  в результате изменения в организации  производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшения использования  основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращение транспортных расходов; прочих факторов; повышающих уровень организации производства.

Успех мероприятий по снижению издержек зависит, прежде всего, от роста производительности труда работников,  обеспечивающим в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих.

Увеличение выработки продукции  на одного работника может быть достигнуто либо за счет организационно-технических  мероприятий (благодаря чему изменяется, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполнение работы), либо за счет перевыполнения установленных норм выработки (без проведения организационно-технических мероприятий) [28, с. 153].

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, завод ОАО «Нижнекамскшина» получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы работников, так как проводимые организационно-технические мероприятия с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снизить себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные  нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату работников в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии  по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (в общезаводских почти полностью)- условно-постоянные расходы. Это значит, что их общая сумма почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости [29, с. 72].

Изменение  номенклатуры и ассортимента продукции завода ОАО «Нижнекамскшина» является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.

Однако снижение издержек обеспечивается в основном под влиянием внутрипроизводственных факторов.

Процесс управления затратами предприятия  носит комплексный характер и  предусматривает решение следующих  вопросов:

  1. значение того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
  2. прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;

3. умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.

Управление затратами – это  умение экономить ресурсы и максимизировать  отдачу от них.

Для обеспечения развития шинной промышленности Республики Татарстан потребуется соответствующее развитие транспортной инфраструктуры..

Согласно принципу углубления переработки ускоренное развитие химической и нефтехимической промышленности республики, имеющей мощный потенциал освоения рентабельных наукоемких производств, способных обеспечить позитивные структурные и инновационные сдвиги в других секторах экономики, является приоритетом региональной промышленной политики.

Таким образом, развитие химии и нефтехимии республики связывается с решением следующих задач:

- повышение эффективности использования углеводородного сырья, достижение более глубокого передела продукции с выходом на конечную продукцию;

- повышение конкурентоспособности нефтехимической продукции по всем параметрам, производство новой высокотехнологичной продукции;

- повышение гибкости и ресурсоэнергоэффективности производства;

- расширение сырьевой базы производства - экономически эффективная переориентация производств на новые виды сырья, вовлечение в хозяйственный оборот новых источников сырья;

- обеспечение технологической сопряженности оборудования в комплексных технологических линиях с целью повышения производительности труда;

- снижение нагрузки на экосистемы за счет повышения технологичности производства и реализации природоохранных мероприятий и др.

 

3.3 Расчет  себестоимости   ОАО «Нижнекамскшина» на основе

      маржинального анализа

 

Управлению затратами на производство и реализацию продукции до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью, - и прогнозирования величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости "директ-костинг", которую еще называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием". Важным достоинством системы директ-костинг является возможность детально и качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами, маржинальными доходами и прибылью.

 В процессе анализа  на основе изучения взаимосвязи  объемов продаж, отпускных цен  на продукцию (работы, услуги), переменных  и постоянных расходов прогнозируют  финансовый результат деятельности                         организаций, определяют минимально необходимый объем продаж, обеспечивающий безубыточную работу, исследуют возможности получения прибыли за счет мобилизации всех имеющихся  резервов.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа  прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от                  традиционной методики анализа прибыли, применяемой на                       отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее  измерить влияние факторов.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж –  это зона безопасности (зона прибыли).

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

Зависимость «Затраты–Объем–Прибыль»  можно представить следующим  образом:

 

Вр = Зпост + Зперем + П,                                                                                 (3.1)

где   Вр – выручка от реализации;

Зпост – постоянные затраты;

Зперем – переменные затраты;

 П – прибыль.

 

Формула для расчета  маржинального дохода имеет вид:

 

МД = Зпост + П,                                                                                           (3.2)

где Зпост – постоянные затраты;

П – прибыль.

 

Также можно определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации и переменными  затратами:

 

МД = Вр – Зперем,                                                                                        (3.3)

где Вр – выручка от реализации;

Зперем – переменные затраты.

 

Безубыточный объем  продаж в стоимостном выражении (критический объем продаж) находится следующим образом:

 

Вкр = (Зпост´Вр)/МД,                                                                                   (3.4)

где Зпост – постоянные затраты;

Вр – выручка от реализации;

МД – маржинальный доход.

 

Безубыточный (критический) объем продаж в натуральном выражении определяется следующим образом:

 

Vкрпост/Ц-(УЗперем/V),                                                                             (3.5)

где Зпост – постоянные затраты;

Ц – цена;

УЗперем – удельные переменные затраты;

V – объем.

 

Для расчета точки  критического объема реализации в процентах  может быть использована формула:

 

Тбпост / МД * 100%,                                                                              (3.6)

где Зпост – постоянные затраты;

МД – маржинальный доход.

 

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям  аналитическим методом используется следующая формула:

 

ЗБ=(Вр–Вкр)/Вр * 100%,                                                                            (3.7)

где Вр – выручка от реализации;

Вкр – безубыточный объем продаж в стоимостном выражении.

 

Зону безопасности можно  найти по натуральным показателям:

 

ЗБ=(М–Vкр)/М * 100%,                                                                             (3.8)

где М – количество продукции в натуральных единицах;

Vкр – безубыточный объем продаж в натуральном выражении.

 

Продемонстрируем это  с помощью сравнительного анализа  в                                  таблице 3.2.

Используя формулы (3.1 – 3.8) и планируемые данные на 2009 год  предприятия произведем расчет вышеперечисленных показателей для покрышки П 11 00Р 20 КАМА-310СЕР ГРУЗ8Л33 в плановых показателях на 2009 год:

П = 501035893,1-46995784,41-422007069 = 32033039,69 руб.

МД = 46995784,41+32033039,69 = 79028824,1 руб.

Вкр, руб .= (46995784,41*501035893,1)/79028824,1 = 369586473 руб.

Информация о работе Анализ экономической структуры организации