Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ себестоимости продукции на предприятии, выявление основных направлений снижения затрат, предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления затратами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность затрат и их классификацию;
изучить процесс контроля затрата на предприятии;
изложить методику анализа затрат в системе управления;
проанализировать динамику и структуру производственных затрат предприятия;
Введение 3
1 Теоретические и методологические основы анализа 7
себестоимости продукции 7
1.1Сущность себестоимости и ее состав 7
1.2 Методы калькулирования себестоимости продукции 12
1.3 Методика анализа себестоимости продукции 16
2 Анализ себестоимости продукции ЗГШ ОАО «Нижнекамскшина» 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ динамики и структуры затрат на производство 35
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции предприятия 40
3 Основные направления снижения себестоимости продукции 50
3.1 Зарубежный опыт снижения себестоимости продукции 50
3.2 Характеристика мероприятий, направленных на снижение 57
себестоимости продукции в условиях финансово-экономического кризиса 57
3.3 Расчет себестоимости ОАО «Нижнекамскшина» на основе
маржинального анализа 61
Заключение 70
Список использованных источников 74
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию [32, c. 163].
Разность между фактическим
количеством реализованной
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы
Графический способ.
Рисунок 1.1 - Зависимость между прибылью, объёмом реализации продукции и её себестоимостью
П – производственная мощность предприятия
В – выручка предприятия
По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж — зона безопасности. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 2). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов - Rp. При объеме продаж О прибыль составит N руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии X точку критического объема продаж.
Рисунок 1.2 - Определение точки безубыточности
Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. На графике поменяем местами переменные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.
Рисунок 1.3 - Зависимость между объёмом реализации продукции, её себестоимостью и суммой прибыли
Для удобства вывода формул используем следующие обозначения:
Т - точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж);
Дм - маржинальный доход (общая сумма);
Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;
Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;
Ц - цена единицы продукции;
Н - непропорциональные (постоянные) затраты;
Рп - пропорциональные (переменные) затраты;
В - выручка от реализаций продукции;
К - количество проданной продукции в натуральных единицах;
V - удельные переменные затраты.
В соответствии с рис. 4 формула для расчета маржинального дохода имеет вид
Дм = П + Н.
График (рис. 4) позволяет также определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:
Дм = В - Рп.
Формула для расчета точки
или
Т = Н /( Дм /В) = Н / Ду. (1.4)
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула:
Т = Н / Дм × 100 %, (1.5)
Формула расчёта безубыточного объема реализации в натуральных единицах:
Т=К×Н/Дм,
Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Дс):
Дс = Дм / К
Отсюда Дм = К × Дс.
Тогда формулу (7) можно записать следующим образом:
Т = Н / Дс,
Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Р) и удельными переменными затратами (V):
Дс = Р- V.
Тогда, преобразовав формулу (10), критический объем реализации продукции можно рассчитать так:
Т = Н / (P – V)
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид
При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
Приведенные графики
и аналитические расчеты
Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:
(1.15)
Изменение точки безубыточности за счет:
суммы постоянных затрат -
цены реализации продукции -
удельных переменных затрат -
Зона безопасности:
Величина ее может измениться за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат. Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:
Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, определяем изменение зоны безопасности за счет каждого фактора в отдельности:
ЗБпл = (П1 – Т0)/ П1
ЗБусл1 =(П2- Т0)/ П2
ЗБусл2 = (П2 - Тусл1)/ П2
ЗБусл3 = (П2 - Тусл2)/ П2
ЗБф = (П2 - Тф)/ П2
Зона безопасности предприятия изменилась за счет:
объема продаж:
постоянных затрат:
цены продукции:
удельных переменных затрат: ЗБф - ЗБусл3
Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объём продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчётным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
Таким образом, с помощью маржинального анализа можно изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе полученных данных управлять процессом формирования величины прибыли.
Итак, раскрыв теоретические аспекты анализа себестоимости продукции перейдем конкретно к анализу себестоимости на примере ОАО «Нижнекамскшина».
2 Анализ себестоимости продукции ОАО ЗГШ
ОАО «Нижнекамскшина»
2.1 Характеристика предприятия
В 1967 году, в связи с развитием
нефтеперерабатывающей и
После того как строительство
шинного производства было
После получения в 1967 году, в связи с развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, возникла необходимость увеличения количества шинных заводов в Советском Союзе. Оснований для таких планов было достаточно: создана мощная сырьевая база, страна взяла курс на современное автомобилестроение, кроме того, автомобильным транспортом уже осуществлялась львиная доля грузоперевозок внутри страны. В апреле 1967 года министр В.Федоров поручает специалистам проработать вопрос о возможности строительства завода по производству автомобильных шин в составе Нижнекамского нефтехимкомбината (ныне ОАО «Нижнекамскнефтехим»). Была поставлена конкретная задача: обеспечить современными качественными шинами Волжский и Ульяновский автомобильные заводы, а также и парк автомобилей ближайших регионов.
Информация о работе Анализ экономической структуры организации